Назад, к средневековью
Для фашистских ретроградных тенденций в истории характерна идеализация средневековья. Ее пытается обосновать О. Вальцель в статье "Переоценка немецкого средневековья в современной литературе" ("Dichtung und Volkstum". 1935, Bel. 36, H. 4). Он отмечает, что современная немецкая литература возвращается к той оценке германского средневековья, которая была дана немецкими романтиками. Картина германского прошлого, нарисованная Шлегелем, Новалисом и Ад. Мюллером, была опорочена исторической наукой XIX в., а другой удар романтическому "миросозерцанию был нанесен созданием Германской империи. К средневековью стали относиться пренебрежительно, считая, что Бисмарку удалось осуществить то, чего не в силах были достигнуть средневековые императоры. Лишь мировая война и последующие события научили более глубокому пониманию своего прошлого. В смене подъема и упадка, характерной для германского средневековья, якобы обнаруживается "дух" немецкого народа (das deutsche Wesen). О. Вальцель приходит к этим выводам путем сравнения исторических романов Г. Фрейтага и Ф. Дана с рядом произведений последних лет (Э. Канторович, П. Эрнот, О. Гмелин, Г. Наумин, Э. Бертрам и др.).
* В статье "Der Kampf um Meister Eckehart" ("Tat", 1935, August) Фр. Шульце-Майцир рассказывает о происходящей в Германии дискуссии по поводу толкования творчества этого средневекового немецкого мистика. В то время как А. Розенберг и идеолога новой "германской религии" считают Эккарта крупнейшим представителем самобытной "истинно немецкой" религиозности, другие, как И. Кох и К. Киндт, видят в нем замаскированного представителя арабско-еврейской философии, представляющего таким образом опасность для "молодой, верной своей расе Германии". Церковь и ряд католических и протестантских писателей (Каррер, Демпф, Зееберс) изображают Эккарта ортодоксальным мыслителем.
В связи с этой борьбой предприняты издания сочинений Эккарта: одно выпускается обществом помощи германской науке (No ...
Читать далее