Libmonster ID: UA-11683
Автор(ы) публикации: Е. М. МЯГКОВА

Французский ежегодник 2000: 200 лет Французской революции 1789 - 1799 гг.: Итоги юбилея. М. Эдиториал УРСС. 2000. 264 с.; Французский ежегодник 2001. М. Эдиториал УРСС. 2001. 264 с.

Появившийся в 1959 г. "Французский ежегодник" оставался на протяжении последующих тридцати лет одним из самых популярных и уважаемых периодических научных изданий. К сожалению, в 1990 г. его выпуск прервался. И вот теперь, 10 лет спустя, "Ежегодник" возродился. Сохраняя преемственность с прежним, он, однако, обладает и существенными отличиями. В частности, его редакция стремится преодолеть характерную для предшественника "многотемность". Во введении "К читателю", открывающем выпуск 2000 г., отличительная особенность обновленного "Ежегодника" определяется как специализация отдельных номеров, либо нескольких разделов, посвящаемых "конкретным и наиболее актуальным на текущий момент научным проблемам" (ФЕ 2000, с. 3).

Выбор Французской революции 1789 - 1799 гг. в качестве темы первого выпуска возрожденного издания вполне закономерен. Эта отрасль мирового франковедения пережила значительный подъем в связи с недавно отмечавшимся 200-летним юбилеем. Круглые даты, замечает главный редактор А. В. Чудинов, дают хороший повод для подведения итогов и определения перспектив дальнейшей работы, что особенно важно для российской историографии, находящейся в состоянии "смены вех", размывания и фактически полного разрушения прежней концептуальной основы (ФЕ 2000, с. 5, 23). В выпуске 2000 г. значительное место отведено анализу появившейся за последние 15 - 20 лет научной литературы.

По мнению А. В. Чудинова, основные компоненты "классической" формулировки ("буржуазная революция" разрушила "феодально- абсолютистский строй", открыв путь для "свободного развития капитализма") оказываются уязвимыми и вызывают серьезные возражения. Эвристическая ценность многих привычных понятий (феодализм, абсолютизм, буржуазия) была поставлена под сомнение еще в 80-е годы XX в. (часто независимо от субъективных намерений авторов).

Как показано в статье С. Ф. Блуменау, французская историография имела иные циклы развития. Предпринятая в 1960 - 1970-е годы Ф. Фюре и Д. Рише всеобъемлющая "ревизия" доказала ограниченность марксистской интерпретации. На смену социально-экономической проблематике стали приходить труды по политической истории, острее обнажавшей пристрастность самих исследователей. Так, ведущие научные направления в данной области условно подразделялись на неолиберальное, неоконсервативное и "якобинское". С середины же 1990-х годов на первый план выдвинулись сюжеты по истории культуры и ментальности, чему в немалой степени способствовала "миниреволюция методологического характера" (новые методы и источники) (ФЕ 2000, с. 36).

Содержательный обзор Л. А. Пименовой посвящен французской монархии Старого порядка и органически связан с вопросом о "происхождении" революции. Повышенное внимание к эпохе Просвещения, с точки зрения автора, обосновывается тем, что именно в этот период произошел переход от иерархической системы "партии"/клиентела (людей, объединенных родственными и дружескими связями, личной заинтересованностью и преданностью) к политическим группировкам (клубы и общества), членов которых сближали общие идеалы и принципы (ФЕ 2000, с. 58, 64).

Одним из интереснейших и дискуссионных аспектов остается проблема революционного насилия. Статья французского историка П. Генифе "Французская революция и Террор" концептуально расположена на пересечении доминирующих сегодня в историографии течений. Террор, по мнению автора, возникает в тот момент, когда власть присвоила себе полномочия

стр. 166


нарушать права человека, то есть фактически летом 1789 г. (учреждение Комитета для сбора информации о "подозрительных лицах"); он был прямым следствием революции, хотя и не вытекал неизбежно из принципов "Декларации прав человека и гражданина" (равенство прав, суверенитет народа); его сутью является братоубийственная война внутри фракций, осмысленное, запланированное насилие, целенаправленно используемое государством (ФЕ 2000).

Последней из затронутых в "Ежегоднике" проблем стала эпоха Термидора. Поворот III года Республики, по мнению Б. Бачко, был обусловлен сочетанием ряда различных факторов, тесно связанных между собой. Решения в области культуры, например, отвечали задачам термидорианской политики в целом: выйти из террора, завершить революцию построением правового государства и установлением конституционного порядка. Намереваясь радикально изменить существовавшую традицию, новое правительство, тем не менее, осознавало необходимость произвести общий демонтаж системы таким образом, чтобы не поставить под угрозу ни положительный опыт республиканского строя, ни легитимность Конвента.

Анализ культурной практики термидорианцев органично дополняется как рассмотрением других аспектов их деятельности (экономических и политико- идеологических), так и общим фоном "языкового творчества" эпохи. Привлекая внимание читателя к современному состоянию этого вопроса в отечественной историографии, Д. Ю. Бовыкин констатирует лишь отдельное смещение акцентов в общей оценке периода, о действительном же переосмыслении не может быть и речи (ФЕ 2000, с. 89).

Целый ряд ярких этюдов во втором разделе рецензируемого издания освещает малоизвестные эпизоды из жизни видных исторических деятелей Франции конца XVIII в.: Ж. -Б. Каррье, Э. Ж. Сийеса, Ж. Б. Бернадота, К. А. Сен-Симона, графа Прованского.

Тема выпуска 2001 г. - история элит во Франции эпохи Средневековья и Раннего нового времени - логически продолжает разговор, начатый в предыдущем. Действительно, в противовес господствовавшей линии ни изучение Французской революции "снизу", акцент стал перемещаться на "верхние этажи" государства и общества.

Эпоха постмодерна, с точки зрения П. Ю. Уварова, существенно повлияла на отказ от социального обобщения, вызвав известное разочарование в работе с "универсалиями" (например, самим понятием "дворянство"). Другая важная новация, привнесенная "лингвистическим поворотом", принуждала историка к пересмотру своего инструментария, переформулированию проблемы соотношения концепта и реальности. Наконец, изменилась сама манера историописания: вместо знания, претендующего на всеохватность и объективность, приходит знание субъективное, имеющее ценность только для данной социальной группы.

По мнению Р. Десимона, историк не может обойтись без анализа понятий и выражений, с помощью которых общество осмысливало свою собственную реальность. Их интерпретация должна подчиняться логике изучаемой, а не современной, эпохи. Однако небезопасно считать равноценными интеллектуальными инструментами термины, порожденные прошлым, и понятия, созданные сегодняшними социальными науками ("патрициат", "феодальная революция", "второе дворянство" и т. д.) (ФЕ 2001, с. 22 - 23).

Ж. Дюма убежден, что исследования элит кардинально обновились благодаря просопографии (методу коллективной биографии группы, обладающей определенными общими чертами). Ценность его определяется возможностью расширения хронологических и географических рамок исследования. Сотрудничество ученых, специализирующихся на разных периодах ("новистов" и "медиевистов"), открывает путь плодотворному сопоставлению целей и результатов исследования, а соединение усилий представителей разных стран является "категорическим императивом", спасающим от "близорукости концепций" и выводящих за "рамки французской исключительности" (ФЕ 2001, с. 136).

Вполне закономерно в этой связи внимание редакции к средневековой истории (остававшейся в заметном меньшинстве в прежнем издании): собранные в первом разделе статьи Ю. П. Крыловой, В. Н. Малова, Е. Е. Савицкого, А. И Сидорова, В. В. Шишкина демонстрируют различные аспекты новых подходов к решению назревших проблем.

Рассматривая историю возникновения и становления понятия "элита", А. В. Чудинов справедливо замечает, что оно не получило широкого распространения в отечественной историографии. Его едва ли можно считать полностью устоявшимся даже для французской исследовательской практики. Разные авторы вкладывают в него далеко не одинаковое содержание, предлагают свои определения, спорят о границах применения. Вместе с тем совокупность публикуемых во втором разделе материалов создает "неоконченный коллективный портрет" той социальной группы (сообщества трех сословий, объединенных идеалами Просвещения, общим менталитетом и дискурсом), которая выступила инициатором движения против абсолютной монархии и обеспечила институциональный переход от Ста-

стр. 167


рого порядка к Новому (ФЕ 2001, с. 124 - 125). Размышлениям над этим непростым вопросом Чудинов посвящает отдельный очерк, органично дополняющийся работами А. В. Гладышева, А. А. Демьянова, А. В. Тырсенко.

Повышенный интерес к изучению "элиты", где границы между идеологией и ментальностью оставались достаточно прозрачными, выводит на первый план проблематику умонастроений, мировоззрения, духовной жизни вообще. Так, французский историк Ф. Бурден пытается осмыслить процесс революционной аккультурации, поместив его в долгосрочную перспективу. С одной стороны, революция открыла путь для развития новой социабильности, отмеченной появлением публичной политики и рождением национального сознания. С другой - охватывая лишь меньшинство населения (буржуазию таланта), она сохранила нишу для возникновения настроений сопротивления, "того противодействия самой идее реформ, которое породило роялистскую контрреволюцию". Эта последняя не только предлагала иную систему взглядов (отчасти копировавшую структуры Старого порядка), но и содействовала образованию активного меньшинства, которое построило режим Реставрации (ФЕ 2001, с. 215). Предложенный автором сюжет тесно переплетается с содержательными статьями Д. Ю. Бовыкина и В. Ю. Сергиенко.

Обновленный "Французский ежегодник", таким образом, характеризуется ярко выраженным мировоззренческим плюрализмом и успешно преодолевает не только теоретико-методологическую одномерность прежнего издания, но и наметившееся с середины 1970-х годов определенное отставание от важнейших тенденций мировой исторической науки. Вместе с тем, редакция не приемлет резко политизированных дискуссий зарубежной историографии, которые при общей тенденции к "кантонизации", расщеплению исследовательского поля на отдельные небольшие секторы ("микрообъекты") парадоксальным образом снижают интерес к эмпирическим вопросам. Напротив, особое лицо отечественного франковедения во многом определяется процессом эволюционной "смены вех", не сопровождавшимся ни шумной полемикой, ни "развенчанием авторитетов". Отсутствие "драки на межах", по мнению Чудинова (ФЕ. 2000, с. 23), позволяет сохранить заметную преемственность с предшествующей эпохой и, следовательно, ослабить идеологическое начало в размышлениях ученых. Поэтому, в отличие от многих современных изданий, специализирующихся на обсуждении новейших методологий, содержание первых выпусков обновленного "Ежегодника" составляют, в основном, статьи по конкретной проблематике, где такие методики применяются; в некотором смысле его кредо можно сформулировать как "новый взгляд на старые сюжеты".

Прежний "Ежегодник" играл важную роль координационного центра исследований, осуществлявшихся по всей стране. Редакция нынешнего постаралась максимально сохранить обширную и разнообразную "географию": в первых двух выпусках приняли участие специалисты из Брянска, Казани, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Саратова. Следует положительно оценить и включение в первый том библиографии работ на русском языке, изданных в 1986 - 1999 гг. по проблемам Французской революции. Однако такого рода информация о современном состоянии мирового и отечественного франковедения должна быть в дальнейшем существенно расширена. Целесообразным с этой точки зрения выглядело бы и введение раздела научной критики, публикации подробных рецензий о наиболее важных трудах по истории Франции.

В целом же необходимо отметить серьезный успех возобновленного "Французского ежегодника", сумевшего не только сделать значительный шаг вперед в области современных теоретико-методологических подходов, но и органично соединить их с лучшими традициями прежнего издания.


© elibrary.com.ua

Постоянный адрес данной публикации:

https://elibrary.com.ua/m/articles/view/ФРАНЦУЗСКИЙ-ЕЖЕГОДНИК-2000-200-ЛЕТ-ФРАНЦУЗСКОЙ-РЕВОЛЮЦИИ-1789-1799-гг-ИТОГИ-ЮБИЛЕЯ-ФРАНЦУЗСКИЙ-ЕЖЕГОДНИК-2001

Похожие публикации: LУкраина LWorld Y G


Публикатор:

Україна ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://elibrary.com.ua/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е. М. МЯГКОВА, ФРАНЦУЗСКИЙ ЕЖЕГОДНИК 2000: 200 ЛЕТ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1789-1799 гг.: ИТОГИ ЮБИЛЕЯ. ФРАНЦУЗСКИЙ ЕЖЕГОДНИК 2001 // Киев: Библиотека Украины (ELIBRARY.COM.UA). Дата обновления: 03.03.2021. URL: https://elibrary.com.ua/m/articles/view/ФРАНЦУЗСКИЙ-ЕЖЕГОДНИК-2000-200-ЛЕТ-ФРАНЦУЗСКОЙ-РЕВОЛЮЦИИ-1789-1799-гг-ИТОГИ-ЮБИЛЕЯ-ФРАНЦУЗСКИЙ-ЕЖЕГОДНИК-2001 (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - Е. М. МЯГКОВА:

Е. М. МЯГКОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - УкраинаЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Україна Онлайн
Kyiv, Украина
308 просмотров рейтинг
03.03.2021 (1121 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
VASILY MARKUS
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Petro Semidolya
ВАСИЛЬ МАРКУСЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Petro Semidolya
МІЖНАРОДНА КОНФЕРЕНЦІЯ: ЛАТИНСЬКА СПАДЩИНА: ПОЛЬША, ЛИТВА, РУСЬ
Каталог: Вопросы науки 
7 дней(я) назад · от Petro Semidolya
КАЗИМИР ЯҐАЙЛОВИЧ І МЕНҐЛІ ҐІРЕЙ: ВІД ДРУЗІВ ДО ВОРОГІВ
Каталог: История 
7 дней(я) назад · от Petro Semidolya
Українці, як і їхні пращури баньшунські мані – ба-ді та інші сармати-дісці (чи-ді – червоні ді, бей-ді – білі ді, жун-ді – велетні ді, шаньжуни – горяни-велетні, юечжі – гутії) за думкою стародавніх китайців є «божественним військом».
9 дней(я) назад · от Павло Даныльченко
Zhvanko L. M. Refugees of the First World War: the Ukrainian dimension (1914-1918)
Каталог: История 
12 дней(я) назад · от Petro Semidolya
АНОНІМНИЙ "КАТАФАЛК РИЦЕРСЬКИЙ" (1650 р.) ПРО ПОЧАТОК КОЗАЦЬКОЇ РЕВОЛЮЦІЇ (КАМПАНІЯ 1648 р.)
Каталог: История 
17 дней(я) назад · от Petro Semidolya
VII НАУКОВІ ЧИТАННЯ, ПРИСВЯЧЕНІ ГЕТЬМАНОВІ ІВАНОВІ ВИГОВСЬКОМУ
Каталог: Вопросы науки 
17 дней(я) назад · от Petro Semidolya
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕС В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ: УСПЕХИ И НЕУДАЧИ
Каталог: Экономика 
26 дней(я) назад · от Petro Semidolya
SLOWING GLOBAL ECONOMY AND (SEMI)PERIPHERAL COUNTRIES
Каталог: Экономика 
32 дней(я) назад · от Petro Semidolya

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

ELIBRARY.COM.UA - Цифровая библиотека Эстонии

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

ФРАНЦУЗСКИЙ ЕЖЕГОДНИК 2000: 200 ЛЕТ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1789-1799 гг.: ИТОГИ ЮБИЛЕЯ. ФРАНЦУЗСКИЙ ЕЖЕГОДНИК 2001
 

Контакты редакции
Чат авторов: UA LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Украины © Все права защищены
2009-2024, ELIBRARY.COM.UA - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Украины


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android