Libmonster ID: UA-4465

Заглавие статьи КОНЦЕПТ "СОН" В ТВОРЧЕСКОМ ВЗАИМООТНОШЕНИИ М. ЦВЕТАЕВОЙ И А. ШТЕЙГЕРА
Автор(ы) А. А. Лидина
Источник Педагогическое образование и наука,  № 7, 2010, C. 32-35

А. А. Лидина

аспирант Института мировой литературы им. А. М. Горького

В статье предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидения как средств отражения действительности на примере творчества двух поэтов. Категории "сон" и "реальность" переплетаются в произведениях поэтов, выделяются параллели между поэтическим и сновидческим "Я". Литературное родство М. Цветаевой и А. Штейгера показано на уровне анализа образов "мать" и "сын" (потом "сирота") через призму сновидений.

Ключевые слова: М. Цветаева, А. Штейгер, концепт "сон", поэтическое "Я", сновидческое "Я", лейтмотивы "мать и сын", "реалистичность снов", ирреальный мир, эпистолярный роман, сирота.

Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена. Предшественниками М. Цветаевой в области введения снов в литературу были В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров и Л. Н. Толстой. Из современников М. Цветаевой тема сна находит свое отражение в творчестве К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой и Н. С. Гумилева. В данной работе предпринимается попытка рассмотрения

стр. 32

сна и сновидений как средств отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведений М. Цветаевой и А. Штейгера.

Тема "сна" является одной из дифференцированных в творчестве М. Цветаевой. Многие ее произведения основаны на концепции поэта-сновидца, описывающей творческие сны о себе и о мире. Поэт фиксирует свои сны, пытается их анализировать и воспринимать как действие, творческий акт: "Я сню свои сны... Мне сон не снится, я его сню" [1, с. 35]. Дневниковым записям о сне придает особую важность и наделяет их значимостью художественных текстов. Сон у Цветаевой играет роль отражателя потусторонних сил, отблеска "того мира": "Когда я вижу сны, т. е. - когда я их помню - я - горжусь, как никогда не гордилась в день окончания двухтысячестрочной вещи, - потому что сон - без моего участия, сам, данный, мне подаренный, чье-то внимание, доказательство, что чего-то - все-таки - стою" [2, с. 534-535].

Рассматривая тему сновидений, П. Флоренский заметил однажды, что сон - "ступень жизни в невидимом": он "восторгает душу в невидимое и дает даже самым нечутким из нас предощущение, что есть и иное, кроме того, что мы склонны считать единственной жизнью" [3, с. 96]. И в этом смысле сон - не меньшая реальность, чем явь.

В творчестве М. Цветаевой присутствует собственное осмысление концепта "сон", содержание которого раскрывается не в отдельных стихотворениях, а в контексте всего корпуса ее поэтических текстов. Когда откровения сновидений переходят в обычную жизнь, чувственный мир обогащается чем-то новым, особенным, одухотворенным. Сон был для нее стихией свободы: "Во сне я - на полной свободе" [4]. Без сновидений М. Цветаева не мыслила свою творческую деятельность: "Состояние творчества есть состояние сновидения" [5, с. 359]. "Мой любимый вид общения - потусторонний: сон. Письма как некий вид потустороннего общения...", - признавалась она в одном из писем Б. Пастернаку [6, с. 22].

Для поэтики М. Цветаевой можно выделить синонимический ряд: сон, тот свет, мечта, потусторонний мир, истинный мир.

В один ряд становятся концепты из разных противоположных миров, состояний, перемежаясь в литературном творчестве поэта. М. Цветаева провела четкую параллель между поэтическим "Я" и сновидческим "Я" и установила их схожесть. В статье "Поэты с историей и поэты без истории" (1933) мы находим: "...Стихи часто являют нам нечто скрытое, приглушенное и совсем заглушенное, чего и сам-то человек в себе не знал. Он бы и не узнал это о себе, если бы не стихотворчество. Действие сил, неведомых действующему и осознаваемых лишь в самый момент действия. Здесь аналогия со сновидениями. Ведь если бы сновидения были управляемы (а это могут некоторые люди, особенно дети), то эта аналогия сновидений со стихотворчеством была бы полной. То, что в тебе скрыто и закопано, а в стихах открыто и выражено, - и есть твое поэтическое "я", сновидческое "я". Другими словами, поэтическое "я" проступает как преданность души поэта особым снам, и это не воля его, а тайный источник всей его природы. "Я" поэта есть "я" сновидца плюс "я" творца слова. Поэтическое "я" - это "я" мечтателя, пробужденное вдохновенной речью и в этой речи явленное" [7, с. 400]. Интересно заметить, как поэт может вбирать в себя и мечтателя, и сновидца. Так и творит М. Цветаева, создавая литературные шедевры.

Вводя в произведения концепт "сон", М. И. Цветаева не всегда очерчивала границы сна и яви. На этом во многом основаны творческие взаимоотношения М. Цветаевой и А. Штейгера. Свое состояние очарованности А. Штейгером М. Цветаева сравнивала со сном, с видением. Началом взаимоотношений двух поэтов послужил подарок А. Штейгера - сборник "Эта жизнь. Книга Вторая" с восторженной дарственной надписью: "Марине Ивановне Цветаевой, великому поэту. От глубоко преданного А. Штейгера. 1932". 29-летний поэт А. Штейгер - потомок старинного баронского рода, брат поэтессы А. Головиной. Уже в ранних его стихах господствуют хандра, "душевная нужда", "сомнение и боль", тоска на берегу Сены по Неве, тоска, которую поэт не желает отдать никому, "чистая страсть тоски - лейтмотив всей... жизни" [8, с. 32].

стр. 33

Мы говорим о стихах из первого сборника "Этот день", вышедшего в Париже в 1928 г. В 1931 г. вышла книга "Эта жизнь". После выхода третьего сборника - "Неблагодарность", он прислал экземпляр М. Цветаевой, завязалась переписка. У поэтов появилось сильное желание встретиться. "Пишу Вам в свой последний свободный день. Завтра - 30-го - укладка, послезавтра - в тот самый замок, где мы нынче были с Вами - в моем сне. У нас с Вами была своя собака, т. е. Вашей светящейся белизной среди других загорелых лиц, Ваше лицо сверкало как серебро, и по этому сверканию (я и во сне близорука) я Вас узнала. Замок этот - в горах - и оттуда мне еще легче будет с Вами дружить. (Замок очень темный, весь в елях, - оттого Ваше лицо так и сверкало.)" [9, с. 15]. Во сне упоминается замок д'Арси в Верхней Савойе: М. Цветаева едет туда 7 августа 1936 г. Этот замок, ирреальный замок - то пространство, где поэтические души могут встретиться, невзирая на жизненные барьеры или сложности преодоления расстояний.

М. Цветаева, говоря о родстве ее к А. Штейгеру, занимает место матери во взаимоотношениях. Ответ М. Цветаевой на письмо не уцелел; смысл его состоял в вопросе: "Хотите ко мне в сыновья?". Образы "мать" и "сын" нашли свое литературное отражение в цикле, посвященном А. Штейгеру: "Я сегодня сосновый стан / Обгоняла на всех дорогах. / Я сегодня взяла тюльпан - / Как ребенка за подбородок" (16-17 августа 1936 г.).

И в еще большей мере тот же мотив защиты, сбережения от опасностей жизни проявлен в следующем стихотворении, подзаголовок которого "Пещера": "Могла бы - взяла бы / В утробу пещеры: / В пещеру дракона, / В трущобу пантеры... / Туда, где в дремоте, и в смуте, и в мраке, / Сплетаются ветви на вечные браки..." (27 августа 1936 г.).

Мотив детства и образ сына, стремящегося обратно в материнское лоно, А. Штейгер выразил в исповеди "Детство" - прообразе будущих воспоминаний. В письме от 15 сентября 1936 г. М. Цветаева говорит о своей материнской сути с юным поэтом, называя его своим сыном: "Встречи с Вами я жду не как встречи с незнакомым, а как встречи с сыном - не только заведомо родным, но мною рожденным, и которого у меня в детстве, в моем и его сне, отняли". "Я иногда думаю, что Вы - я", - в письме от 2 августа. Родительское отношение Цветаевой к Штейгеру прошло лейтмотивом сквозь весь их эпистолярный роман. Так, 8 августа в санаторий к Штейгеру пришло очередное письмо - в ответ на его весть о перенесенной операции, - и весь месяц Марина Ивановна писала ему почти каждый день. Она требует от несчастного, ожидающего операции, быть может, роковой, подробного отчета: "Что у Вас, в точности, с легкими?.. И что это была за опухоль?", - а когда операция осталась позади, настаивает на встрече. В точности повторяется история с тяжелобольным Рильке, которого Цветаева просила организовать их встречу. Она жаждет увидеть Штейгера, хотя поначалу пишет, что этого ей не нужно и что все покрывает сила ее мечты. Получился типично цветаевский односторонний роман. Ответы Штейгера, кроме одного, не сохранились. Да, это письма женщины, но в первую очередь это письма поэта, который любит не в "жизни, как она есть", а в "просторе души своей". И данную мысль Цветаева старается внушить адресату: она пишет, что пока в ней нуждается ее сын, она должна предпочитать его всему, "всем просторам души", "фактически и физически предпочитать", и этим купить свою внутреннюю свободу, те самые просторы души. Не парадокс ли: писать об этом - тому, кого считает своим же сыном? В этот самый момент она начинает его ощущать чем-то более всеобъемлющим: не своим сыном, а вселенской сиротой. Данное отношение найдет свое отражение в цикле "Стихи Сироте". Продолжая идею воссоединения матери и сына, Цветаева снова обращается к мотиву сна: "Когда я нынче думала о комнате, в которой мы бы с вами жили... я вдруг поняла, что такой комнаты - нет, потому что это должна быть не комната: отрицание ее; обратное ее, а именно: комната сна, растущая и сужающаяся, возникающая и пропадающая по необходимости внутреннего действия, с - когда надо - дверью, когда не надо - невозможностью ее. Комната сна (Вы види-

стр. 34

те сны?), та комната, которую мы сразу узнаем - и на которую немножко похожи, в памяти, наши детские". Здесь можно выявить параллель с перепиской М. Цветаевой и Р. Рильке, где "этот" мир через сон перевоплотился в "тот" мир и стал местом встречи двух поэтов.

Мотив сна А. Штейгер как преданный ученик затрагивает в своих поэтических произведениях. Причем тоже не устанавливает четкие границы между сном и реальностью: "Все об одном... На улице, в бюро, / За книжкой, за беседой, на концерте. / И даже сны... И даже (как старо!) / Вот вензель чертит и сейчас перо. / И так - до смерти. Да и после смерти..."

Переход из пространства видения, потусторонности в "этот" мир А. Штейгер описывает с грустью: "Нет в этой жизни тягостней минут, / Чем эта грань - не сон и не сознанье. / Ты уже не там, но ты еще не тут, / Еще не жизнь, уже существованье..."

Заметим, что представление М. Цветаевой о существовании потустороннего мира и сна как отражателя этого мира А. Штейгер наследует и переносит в свои поэтические произведения. Хотя ирреальность, переходящая в реальность, обогащается чем-то новым, одухотворенным. "Реалистичные" сны становятся главными литературными героями в произведениях поэтов.

Данное исследование показывает, что связующим мотивом литературного диалога А. Штейгера и М. Цветаевой является сон и его ипостаси. М. Цветаева считала сновидение одним из главных инструментов творения поэтических произведений. Сильные чары снов раскрывают психологию творчества "безмерной среди мер" М. Цветаевой и ее ученика, "сына" А. Штейгера. Проанализировав данную тему, можно с уверенностью сказать, что М. Цветаева относилась к своим собеседникам, поэтическим адресатам как к людям, которые составляли важнейшую часть ее натуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Цветаева М. И. Неизданное. Сводные тетради. - М., 1997.

2. Цветаева М. Собр. соч.: В 7 т. - Т. 7. - М., 1994.

3. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. - М., 1995.

4. Наследие Марины Ивановны Цветаевой // Берг А. Е. Письмо Ариадне от 28 июня 1936 г.

5. Цветаева М. Искусство при свете совести // Собр. соч.: В 7 т. - Т. 5. М.: Эллис Лак, 1994.

6. Письмо Цветаевой Пастернаку. Ок. 19 ноября 1922 г. // Цветаева М. Борис Пастернак. Души начинают видеть. Письма 1922-1936 годов / Изд. подг. Е. Б. Коркина и И. Д. Шевеленко. - М.: Вагриус, 2004.

7. Цветаева М. Поэты с историей и поэты без истории // Собр. соч.: В 7 т. - Т. 5. - М.: Эллис Лак, 1994.

8. Письмо от 8 августа 1936 г. // Цветаева М. Письма Анатолию Штейгеру. - Калининград: Луч-1, 1994.

9. Письмо от 29 июля 1936 г. // Цветаева М. Письма Анатолию Штейгеру. - Калининград: Луч-1, 1994.

THE DREAM CONCEPT IN CREATIVE MUTUAL RELATIONS OF M. TSVETAEVA AND A. SHTEIGER

A.A. Lidina

post-graduate student of the Institute of Global Literature after M. Gorky

The article is devoted to analysis of dream process and dream as a mean of validity reflexion on the example of creativity of two poets. Categories "dream" and "reality" intertwine in works of the poets, parallels between poetic and dreamt "I" are allocated in the article. M. Tsvetaeva's and A. Shteiger's literary relationship is shown in analysis of images "mother" and "son" (then "orphan") through a prism of dreams.

Keywords: M. Tsvetaeva, A. Shteiger, dream concept, poetic "I", dreamt "I", leading idea "mother and son", "realness of dreams", not real world, epistolary novel, orphan.


© elibrary.com.ua

Постоянный адрес данной публикации:

https://elibrary.com.ua/m/articles/view/КОНЦЕПТ-СОН-В-ТВОРЧЕСКОМ-ВЗАИМООТНОШЕНИИ-М-ЦВЕТАЕВОЙ-И-А-ШТЕЙГЕРА

Похожие публикации: LУкраина LWorld Y G


Публикатор:

Пятрусь БалэпкаКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://elibrary.com.ua/pyatrys

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

КОНЦЕПТ "СОН" В ТВОРЧЕСКОМ ВЗАИМООТНОШЕНИИ М. ЦВЕТАЕВОЙ И А. ШТЕЙГЕРА // Киев: Библиотека Украины (ELIBRARY.COM.UA). Дата обновления: 12.10.2014. URL: https://elibrary.com.ua/m/articles/view/КОНЦЕПТ-СОН-В-ТВОРЧЕСКОМ-ВЗАИМООТНОШЕНИИ-М-ЦВЕТАЕВОЙ-И-А-ШТЕЙГЕРА (дата обращения: 29.03.2024).

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Пятрусь Балэпка
Гомель, Беларусь
1656 просмотров рейтинг
12.10.2014 (3456 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
VASILY MARKUS
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Petro Semidolya
ВАСИЛЬ МАРКУСЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Petro Semidolya
МІЖНАРОДНА КОНФЕРЕНЦІЯ: ЛАТИНСЬКА СПАДЩИНА: ПОЛЬША, ЛИТВА, РУСЬ
Каталог: Вопросы науки 
8 дней(я) назад · от Petro Semidolya
КАЗИМИР ЯҐАЙЛОВИЧ І МЕНҐЛІ ҐІРЕЙ: ВІД ДРУЗІВ ДО ВОРОГІВ
Каталог: История 
8 дней(я) назад · от Petro Semidolya
Українці, як і їхні пращури баньшунські мані – ба-ді та інші сармати-дісці (чи-ді – червоні ді, бей-ді – білі ді, жун-ді – велетні ді, шаньжуни – горяни-велетні, юечжі – гутії) за думкою стародавніх китайців є «божественним військом».
10 дней(я) назад · от Павло Даныльченко
Zhvanko L. M. Refugees of the First World War: the Ukrainian dimension (1914-1918)
Каталог: История 
13 дней(я) назад · от Petro Semidolya
АНОНІМНИЙ "КАТАФАЛК РИЦЕРСЬКИЙ" (1650 р.) ПРО ПОЧАТОК КОЗАЦЬКОЇ РЕВОЛЮЦІЇ (КАМПАНІЯ 1648 р.)
Каталог: История 
18 дней(я) назад · от Petro Semidolya
VII НАУКОВІ ЧИТАННЯ, ПРИСВЯЧЕНІ ГЕТЬМАНОВІ ІВАНОВІ ВИГОВСЬКОМУ
Каталог: Вопросы науки 
18 дней(я) назад · от Petro Semidolya
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕС В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ: УСПЕХИ И НЕУДАЧИ
Каталог: Экономика 
27 дней(я) назад · от Petro Semidolya
SLOWING GLOBAL ECONOMY AND (SEMI)PERIPHERAL COUNTRIES
Каталог: Экономика 
33 дней(я) назад · от Petro Semidolya

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

ELIBRARY.COM.UA - Цифровая библиотека Эстонии

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

КОНЦЕПТ "СОН" В ТВОРЧЕСКОМ ВЗАИМООТНОШЕНИИ М. ЦВЕТАЕВОЙ И А. ШТЕЙГЕРА
 

Контакты редакции
Чат авторов: UA LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Украины © Все права защищены
2009-2024, ELIBRARY.COM.UA - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Украины


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android