Но, к сожалению, офицеры и их семьи здесь никому не нужны, находятся на положении бедных родственников. В ОДО даже нет комнаты отдыха, где можно было бы посидеть, посмотреть телевизор, в уютной обстановке поговорить с товарищами. Лучшие залы и помещения заняты различными офисами, коммерческими банками, магазинами по продаже дорогой мебели, видео- и радиотехники - то есть товарами, которые нам просто не по карману.
В одну из суббот мы с мужем все-таки решились посетить Дом офицеров, где проходил молодежный вечер. И были в шоке от того, что увидели. Больно было смотреть, как на фоне портретов великих полководцев, героев России, павших в боях, в пьяном угаре бесновалась "золотая молодежь". Больно и обидно за то, что гаснет огонек культуры, что дурная слава места сомнительных тусовок легла на наш окружной Дом офицеров.
Жена офицера Ольга Ивановна СИМОНОВА. Самара.
В принципе это письмо можно было бы опубликовать и без нашего редакционного комментария. Ну о чем тут еще рассуждать? Разве добавить, что письма похожего содержания в почте газеты встречаются не впервой, и география их - "от Москвы до самых до окраин".
"Гаснет огонек культуры" - это читательница из Самары еще деликатно выразилась. Иногда вообще закрадывается мысль: а не обманываем ли мы себя, продолжая по инерции называть наши Дома офицеров вот таким образом? Может, это уже какие-то другие дома, от которых офицерам и членам их семей лучше вообще держаться бы подальше?
Да, трудно не поддаться бурным эмоциям, вплоть до раздражительности, говоря о том, что происходит в последние годы в сфере культуры, в том числе и армейской. И все же попытаемся.
Как ни надоело это выслушивать сегодня буквально по любому поводу, но на более или менее достойное поддержание культурной деятельности в войсках элементарно не хватает денег. На всю армейскую культуру в этом году выделено 25 миллиардов рублей, а минимальная потребность составляет 64,3 млрд. Вот главная причина, почему военные учреждения культуры вынуждены, грубо говоря, торговать собой. И один из основных тут источников получения доходов - как раз-то сдача в аренду помещений и имущества Домов офицеров, а также оказание платных услуг и долевое участие в коммерческих предприятиях. Такого рода деятельность на настоящий момент обеспечивает в целом по военным учреждениям культуры более 40 процентов финансирования всех их производственных расходов.
Поэтому совершенно не исключено, уважаемая Ольга Ивановна, что так возмутивший вас и нас "вечер отдыха" для самарских богатеев устраивался с целью латания финансовых прорех. Вроде бы и во благо вам, как бы ни издевательски это звучало. Во всяком случае подобные "мероприятия" не противоречат ныне действующим документам, регламентирующим хозяйственную и финансовую деятельность военных учреждений культуры.
Другое дело, что теми же нормативными документами предписывается направлять средства от коммерческой деятельности на улучшение культурной работы с военнослужащими. Но это положение весьма расплывчато. Под "улучшением" можно при желании понимать все, что угодно. Например, содержание автотранспорта, закрепленного за Домом офицеров. Главное, чтобы деньги законно прошли через бухгалтерию. Так что какой-то зримой отдачи от внебюджетных поступлений, скажем, в виде расширения библиотечного фонда, организации новых 'курсов, студий, кружков, чем традиционно славились Дома офицеров, может и не быть.
Еще печальнее, чем с Домами офицеров, сложилась ситуация с самыми массовыми военными очагами культуры - солдатскими и матросскими клубами. Их в Вооруженных Силах около 2,5 тысячи, и из них только 750 размещены в приспособленных для этого помещениях, более трети требуют капитального и текущего ремонта. Да что там о клубах говорить, когда бедствует даже один из флагманов военной культуры -Центральный академический театр Российской армии. Если будете поблизости с ним, то обратите внимание, как окрашены его знаменитые колонны - только до середины. Целиком покрасить - не на что, худ карман. И все мы были свидетелями, как в прошлом году предприимчивые коммерсанты чуть было не взяли власть в главном военном театре, намереваясь переоборудовать его в шикарный ночной клуб для миллионеров. А за это, конечно, наобещали золотые горы.
И вот тут хотелось бы сказать особо. При всем том, что от сотрудничества с коммерческими структурами хочешь не хочешь, а не уйти, тут надо быть очень разборчивыми и осторожными. Ведь одно дело, когда, например, окружной Дом офицеров Московского военного округа предоставляет на договорных началах свою площадь центру "Русская песня" Надежды Бабкиной (что только добавляет ему популярности), но совсем иное, когда под вывеской военных учреждений культуры подчас вьют гнезда какие-то крайне сомнительные "коммерческие структуры" с криминальным душком. Вспоминаю, как однажды в период первого, так сказать, бума коммерциализации в Доме офицеров Камчатской военной флотилии взяли да предоставили свой зал в течение нескольких дней отъявленным, как выяснилось, аферистам, устроившим здесь агитацию и платные консультации для жителей, желавших перейти в украинское гражданство. Велась "работа" в этом плане в том числе и среди военнослужащих. Мало того, что плакали денежки доверчивых простаков, так ведь еще и какой удар по репутации Дома офицеров!
В отделе культуры Главного управления воспитательной работы мне сообщили, что вот-вот в действие будет введена новая нормативно-правовая база, определяющая основы финансовой деятельности учреждений культуры в Вооруженных Силах. И есть надежда, что теперь "коммерческих перегибов", подобных тому, что изложены в письме из Самары, будет меньше. Действительно, кое- что уже меняется в Лучшую Сторону. Например, важное разъяснение получено по налогообложению - налоги не должны взиматься с той части доходов, которые инвестируются в основную деятельность учреждений культуры. То есть становится экономически выгодным заниматься своей главной, культурно- досуговой работой.
Что ж, как говорится, поживем - увидим. Очень хотелось бы быть оптимистом, но пока что опыт всей нашей жизни показывает, что коммерческие рельсы уводят сферу культуры совсем не туда, куда следовало бы.
Вот, право же, не могу отделаться от мысли, что нынешнее 40- процентное самофинансирование Домов офицеров и клубов на деле означает, что ровно настолько, а может, и еще беднее мы стали духовно. Наши читатели в гарнизонах, думаю, согласятся с этим.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2025, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |
US-Great Britain
Sweden
Serbia
Russia
Belarus
Ukraine
Kazakhstan
Moldova
Tajikistan
Estonia
Russia-2
Belarus-2