ПЕРВЫЙ ОКЕАНОЛОГОГ

Автор: Деев М.Г.


Кандидат географических наук М.Г.ДЕЕВ, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

В ряду основоположников современной физической океанологии одно из ведущих мест принадлежит Николаю Николаевичу Зубову. Доктор географических наук, профессор, инженер контр-адмирал - титулов и званий у него было множество - он прожил долгую, трудную, насыщенную событиями жизнь. В памяти учеников и последователей навсегда сохранился его образ - крупного ученого, великолепного педагога, человека большой души.

Николай Николаевич родился 11 мая 1885 г. в семье штабс-ротмистра Астраханского драгунского полка Н. К. Зубова, принадлежавшего к разряду "служилого", т.е. жившего только на свое жалованье офицерства. Из гимназии мальчика определили в 1-й Санкт- Петербургский кадетский корпус, по окончании которого для продолжения военной карьеры нужно было выбрать соответствующее училище. Юноше предстояло повторить путь отца. Но судьба распорядилась иначе.

В детстве одной из его любимых книг был роман американского писателя XIX в. Германа Мелвилла "Моби Дик" - своеобразная поэтическая энциклопедия моря. Эта стихия в детские годы притягивала многих, но далеко не все отваживаются связать с ней жизнь. Николай в 16 лет настоял на своем решении стать морским офицером, и в 1901 г. оказался в числе воспитанников Морского кадетского корпуса - колыбели строевых командных кадров Императорского флота.

Личное дело каждого офицера России на протяжении всей службы сопровождал любопытный документ - Аттестационная тетрадь. Ее начинали заполнять, как только мальчик становился кадетом, и регистрировали в ней все успехи и провинности воспитанника. К тому же каждый год туда записывали пространную неформальную характеристику. В итоге получался перечень личностных качеств кадета или юнкера еще задолго до присвоения ему первого офицерского звания.

Вот одна из характеристик кадета Николая Зубова: "...Выдающихся способностей, с отличной памятью, добрый, сердечный, ласковый, с хорошей силой воли. Правдив и откровенен. Очень живой и впечатлительный. К старшим относится приветливо и почтительно. С товарищами живет дружно и влияет на них в хорошую сторону. Сильно привязан к матери. К требованиям заведения относится серьезно и сознательно: исполнителен, опрятен и любит порядок. Много читает и прекрасно владеет речью".

Из выпускной характеристики: "Твердого характера и сильной воли. Легко подчиняет своему влиянию товарищей. Чрезвычайно правдивый и разумно откровенный. Добрый и услужливый, но с сохранением своего достоинства. Товарищ в лучшем смысле слова. С прекрасными способностями и достаточно трудолюбив".

Став гардемарином Морского корпуса, Николай, как и все его однокашники, мечтал о золотых погонах на щегольском офицерском мундире. Но пока занятия сменялись практическими плаваниями на судах учебной эскадры, за которыми следовали короткие отпуска. И снова лекции, контрольные работы, экзамены.

В неполных девятнадцать он стал мичманом. Выпуск был досрочным - началась русско-японская война. В автобиографическом "Жизнеописании" об этом времени всего три строчки: "В 1904 г. окончил Морской корпус и был назначен в эскадру Рожественского. В чине мичмана на миноносце "Блестящий" участвовал в Цусимском бою. Был ранен, долго лечился". Зубова наградили орденами - св. Станислава 3-й степени, св. Анны 4-й степени с мечами и бантом с надписью "За храбрость". Оставшийся цусимский осколок пули еще более полувека напоминал ему о боевом крещении. А восемь лет спустя участились головные боли, и старший лейтенант Николай Зубов подал рапорт об отставке.

Но гражданская жизнь оказалась недолгой - началась первая мировая война. В октябре 1914 г. он - командир миноносца, кажется, самый молодой командир корабля в Русском флоте. А через несколько месяцев его перевели на должность флагманского штурманского офицера в штабе начальника дивизии подводных лодок Балтийского моря. В октябре 1915 г. подводная лодка "Кайман", на которой служил Зубов, захватила германский пароход и привела его в Або (шведское название финского порта Турку). За эту операцию он вновь представлен к награде - ордену св. Анны 3-й степени с мечами и бантом. В декабре 1915г. Николай Зубов произведен в капитаны 2-го ранга.

Все эти годы Николай Николаевич пишет и публикует статьи по военно- морскому искусству. В 1916 г. он составил "Курс тактической навигации" - первый учебник о маневрировании в бою. Записи в сохранившихся его послужных списках обрываются 1 ноября 1916г., когда была сделана последняя: "...Эскадренный миноносец "Мощный" 29 сентября с/г на законном основании принял и в командование вступил ...".

Интерес к гидрографии, а позже гидрологии моря и океанографии у Николая Николаевича возник задолго до завершения карьеры военного моряка. В 1910 г. он окончил гидрографическое отделение Военно- морской академии, потом проводил промерные работы в Баренцевом море, у берегов Новой Земли. В 1914 г., в период короткой отставки, Н. Н. Зубов стажировался в Норвегии на международных океанографических курсах при Институте геофизики в Бергене. Курсами руководил Б. Хелланд-Хансен, а среди лекторов были Ф. Нансен и В. Бьеркнес - основоположники науки о море. И неудивительно, что через несколько лет Николай Николаевич оказался начальником гидрологического отдела Плавучего морского научного института (Плавморнина) - первого в Советской России океанологического учреждения*.

Советская океанология тогда только зарождалась. Не было ни специалистов, ни экспедиционного оборудования, ни приборов. Не было вначале и судна - его почти кустарными методами создавали из недостроенной зверобойной шхуны "Персей". Энтузиазм, увлеченность, самоотдача, вера в успех позволили достроить и оборудовать корабль, вывести его в море и начать серьезные научные исследования, быстро выдвинувшие молодую советскую науку о море на передовые


--------------------------------------------------------------------------------
*См.: А. В. Шумилов. Под флагом "Персея". - Наука в России, 1996, N 3 (прим. ред.).
--------------------------------------------------------------------------------
рубежи. Работавшие тогда с Зубовым гидробиолог Л. А. Зенкевич и гидрофизик В. В. Шулейкин позднее стали академиками, гидробиолог В. Г. Богоров и геолог С. В. Обручев - членами-корреспондентами АН СССР. Доктора химических наук С. В. Бруевича называют основоположником школы советских гидрохимиков, доктор геолого- минералогических наук М. В. Кленова заложила основы новой науки - геологии моря*, А. А. Шорыгин, В. А. Яшнов и Б. К. Флеров стали докторами биологических наук, Т. И. Горшкова - доктором географических наук...

Рейс на "Персее" окончательно определил дальнейший жизненный путь Зубова. В 1924 г. он опубликовал свою первую статью по океанологии. За последующие девять лет появилось более тридцати работ. В 1932 г. на маленьком парусно-моторном боте "Николай Книпович" он впервые в истории арктического мореплавания обогнул с севера архипелаг Земля Франца-Иосифа. Этот отчаянно смелый ледовый рейс на деревянной скорлупке Николай Николаевич блестяще осуществил, опираясь на собственный, полностью подтвердившийся прогноз о благоприятной ледовой обстановке. Результаты были получены интереснейшие - океанологические работы проводились в районе, куда до этого не заходило ни одно исследовательское судно. В этом же плавании Зубов исправил ошибку Ф. Нансена, который в 1895 г. нанес на карту острова Ева и Лив, назвав их в честь жены и дочери. Как оказалось, они представляют собой один остров с низменным перешейком в центральной части. Но Н. Н. Зубов, всегда относившийся к Нансену с почтительностью, сохранил за ним имя Ева-Лив.

Через три года Н. Н. Зубов - научный руководитель высокоширотной экспедиции на ледокольном пароходе "Садко". В этом рейсе удалось достичь рекордной широты в свободном плавании: 82 град. 41',6 с. ш. на 87-м восточном меридиане. "До нас, - писал Зубов, - в центральной части полярного бассейна работал только Нансен на "Фраме" ("Фрам" пассивно дрейфовал, зажатый льдами. - М.Д.), но у него не было таких средств для исследований, какие были у нас. В результате мы получили единственные в мире коллекции морских организмов, донных отложений и образцов воды".

Результаты экспедиции на "Садко" оказались выдающимися для того времени: было пройдено 3 тыс. миль севернее 80-й параллели. Впервые удалось выйти за пределы материкового шельфа и создать комплексную океанологическую станцию непосредственно в Ледовитом океане. Наконец, были

--------------------------------------------------------------------------------
*См.: М. И. Ципоруха. Очарованная Севером. - Наука в России, 1998, N 5 (прим. ред.).
--------------------------------------------------------------------------------
открыты острова Неприметные и Ушакова, стерты белые пятна с географических карт в местах, до той поры никем не посещенных. Здесь как нельзя лучше проявилась научная смелость ученого. За эту экспедицию профессор И. Н. Зубов был награжден легковым автомобилем (личные машины тогда в СССР были исключительной редкостью).

"Естествоиспытатель" - ныне почти вышедшее из употребления слово. А между тем это человек, видящий в привычном, обыденном нечто новое, непознанное и умеющий разглядеть проявление той или иной закономерности. Николай Николаевич был именно естествоиспытателем. Его отличала широта взгляда на природу, энциклопедичность знаний, аналитический склад мышления и способность удивляться, которая, по словам А. Эйнштейна, лежит в основе любого научного открытия.

Примеров естествоиспытательской проницательности Зубова можно привести множество: благодаря ей появились динамический метод расчета океанских течений, представление о зимней вертикальной циркуляции и вентиляции придонных слоев, об уплотнении при смешивании вод различных температур и соленостей, правило дрейфа льдов и многое другое. Предложенные им динамические карты различных регионов Мирового океана послужили основой для десятков, если не сотен диссертационных работ.

В 1932 г. Н. Н. Зубов опубликовал небольшую брошюру "Гидрологические работы Морского научного института в юго-западной части Баренцева моря летом 1928 г. на э/с "Персей", Она стала одним из первых крупных отечественных трудов по физической океанологии. В ней он изложил, по крайней мере, четыре-пять важнейших результатов, каждый из которых был достоин диссертации докторского ранга. Как позже писал академик А. Ф. Трешников, "Кроме основных результатов в изучении гидрологии Баренцева моря, Н. Н. Зубов излагает в этом же труде теоретические положения, многие из которых впоследствии были развиты им и учениками в стройные теории, явившиеся основой океанологии". Здесь подчеркнем слова "основой океанологии". Ведь почетный член АН СССР Ю. М. Шокальский, признанный авторитет в этой области, пользовался термином "океанография". Зубов же первым ввел в обращение новый, более современный - "океанология" и, настаивая на новом названии науки, хотел тем подчеркнуть внутреннюю сущность, скрытый механизм океанических процессов ("логос" - понятие, учение).

Немало вопросов Николаю Николаевичу удалось решить, но многие он только поставил. Последнее способствовало тому, что его книги не потеряли значения до сих пор. Бесспорно, работы последних лет лучше отражают современный уровень знаний об океане, но в них как бы нет нерешенных проблем и складывается впечатление, что все давно известно, все изучено. Однако это далеко не так. Применяемый сегодня сложный математический аппарат создает иллюзию возможности расчета любых параметров океанической среды. На практике же оказывается, что рассчитать их очень трудно из-за незнания различных привходящих величин.

Зубов называл подобные исследования бесцельными "упражнениями в математике". Его же порой обвиняли в упрощенчестве, чрезмерной схематизации. В связи с этим он сам придумал шутливый термин - "боцманская океанология". Всякую, самую сложную теорию, любил повторять он, нужно стремиться излагать просто, доступно.

Я считаю себя учеником Николая Николаевича, поскольку являюсь учеником его учеников, так сказать, "внуком" Зубова. Возможно, поэтому мое мнение будет субъективным, но я убежден: его работы, внешне не столь эффектно математизированные, отличаются глубоким, подлинно естествоиспытательским проникновением в физику явлений. Упрощение и схематизация только помогают понять их механизм и лучше разглядеть сущность.

Академик Л. А. Зенкевич вспоминал: "В Н. Н. Зубове совмещался искрящийся талант с поразительным трудолюбием и умением работать... Я не знаю другого океанографа, который дал бы столько капитальных сочинений, а не компилятивных трудов, в которых больше чужого, чем своего. Каждая книга Николая Николаевича - это оригинальный творческий труд, плод большой мысли, большого таланта". Приведенное высказывание отражает главную особенность Зубова - умение много, плодотворно, творчески работать. Характер у него был не из легких: сослуживцы отмечали принципиальность и непримиримость в научных спорах, требовательность к сотрудникам, доходящую порой до беспощадности. Да, он любил, когда отмечали его успехи, но никогда не присваивал себе незаслуженного, подписывал только те статьи, которые написал лично.

Талант исследователя - редкий дар, талант педагогический встречается не чаще. Сочетание того и другого в одном человеке - случай выдающийся. И счастливы те, кому довелось учиться у Н. Н. Зубова. Методику гидрологических работ в открытом море его первые ученики начали постигать еще на "Персее". В 1932 г. он создал первую кафедру океанологии в Гидрометеорологическом институте (теперь в Санкт- Петербурге), в 1953 г. - кафедру океанологии в МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1944-48 гг., будучи директором Государственного океанографического института, организовал знаменитые "пятницы" - еженедельные научные семинары, ставшие своеобразной школой сотрудников института и многих специалистов из других учреждений. Спросите любого океанолога, начинавшего свою деятельность в те годы:

"Кто такой Зубов?", и в ответ услышите восхищенное: "О, Николай Николаевич!".

Вспоминает одна из его учениц Е. Г. Крыстева: "Он к нам обращался часто со словами "Дети мои!"... Для нас, военных и послевоенных детей, это обращение было очень нужным, необходимым. Он чувствовал себя нашим отцом, а мы - его детьми. Первую свою лекцию перед нами, первыми географами-океанологами МГУ, Николай Николаевич начал словами: "Я не могу научить вас науке о море. Я постараюсь научить вас работать". Так может сказать лишь истинный ученый, познавший безграничность своей науки, а значит, и науки вообще. Николай Николаевич всех нас без исключения сумел "зарядить" ею. Это удивительно, ведь некоторые из нас не обладали такими уж большими интеллектуальными возможностями. И все же каждому Зубов "подбросил" божественную искру и своим присутствием, влиянием, умом превратил ее в постоянно тлеющий уголек...".

Николай Николаевич Зубов скончался в Москве в ноябре 1960 г. и был похоронен на Новодевичьем кладбище, у древней монастырской стены. С той поры прошло сорок лет. Уже отслужили свой недолгий срок корабли, названные его именем, ушли из жизни многие ученики, но, как и прежде, продолжают жить и воспитывать новые поколения молодых людей, очарованных океаном, его непревзойденные книги. Созданные им "Морские воды и льды" (1938), "Льды Арктики" (1945), "Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов" (1954) и другие остаются классическими образцами научных монографий и лучшим памятником Ученому, Учителю и Человеку.

Александр Лебедев · 3776 days ago 0 6395
Professional Authors' Comments:
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Library guests comments




Actions
Rate
0 votes
Publisher
17.12.2013 (3776 days ago)
Link
Permanent link to this publication:

https://elibrary.com.ua/modules/boonex/blogs/blogs.php?action=show_member_post&postUri=ПЕРВЫЙ-ОКЕАНОЛОГОГ&lang=en


© elibrary.com.ua
 
Library Partners

ELIBRARY.COM.UA - Digital Library of Ukraine

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
ПЕРВЫЙ ОКЕАНОЛОГОГ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UA LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2024, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Ukraine


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android