Заглавие статьи | ЯКУТСКО-КЫРГЫЗСКИЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ |
Автор(ы) | Д. У. Сапалова |
Источник | Педагогическое образование и наука, № 2, 2008, C. 92-94 |
Д. У. Сапалова, начальник учебно-методического управления Саха государственной педагогической академии, соискатель кафедры теории культуры Дальневосточного государственного гуманитарного университета
Этнические взаимоотношения и взаимосвязи, межкультурные контакты являются весьма важными в жизнедеятельности современных государств и народов. В настоящее время практически невозможно найти ни одной этнической общности, которая не испытала бы на себе воздействия со стороны культур других народов. Вследствие этого изучение традиционной культуры любой народности может быть успешным только при условии, если будет установлено происхождение основных компонентов, вошедших в ее состав. Особенно верно это в отношении тюркоязычных народов, к которым относятся якуты (самоназвание "саха") и кыргызы, предки которых в прошлом часто передвигались, распадались, соединялись, обогащая материальную и духовную культуру друг друга.
Не говоря о большой близости языка и общности родоплеменного состава саха и кыргызов, мы можем указать на ряд параллелей в различных областях материальной и духовной культуры, что является свидетельством этнических и историко-культурных связей рассматриваемых народов.
Существующая историческая традиция связывает происхождение южных истоков якутской культуры с курыканским наследием, развитие которой шло в тесном контакте с культурой енисейских кыргызов. Еще в начале XX в. (В. В. Радлов, Б. Э. Петри, Н. Н. Козьмин) была сделана попытка отождествить предков саха с курыканами, которым приписывалась открытая Б. Э. Петри культура "курумчинских кузнецов" на территории Прибайкалья. Основанием для данного предположения послужило тюркоязычие курыкан.
О существовании связи южных предков якутов-курыкан с кыргызами свидетельствуют ранние рукописные памятники, в том числе и мусульманские источники. Так, богатый географический и этнографический материал пер-
сидского источника "Худуд-ал-алам" ("Пределы мира") неизвестного автора (ок. 982 г.), дошедший до нас в единственной рукописи, открыл новую страницу в изучении этнополитической истории тюркских и других народов Средней и Центральной Азии. В данном источнике курыканы упоминаются под именем "фури": "Фури - это название народа - также из хырхызов; (они) поселяются к востоку от хырхызов и не смешиваются с прочими хыр-хызами" [1, с. 34]. Большое племя фури упоминается и в "Зайн ал-Ахбаре" ("Украшение известий", написанной между 1050 и 1052 гг.) газневидского историка Абу Саида Гардизи как народ, расположенный от лагеря киргизского хакана "в одной из трех дорог, в степи, куда надо идти 3 месяца" [1, с. 39]. Данное предположение также подтверждается и сведением из истории монгольской династии Юань, где имеется указание на проживание потомков курыкан - племени кули в долин цзы-ли-цзы-сы (кыргызам), их язык весьма отличается от языка цзы-ли-цзы-сы.
В середине IX в. после победы над уйгурами государство енисейских кыргызов, по данным Н. Я. Бичурина, "на восток простиралось до Гулигани, на юге до Тибета, на юго-западе до Гэлолу" [2, с. 354]. Гулиганами же китайские источники называли курыкан Прибайкалья. Как видим, пределы государства енисейских кыргызов находятся западнее Алтая, на востоке - восточнее до Байкала, на юге - до Тибета и, следовательно, Прибайкалье в указанное время должно было входить в состав кыргызского государства.
Кыргызы и курыканы упоминаются и в орхоно-енисейских памятниках "в качестве плачущих и стонущих (т. е. для выражения соболезнования)" при кончине Кюль-тегина как народ, пришедший из страны солнечного восхода. Согласно данным памятника, курыканы наряду с кыргызами и отуз-татарами принимают участие в борьбе против Кутлуга - хана орхонских тюрков: "Справа (т. е. на юге) народ табгач был (ему) врагом, слева (т. е. на севере) народ токуз-огузов (под начальством) Баз кагана был (ему) врагом, киргизы, курыканы, "тридцать татар", кытай и татабы все были (ему) врагами" [8, с. 26].
Источники свидетельствуют, что кыргызы имели развитое общество, знали енисейскую письменность, занимались скотоводством и земледелием, строили дома, а также у них была развита ирригационная система. Соседство кыргызов и курыкан привело к сближению их культур, что нашло отражение в характере материальной культуры, земледелии с частичным применением искусственного орошения, шрифте письма и искусства. От кыргызов южные предки якутов восприняли многие художественные традиции, такие как приемы обработки животного сырья, шитье кожаной и меховой одежды, мотив параллельно расположенных рядов дугообразных узоров, перекрещивающихся как по диагонали, так и по вертикали и горизонтали.
Кыргызские параллели в якутской культуре продолжаются и в погребальных обрядах. В связи с этим исключительно важным является рассмотрение существовавшего у якутов до прихода русских такого древнего обычая, как трупосожжение. В практике археологических исследований в Якутии данный обряд был зафиксирован в Шелогонском наслеге Горного улуса при раскопках жилища XVII в., где были обнаружены обгорелые остатки двух скелетов [3, с. 156 - 157]. На существование в прошлом обряда кремации у якутов свидетельствует также найденное захоронение в Тюнгюлюнском наслеге Мегино-Кангаласского улуса, где были закопаны обожженые останки коня [7, с. 21, 24]. При этом исследователи единодушно отмечают, что распространенный у якутов до прихода русских обычай трупосожжения связан с курыканским наследием, перенятым его у непосредственных соседей - енисейских кыргызов [3, с. 155 - 157, 166 - 167; 4, с. 43 - 44; 5, с. 19; 7, с. 24 - 27;]. Данное предположение также подтверждает исторический фольклор якутов. В 1937 г. в Якутске С. И. Боло записал со слов Д. Н. Никифорова предание "Племя кыргыс" ("Кыргыс омук"): "Оказывается, во времена прибытия Омогой Баая и Эллэй Боотура из южной страны переселилось племя кыргыс с лошадьми и рогатым скотом. Племя кыргыс в этой стране было немногочисленным. Когда умирал человек этого племени, то ему покрывали лицо брюшным жиром лошади, клали его в выдолбленное дерево и уносили в лес. Собравшись в лесу, устраивали ысыах, на котором, поев все кушанья, снаряжали покойника всем полагающимся и сжигали его на том месте. Это называлось у них "положили его кости"" [6, с. 63]. Современные кыргызы после похорон говорят "соогу коюлду", что буквально переводится как "положили кости".
Параллели прослеживаются и в материальной культуре: в типах и видах жилищ, в форме одежды, в орнаментальном искусстве, в основе и характере национальной кухни обоих народов. Много идентичного фиксируется в способах сооружения и деталях жилища, особенно юрты; совпадает деление юрты на мужскую, женскую и почетную половины, расположение в ней предметов. Соответственно мужская одежда, а также конское снаряжение и оружие располагались с левой стороны юрты, предметы женской одежды и бытовая утварь находились справа. Доказательством подвижного образа жизни в прошлом у рассматриваемых народов является
наличие бытовой утвари, приспособленной к условиям кочевой жизни. Общность предопределила также и единая основа хозяйственного уклада: дерево, металл и продукты переработки животноводства: кожа и шерсть.
Немало интересных сходств находим и в такой области духовной культуры, как верования. В разного рода источниках широко представлены мотивы, свидетельствующие о пережитках ранних форм религии, а именно: тотемизме, культе природы (земли, воды, неба, гор, небесных светил), культе животных, культе предков, шаманстве, магии и т. д. Очень много совпадений и параллелей в доисламских верованиях кыргызов с якутами. Похожие культы, традиции жертвоприношений, обряды почитания духов предков говорят об единых истоках. Некоторые из обрядов дожили с древности до этнографической современности. Таковы, например, обряды жертвоприношений скотом, почитание и выделение особых мест: перевалов гор, деревьев, родников и т. д.
Якутско-кыргызские параллели особенно проявляются в многочисленных чертах семейных обрядов, исполняемых по случаю рождения ребенка, свадеб, ритуалов и связанных с ними терминов.
Таким образом, развивавшиеся веками сложные миграционные процессы имели не только разнообразные причины, но и многочисленные последствия, в результате которых формировались все новые и новые этнокультурные контакты. Истоки этих этнокультурных контактов восходят к глубокой древности, ко времени совместной жизни предков рассматриваемых народов.
Наличие общих и сходных элементов, сохранившихся в хозяйственном укладе, верованиях, обрядовой культуре отражают, этногенетические и историко-культурные связи якутов и кыргызов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арабские и персидские источники IX-XVII вв. // Источники, история, этнография. - Бишкек, 1996, с. 29 - 62.
2. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - Т. 1 - 3; 2-е изд. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950 - 1953.
3. Бравина Р. И. Погребальный обряд якутов (XVII-XIX вв.): Учеб. пособ. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. - 230 с.
4. Гоголев А. И. Якуты: проблемы этногенеза и формирование культуры. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. - 200 с.
5. Зыков И. Е. Археологическое изучение Якутии (история и итоги): Автореф. дисс. ... к.и.н. - Якутск: Якутский гос. ун-т, 1973. -29 с.
6. Иванов М. С. Предания о роде кыргыс // Мифология народов Якутии: Сб. науч. трудов. - Якутск: Якутский филиал СО АН СССР, 1980, с. 63 - 68.
7. Константинов И. В. Происхождение якутского народа и его культуры / Отв. ред. Ю. А. Мочанов. - 2-е изд., испр. - Якутск: Ин-т гуманит. исслед., 2003. - 92 с.
8. Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности. Орхоно-енисейские тюркские памятники // Источники, история, этнография. - Бишкек, 1996, с. 24 - 26.
Ethnic mutual relations and interrelations, intercultural contacts are rather important in activity of modern countries and nations. Now it is practically impossible to find any ethnic generality which would not test on itself influence from cultures of other people. Complex migratory processes developed by centuries had not only the various reasons, but also numerous consequences as a result of which new and new ethnocultural contacts were formed all over the world. Sources of these ethnocultural contacts go back to an extreme antiquity, to the time of a joint life of ancestors of considered people. Presences of the general and similar elements which have kept in economic way, beliefs, ceremonial culture reflect ethnogenetic, historical and cultural communications of Yakuts and Kirghiz nations. Along with great affinity of language and a generality of tribe structure of Yakuts and Kirghiz, the author of the article specifies a number of parallels in various areas of material and spiritual culture that is the certificate of ethnic, historical and cultural communications of described nations.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2009-2025, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |