Berlin: Christof Links, 2010. 500 S.
В начале XX в. был завершен территориальный раздел мира между европейскими державами. Не последнее и даже лидирующее место в этом процессе занимала Германия, колониальная политика которой в конце XIX в. вышла на новый этап своей эволюции. В разработке проблем внешней политики Германии, связанных с европейским направлением, немецкая историография достигла значительных результатов. В связи с этим можно выделить исследования Ханса Фенске, Ханса-Ульриха Велера, Йорга Фиша. Однако тема колониальной политики в Африканском и Азиатском регионах долгое время оставалась второстепенной. Изменения в направлении исследований произошли в последние десятилетия, когда появились работы, например, Джорджа Баландера, Хорста Дрешлера, Изабель Хюль.
Значительным достижением современной историографии колониализма можно считать книгу немецкой исследовательницы Сузанны Кусс. Ее монография благодаря своей новизне и актуальности стала заметным событием в научном сообществе. Автор, с одной стороны, обобщила уже имевшийся материал по истории колониальных войн, с другой - проанализировала их малоизученные аспекты. В работе, например, была рассмотрена война Маджи-маджи в Восточной Африке, которая также имела и колониальный подтекст.
С. Кусс в своей монографии не стремится изучить колониальные войны в целом. По ее словам, цель исследования - проанализировать виды и причины насилия, совершенного в трех "крупных" колониальных войнах: "боксерском восстании" в Китае (1900-1901), войне гереро и нама в немецкой Юго-Восточной Африке (1904-1907) и войне Маджи-маджи в Восточной Африке (1905 1908). Вполне обоснованной является позиция автора в том, что не только мотивы и намерения, но и ментальные и психические предрасположенности военнослужащих становились причинами насильственных действий в колониальных войнах. Неопровержимо то, что любая война, в том числе колониальная, - акт насилия; ее мощь не может быть существенно ограничена международными и правовыми обычаями. Немецкая исследовательница вводит в свою научную работу понятие "крайнее насилие" и отмечает, что "совершаемое в войне так называемое крайнее насилие (также обозначаемое как чрезмерное или варварское) совершенно отдалилось от цели военного успеха. Оно совершается, когда сопротивление остановлено или победа достигнута. Это насильственные действия, которые являются излишними и ненужными в достижении поставленной цели. Крайнее насилие может быть направлено на объекты и при этом принимать форму реквизиции, контрибуции, мародерства или разрушительной... тактики выжженной земли" (S. 11). Автор приходит к выводу, что насилие было следствием особых обстоятельств, вытекающих из условий колониальных театров военных действий.
Стоит отметить, что структура монографии достаточно четкая: она делится на пять основных разделов.
В первой главе обосновывается цель исследования и дается определение основным терминам, которые используются в работе ("колониальная война", "насилие в войне"), проводится историографический обзор с элементами собственной оценки, а также обосновываются методы, применяемые в научной работе. Как отмечает автор монографии, чтобы объяснить виды и причины насилия,
С. Кусс. Немецкие военнослужащие на колониальном театре военных действий. Эскалация насилия в начале XX в. Берлин: Кристоф Линкс, 2010. 500 с.
совершаемого немецкими войсками в колониальных войнах, она использует метод концепта театра военных действий (S. 32). Употребляемое в специальной литературе понятие "театр военных действий" всегда неопределенно: обычные справочные издания с ним незнакомы. Другое аналогичное понятие "военный театр" (Theater of war, theatre de la guerre) в еще большей степени ограничивает возможности для всестороннего освещения проблематики. С. Кусс трактует понятие "театр военных действий" более широко как сумму различных факторов - и включает в него три важнейших пространственных аспекта: географическое, социальное и воображаемое пространство. Именно в использовании многофакторного подхода заключается новизна методологической базы данной работы.
Вторая глава книги содержит обширный фактологический материал анализ трех крупных колониальных войн начала XX в., упоминавшихся выше. Автор четко определяет хронологические границы колониальных конфликтов и выделяет их важнейшие периоды.
Наиболее полно рассмотрены многочисленные аспекты колониального театра военных действий в третьей главе монографии. Большое внимание здесь уделено психологии колониальных солдат. Можно согласиться с С. Кусс в том, что любая колониальная война готовится не только политически, но и идеологически. Так, автор анализирует психологические установки, которые складывались среди немецких солдат и были связаны с формированием образа врага, характерного для того или иного колониального конфликта.
Неотъемлемой частью любой войны являются используемые военные и морские силы. Очевидно, что армия и флот давали солдатам пригодное для войны оружие и институциональные знания о ведении военных действий. С. Кусс причисляет к военным знаниям технические сведения и навыки, такие как владение оружием, тактические ноу-хау о различных видах боя, а также определенные способы поведения - их общие принципы и правовые нормы. Немецкая исследовательница делает достаточно неожиданный вывод о том, что большинство немецких солдат не были подготовлены к участию в колониальной войне ни в техническом, ни в теоретическом, ни в практическом отношении. Они смогли лишь усвоить сведения, установленные для европейских войн, но не были приспособлены к специфике колониальных. Перевес в борьбе с местным населением немецкая армия получила только за счет более совершенного оружия. Исходя из этого, С. Кусс подчеркивает: "Вооружение немецких солдат хоть и внушало им чувство силы и уверенности, но в некоторых обстоятельствах оно могло оказаться обманчивым. Важным моментом является тот факт, что оружие в колониальных войнах было больше чем вспомогательным средством ведения войны, его наличие или отсутствие, функционирование или не функционирование могли оказаться важнее тактики" (S. 178).
Отмечу, что впервые для исследований данной тематики в рецензируемой монографии достаточно полно рассмотрен вопрос о медицинском обеспечении немецких солдат в войнах за колонии. По мнению С. Кусс, сложные природные условия колоний приводили к тяжелой длительной акклиматизации, вспышкам инфекций среди немецких солдат, что мешало успешным военным действиям.
Отмечает она и такую преграду на пути к завершению колониальных войн, как этническая проблематика. Психология местных жителей кардинальным образом отличалась от европейской. Большое количество этнических групп, встречавшееся немецким солдатам, создавало нерушимый культурный барьер. Важно отметить, что в войне в африканских колониях немцы не могли отказаться от помощи посредников из местного населения, которые знали географические, климатические условия и привычки повстанцев. Однако использование местных наемных отрядов наталкивалось на определенные трудности: местные солдаты-помощники зачастую использовали колониальные войны, чтобы преследовать собственные военные цели. Наряду с этим С. Кусс приводит интереснейшие факты, связанные с формированием китайских отрядов в Циндао. Она отмечает: "По примеру сформированного в 1899 г. Великобританией китайского отряда, с образованием немецкого "китайского отряда", прежде всего делалась попытка снизить расходы на содержание личного состава участие немецких солдат в патрулировании местностей считалось слишком затратным. Использование 120 китайских вместо того же количества немецких солдат должно было позволить экономить 36 тыс. марок ежегодно" (S. 156). Помимо этого немецкие власти пытались найти компромисс в совместном существовании немецких и китайских отрядов. "Чтобы отделить немецкий отряд от китайского, немецкое управление большое значение придавало различимым признакам относительно организации, места расположения и обмундирования. Так, униформа китайских солдат была наполовину европейской, наполовину азиатской. Летом они носили форму цвета хаки, широкую соломенную шляпу и сандалии, зимой - вельветовый костюм с маньчжурской шапкой и ботинки на шнуровке. От вооружения низкокачественным оружием - как это было принято в Афри-
ке - было решено отказаться, так как армия Китая постоянно была оснащена самым современным оружием" (S. 157).
Можно согласиться с точкой зрения автора в том, что помимо указанных фактов войны вызывали в самой Германии внутренние изменения и ожесточенные споры. Многочисленные статьи в прессе в начале XX в. по поводу немецкого милитаризма, дебаты в рейхстаге также формировали картину колониальных конфликтов. В результате колониальных войн в Германии сложилось целое поколение, состоявшее из мультифункциональных солдат.
Очевидно, что научная ценность рецензируемой монографии заключается еще и в привлечении автором обширного источникового материала, включенного в четвертую главу. В ней приводятся воспоминания, оценки современников тех событий, сообщения военных из Китая и Африки, которые свидетельствовали о стратегии ведения войн, информация о союзах бывших фронтовиков. Автор приводит ценный каталог имен наиболее значительных деятелей колониальных войн, а также перечень основных видов вооружений.
Проанализировав некоторые аспекты научной работы, можно прийти к выводу, что монография С. Кусс имеет важное значение для дальнейшего изучения вопросов колониализма. Колоссальная роль, которую сыграла Германия в колониальных войнах, еще долгое время будет находиться в центре внимания исследователей. Дальнейшее изучение немецкой колониальной политики и анализ германской колониальной идеологии будут способствовать расширению объема научных знаний по истории колониализма.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2009-2025, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |