УКРАИНА И ФРАНЦИЯ

Борьба классов,  № 2, Май  1931, C. 74-77


ЗАПИСКА ВОЕННОЙ МИССИИ ГЕН. ТАБУИ В КИЕВЕ1

В момент, когда весь север России попал под большевистский режим, что означало анархию, социальную и военную дезорганизацию, полное бессилие перед Германией и, как следствие этого, очень близкий мир, естественно было, что Франция и ее союзники стремились с этого момента поддерживать различные автономные группировки, которые организовались на юге России: Украину, Бессарабию, казачьи области, Кубань, Кавказ. Хотя и в этих областях в значительной мере наблюдалась политическая, социальная и военная дезорганизации, но можно было надеяться, что здоровые элементы смогут остановить развитие анархии, перестроить на новых основах, организовать на федеративных началах новую Россию, которая имела бы решимость, если не продолжать активную борьбу, то, по крайней мере, сопротивляться врагу и отклонить позорный мир. Все это могло бы привести к сохранению России для будущего и служило бы интересам союзников.

Украина представляла для нас совершенно исключительный интерес своим значением, своим географическим положением и богатствами сельскохозяйственными и промышленными. Было необходимо срочно поддержать Украину для того, чтобы она могла образовать блок с Румынией против главного врага. Ген. Бертелло и граф Сент-Олер имели намерение уже в момент провозглашения украинской республики (7/20 ноября) послать в Киев нескольких офицеров, откомандированных от французской миссии в Румынии, и поручить им внедрить на Украине французское влияние и сотрудничество с украинскими главарями в военной и экономической областях. 20 ноября комендант Денц был командирован в Киев. Полковник Маршаль, подполковник Шанпен и несколько других офицеров прибыли в Киев 6 декабря. На следующий день прибыл в этот город ген. Табу и, прикомандированный к группе армий юго-западного фронта, который через некоторое время был назначен шефом миссии в Киеве. Все они вместе с офицерами, приехавшими из Ясс, к которым присоединилось несколько офицеров из миссии в России, составили французскую миссию на Украине.

Одновременно ген. Бертелло отправил в казачьи области полковника Гушера и несколько офицеров. Некоторое время группа французских офицеров уже находилась в Одессе, во главе с Аркье; несколько позже другая группа была организована в Бессарабии, в Кишиневе, с лейтенантом-полковником д'Албиа.

Офицеры, приехавшие из Румынии, имели очень точные инструкции: делать все для того, чтобы помешать или


--------------------------------------------------------------------------------

1 См. ст. Б. Штейна "Первый этап французской интервенции на Украине". Документ печатается в сокращенном виде.

стр. 74

--------------------------------------------------------------------------------

замедлить заключение мира, внушить доверие Украине, предложить ей помощь Франции.

Комендант Денц наметил первые вехи нашей политики и вошел в сношения с членами правительства и ответственными лицами различных национальностей, находившихся в Киеве (поляками, чехами, сербами и т. д.). Его первые телеграфные донесения в Яссы давали довольно благоприятное впечатление о ситуации с известной, быть может слишком оптимистической, тенденцией.

Ген. Табуи со своим генеральным штабом обосновался в Киеве на следующий день после того, как Украина, следуя примеру северного и западного фронтов, заключила перемирие. Настроение французских офицеров было несколько подавленное, заключение мира подорвало с самого начала то доверие, которое они готовы были оказать Украине.

Ген. Табуи полагал, что заключение перемирия диктует ему впредь до новых инструкций благоразумную сдержанность по отношению к правительству; он запросил, должно ли это обстоятельство изменить первоначальные инструкции; ожидая ответа, он прервал и велел прервать все официальные сношения с министрами.

12 декабря пришли инструкции из Ясс: ген. Бертелло сообщал, что согласно приказу, полученному из Парижа, французские офицеры, находящиеся на всей территории России, будут впредь зависеть не от главы миссии в России, а от главы миссии в Румынии. Политические инструкции ген. Табуи будет получать от гр. Сент-Олера при посредстве ген. Бертелло. Политические инструкции, сообщенные этого же числа, были следующие: "Перемирие не означает мир; Румыния была вовлечена в перемирие не столько по своей воле, сколько силою вещей и по инициативе ген. Щербачева; она не могла не подписать перемирия, когда все его подписывали, но она, повидимому, решила продолжать войну. Таким образом, необходимо со всей энергией продолжать намеченную работу: стараться выиграть время, задерживать мир, использовать все средства для политической и военной организации здоровых элементов юга России".

Несколько позже другие инструкции сообщили, что с точки зрения дипломатической Франция и Англия разделили юг: Франция получила в качестве зоны влияния Украину, Бессарабию и, сверх того, Румынию; Англия в качестве зоны влияния - казачьи области, Кубань, Кавказ.

В силу этих инструкций ген. Табуи сделался формальным полномочным представителем держав Антанты на Украине, все представители других государств были ему подчинены, поскольку это касалось проведения данной политики.

Выше мы говорили о впечатлении, вызванном известием о перемирии между Украиной и Румынией. Необходимо сказать, что несколько дней спустя после нашего приезда в Киев плохое впечатление, возникшее у нас благодаря этому событию, несколько ослабилось после того, как украинское правительство объяснило в "ноте послам союзных держав в Петрограде" мотивы, по которым оно подписало это перемирие. Оно объявило, что остается на стороне западных держав и хочет не сепаратного, а всеобщего мира (12 декабря 1917 г.).

После восьми дней бездействия и некоторой сдержанности позиций, использованных, прежде всего, для организации миссии, возобновились ежедневные сношения между французскими офицерами в Киеве и членами правительства. Этим последним ген. Табуи говорил: "Франция и союзники очень хорошо расположены к вам; они доверяют Украине, которую намерены скоро признать официально; они готовы оказать ей возможную помощь; я уполномочен обсудить с вами ваши потребности и возможность их удовлетворить".

Вопреки нашим надеждам министры не приняли безоговорочно этих предложений. Они ответили: "Сначала признайте нас, а после этого мы будем работать вместе". Казалось, они не понимали, что события, которые развертываются в России в продолжение многих месяцев, подсказывают союзникам необходимость известной осторожности и что прежде, чем признавать официаль-

стр. 75

--------------------------------------------------------------------------------

но Украину, Франция, естественно, ставит под некоторое сомнение ее искренность и требует гарантий.

Ответ, данный украинским правительством, не помешал французским офицерам из миссии продолжать общую работу с таким расчетом, чтобы в момент, когда будет объявлено об официальном признании, можно было бы без потери времени начать деятельное сотрудничество с Украиной.

Ген. Табуи во всех своих телеграммах, во всех донесениях настаивал на срочности официального признания Украины, так как, если этого не произойдет, Германия ее признает и возьмет под свое покровительство.

С другой стороны, ген. Табуи думал, что был большой смысл признать (и при том возможно скорее) Украину в границах, не определенных до конца, чтобы ничем не связывать себя в этом вопросе и сохранить свободу в будущем, поскольку речь идет о Польше, Румынии и казаках. Правильный подход к русской ситуации - и все об этом думали - заключался в том, чтобы сразу же после того, как события приняли дурной оборот, призвать японцев1 . Это можно было бы сделать сразу после бегства из Галиции, но и в декабре 1917 г. еще было время для этого. Не нужно думать, что такое решение было бы неприятно русским. Они склонились бы перед японской силой и притом легче, чем перед силой германской или австрийской.

31 декабря ген. Табуи получил сообщение, что он назначен комиссаром французской республики при украинской республике. Это не было официальным признанием, но украинское правительство считало, что это назначение равносильно признанию и молчаливо это приняло. Украинское правительство восприняло эту новость с удовольствием, но без энтузиазма. Было известно, что украинская политика вопреки нам была уже определена в направлении, по которому мы были бессильны следовать за ней. Было ли возможно сделать лучше и могло ли более быстрое признание изменить это направление? Я этого не думаю.

Из ноты послам от 12 декабря, из различных деклараций членов правительства, сделанных в это же время, казалось совершенно точно установленным, что Украина идет с нами против центральных держав и что она не хочет ничего кроме всеобщего мира. Однако необходимо сделать различие между внешними декларациями правительства и его тайными проектами. В действительности у правительства в декабре уже не было единодушия.

Какова могла быть политика французской миссии в Киеве в среде различных украинских партий? Сначала поддерживать партию молодых украинцев, явно франкофильскую, затем воздействовать на колеблющихся, на всех тех, кто не подвергся полному разложению, благодаря немецкой пропаганде и деньгам. Прежде всего необходимо было убеждать, что Германия не является победительницей, что в действительности она разбита или находится на пути к этому, о чем в России никто не догадывался.

Что касается торговли, то мы пытались им доказать, что они ошибаются: Германия возьмет их хлеб, но она бессильна дать им в обмен то, что им необходимо. Настроение, которое преобладало к концу года, - это настроение бессилия и, вследствие этого, страха.

Одна идея была выдвинута подполковником Шампеном: "Мы не можем помешать Украине заключить мир, - говорит он, - но мы должны напрячь все усилия, чтобы этот мир не слишком нарушал наши интересы; в частности, мы должны запретить впредь до заключения всеобщего мира всякую торговлю между Украиной и центральными державами".

Безусловным фактом является то, что около 10 января наше влияние в Киеве, столь значительное, стало падать. Вначале отношения с министрами были сердечные, они, быть может, были не вполне искренни, но они обещали нам ничего не делать против нас. После 10 января положение вещей меняется.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Антантовские империалисты, как видно из этого откровенного заявления, с самого начала, уже в 1917 г., решили вооруженной силой подавить Октябрьскую революцию. Так как продолжалась еще война и французские войска заняты были на фронте, они намерены были использовать японцев. В 1918 г. были использованы, как известно, чехо-словаки.

стр. 76

--------------------------------------------------------------------------------

Министры проявляют по отношению к нам подчеркнутую осторожность; 4-й универсал, появившийся около 25 января, провозглашает принципы, абсолютно противоположные тем, которые вначале служили базой наших разговоров. Эти новые принципы: полная независимость Украины, немедленный мир с центральными державами.

Когда стало видно, что министерство принимает определенно австрийскую ориентацию, ген. Табу и стал думать только об одном, как свергнуть это правительство и заменить его правительством более благоприятным для наших интересов. Для этого он опирался на партию младоукраинцев, которая, казалось, могла дать ему все гарантии. Среди элементов наиболее влиятельных в этой партии назовем Маркатуна, гроссмейстера франкмассонов, ген. Скоропадского, главу вольных казаков и его адъютанта Кочубея. Киевские франк-массоны с нами связаны. Их мечта была добиться соединения их лож с французскими ложами, и они рассчитывали на нас, чтобы добиться этих результатов. Партия младоукраинцев хотела поставить во главе Петлюру. Что касается ген. Скоропадского, то он был в тесных отношениях с самостийниками, партией полной независимости Украины, но Украины, оставшейся с союзной Францией. Эта партия мечтала о союзе Украины с Австрией против Германии, о союзе, в который она хотела бы втянуть и западные державы. Однако, так как мы категорически отвечали, что считаем совершенно невозможным отделять Австрию от Германии и что со всех точек зрения Франция не может менять свою политику с сегодня на завтра, ген. Скоропадский отказался от этой идеи австрийской политики и усвоил целиком точку зрения младоукраинцев.

В конце января разразился министерский кризис, довольно неприятный. Он совпал с 4-м универсалом, который явился декларацией нового правительства: полная независимость Украины, обещание немедленного мира, политика подчеркнутой демагогии.

В этот момент ген. Табуи получил уведомление об официальном признании Украины французским правительством. Однако именно в этот момент мы знали абсолютно достоверно, что украинское правительство готово заключить договор с центральными державами и предать союзников. Вот почему ген. Табуи считал, что не время доводить до сведения украинского правительства решение французского правительства, так как это не Украина, которую Франция и Англия хотели признать. Мотивы, в силу которых Табуи отложил сообщение о признании, были убедительны, а потому были одобрены. Французское правительство прибавило, что если Украина подпишет сепаратный мир, Франция и союзники прервут дипломатические отношения с ней.

Этот мир был подписан в день, когда большевики вошли в Киев. 12 февраля было получено сообщение, что украинцы возвращаются в Киев при поддержке австрийских армий. В этих условиях дальнейшее пребывание ген. Табуи в Киеве сделалось невозможным.

Василий П. · 3800 days ago 0 6150
Professional Authors' Comments:
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Library guests comments




Actions
Rate
0 votes
Publisher
Василий П.
Киев, Ukraine
28.11.2013 (3800 days ago)
Link
Permanent link to this publication:

https://elibrary.com.ua/modules/boonex/blogs/blogs.php?action=show_member_post&postUri=УКРАИНА-И-ФРАНЦИЯ&lang=en


© elibrary.com.ua
 
Library Partners

ELIBRARY.COM.UA - Digital Library of Ukraine

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
УКРАИНА И ФРАНЦИЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UA LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2024, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Ukraine


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android