Автор: Прокофьев А. В., ТНУ
In the article four stages of anthropogeneous morphogenesis in Crimea are characterized. All stages have the specific set of anthropogenic processes based on prevailing kinds of economic activity.
Влияние человека на природу началось еще в палеолите, а с конца неолита - начала энеолита, с возникновением земледелия и скотоводства стало совершать "огромную геологическую работу" [5, с. 108]. Претерпев периоды усиления и ослабления активности, за более чем сто тысяч лет антропогенное рельефообразование стало одним из ведущих экзогенных процессов. Несомненно, наибольших объемов антропогенное преобразование рельефа достигло в XX столетии, когда в хозяйственной деятельности начали активно использоваться машины и технические приспособления.
В истории преобразования рельефа Крыма, основываясь на видах хозяйственной деятельности, можно выделить четыре разных по продолжительности периода.
Первый, самый продолжительный, характеризуется преобладанием присваивающего хозяйства (охота и собирательство), и охватывает палеолит, мезолит и неолит (100-4 тыс. лет до н. э.). О преобразовании рельефа в этот период свидетельствуют единичные находки могильных и очажных ям, защитных стен (палеолитические стоянки Киик-Коба, Чокурча [1], мезолитические стоянки в гротах Шан-Коба, Мурза-Коба, неолитический могильник у с. Долинка). И если палеолитические и мезолитические стоянки приурочены в основном к предгорью и территории Керченского полуострова, то неолитические распространены также в горном Крыму и Присивашье. Эти формы находятся в погребенном состоянии и характеризуются небольшими объемами перемещенного материала.
Второй период преобразования рельефа Крыма охватывает энеолит, бронзовый и ранний железный век (IV- I тыс. до н. э.). В начале этого периода происходит переход к пашенному земледелию и скотоводству, который связывается с обеднением охотничьих ресурсов. В энеолите в основном в степном Крыму появляются курганы. Их возведение носило культовый характер. По типам подкурганных захоронений выделяются кеми-обинская, ямная, катакомбная, многоваликовой керамики, срубная культуры. Для кеми-обинской культуры свойственны надмогильные каменные сооружения (купола, усеченные конусы, вымостки, заклады, кромлехи и ограды вокруг могил и панцирные обкладки и крепила вокруг курганов [10], антропоморфные стелы. Могильники катакомбной культуры представлены шахтами прямоугольной, квадратной, позже овальной формы с длинным входом-лазом; они в большинстве впущены в более древние курганы [1]. В бронзовом веке на территории Крыма возникают укрепленные поселения, следы которых найдены в восточном Крыму (Щебетовка, склоны горы Опук, Каменка). Устройство могил разнообразно: помимо простых
стр. 12
прямоугольных и овальных ям встречаются ямы с деревянными склепами в виде срубов, ямы с перекрытиями из бревен по уступу и ямы (иногда глубокие) с боковыми подбоями [2]. Киммерийцы, населявшие Крым до X в. до н. э., оставили свой след в рельефообразовании в виде каменных стел.
Третий период, включающий железный век, средневековье и новое время (VIII в. до н. э. - XIX в.) характеризуется экстенсивным освоением территории.
К этому времени (IX-V вв. до н. э.) относятся поселения кизил-кобинской культуры в предгорье и горном Крыму. Это в основном укрепления из необработанного камня, землянки, зерновые и хозяйственные ямы, могильные ямы с оградой из прямоугольных вкопанных камней. В середине I тыс. до н. э. в Крыму появились скифы. И если в равнинной части Крыма они вели кочевой образ жизни, то на востоке, на Керченском полуострове, втянутые в сферу влияния молодого Боспорского государства, они начали заниматься земледелием, основывали долговременные поселения. Захоронения эллинизированных скифов представлены как курганами, так и простыми могильными ямами.
В хозяйственном отношении Скифию делят на две части: степную, где преобладало кочевое скотоводство, и лесостепную, где господствовало земледелие [2]. Причем рост земледелия наблюдался на юге степной зоны, в районах, расположенных ближе к местам сбыта хлеба, каковыми являлись античные города Черноморья. Предполагается, что этот процесс был обусловлен, главным образом, переходом части кочевников к оседлости.
Большое влияние на развитие хозяйства племен, населявших Крым, оказала греческая колонизация Северного Причерноморья в VIII-VI вв. до н. э. Под их влиянием начало быстро развиваться земледелие, строительство. Начали образовываться города, до этого в принципе не свойственные для Крыма. В результате добычи камня для строительства образовались каменоломни на Керченском (Аджимушкайские) и Гераклейском полуостровах. Изменение рельефа в это время охватывает новые обширные территории в западном Крыму и на южном берегу. Для сельского хозяйства колонистов характерно разделение территории на клеры с формированием своеобразного ячеистого рельефа.
Под влиянием греков позднескифские поселения приобретают эллинистические черты [6]. Наиболее характерными для Неаполя Скифского были продолговатые жилые постройки с двумя или тремя помещениями на каменном цоколе и сырцовыми полуподвалами. В эллинистическое время для жилья использовались землянки, юрты и юртообразные сооружения. Другие позднескифские городища (Усть-Альминское, Кермен-Кыр, Алма-Кермен) и поселения располагались в основном в предгорье. В степном Крыму по- прежнему жили скифы-кочевники.
Проникновение гуннов в Крым в IV веке положило конец государству скифов со столицей в Неаполе Скифском. Гуннское вторжение оказало определенное влияние на хозяйство населения, проживавшего на северных склонах Главной горной гряды. Пашенное земледелие предгорий, преобладающее до III-IV вв., в конце IV-V в. сменяет отгонное и приусадебное скотоводство, а также - единственно возможное в горных условиях -
стр. 13
садоводство и виноградарство [2]. На протяжении всего раннего средневековья Крым переходил из рук в руки, освоение территории приостановилось. Для периода V-VI веков в юго-западной части предгорья характерно распространение аланских поселений (Буран-Кая и др.) со своеобразной архитектурой строений: стены круглых в плане построек сложены насухо из мелкого бута, в центре сооружений очажные ямы [2].
Усадьбы VII века обнаружены на террасах в Инкермане. Длинна террас около 1 км, они отделены друг от друга улицами, в пределах террасы усадьбы разделяются узкими ступенчатыми переулками [2]. При захоронениях использовались подбойные и грунтовые могилы.
В то же время на южном берегу возникают византийские крепости Алустон и Горзувиты. Обе крепости использовались до XVIII в., оборонительные сооружения раннесредневековой эпохи были перекрыты кладками более позднего времени.
С византизацией Таврики связано появление плитовых могильников на южном берегу. Одновременно с могильниками возникают сельские поселения и укрепленные монастыри (в Ласпи, Мисхоре, Ливадии, Ялте, Сотере, Чабан- Куле, Канакской балке, Новом Свете, Судаке, Лесном). На территории поселения Сотера (VIII-X вв.) найдены строительные террасы на склонах.
С X в. начинается сооружение крупных укрепленных городищ, так называемых "пещерных" городов, в предгорье (Мангуп, Кырк-Ор, Каламита, Тепе-Кермен, Эски-Кермен и др.). Крипты и другие помещения, вырубленные в скале, носили в основном хозяйственный и оборонительный характер. Жители городов и окружающих поселений занимались земледелием и скотоводством.
На Керченском полуострове в X веке появляются поселения ранних болгар и связанные с ними грунтовые могильники.
В позднем средневековье степной Крым перешел в руки половцев-кипчаков, не оставивших существенных следов в рельефообразовании. Но для них было характерно сооружение антропоморфных изваяний - "баб".
Строения поселений южной и юго-западной Таврики с XII в. приобретают общие черты: они как правило, размещаются на скалистых или очень крутых участках, не пригодных для возделывания. Пойма реки или равнинная часть орошаемой долины используются исключительно для посадок или посевов. Засвидетельствованы и другие разновидности горных поселений, жилые и хозяйственные постройки которых возводятся непосредственно на земледельческих террасах с подпорными стенами или же полях, разделенных на участки каменными оградами [2].
С XIII века в Крыму окончательно утвердились татары. Ассимилируясь с местными племенами, татары перенимали навыки сельского хозяйства, строительства. Были построены Солхат, Бахчисарай, Карасубазар, Ак-Мечеть и др. В татарских городах найдены следы водопроводов, канализационные устройства; сооружались подземные водосборные галереи - кяризы.
Г. Е. Гришанков отмечает, что освоение территории Крыма носило волнообразный характер и было связано "с неоднократными опустошительными вторжениями в Крым" различных кочевых племен. По его мнению во время вторжения воздействие на природу снижалось и происходило восстановление природных ландшафтов [8, с. 63].
стр. 14
После присоединения Крыма к России в 1783 году значительная часть крымских татар (от 80 до 300 тыс. чел.) эмигрировала в Турцию. Российское правительство способствовало переселению в Крым более 66 тыс. русских поселенцев. Начали осваиваться новые земли, строились новые поселения (Мазанки, Зуя, Изюмовка). В первой половине XIX века происходит увеличение посевных площадей. Бурно развиваются садоводство и виноградарство. В конце XIX века для освоения целинных земель в Крым приглашаются поселенцы (чехи, немцы, эстонцы и др.), они восстанавливают заброшенные татарские села, строят свои поселения. До конца XIX века в хозяйстве преобладает сельскохозяйственное производство. Начинают исследоваться залежи полезных ископаемых в промышленных масштабах, в первую очередь, на Керченском полуострове. Кустарно добывают уголь. При добыче соли на побережье Сиваша и Сакских озер создают каналы, для впуска воды [7]. В окрестностях Симферополя добывают кил, создавая своеобразный рельеф с "киловыми ямами".
После кризиса и голода 20-х годов XX века начался четвертый этап преобразования рельефа Крыма. Его характерной особенностью является широкий охват территории и интенсификация антропогенных рельефообразующих процессов. Строительство транспортных путей (грунтовых, автомобильных и железных дорог) стало причиной создания дорожных насыпей, выемок, тоннелей, карьеров, для добычи насыпного материала. Мелиоративное строительство середины - конца ХХ века привело к возникновению сети каналов в степной зоне, плотин водохранилищ и прудов, дамб, насыпей. В связи с берегоукрепительными работами и с целью повышения рекреационной привлекательности на южном берегу Крыма создавались искусственные пляжи. Добыча полезных ископаемых приобрела промышленный размах. В настоящее время эксплуатируется 92 месторождения полезных ископаемых из которых 60,2% занимают месторождения строительного сырья, 13,2 % - углеводородов, 10,4 % - лечебные грязи [3]. При гражданском и промышленном строительстве используют искусственно выровненный рельеф. Городская застройка приобретает многоэтажный характер. Свалки бытовых и промышленных отходов в пригородах формируют специфический тип рельефа.
Работы по оценке влияния человека на рельеф, произведенные в различных ландшафтных условиях, показали, что объем вещества, перенесенного человеком, в несколько раз превышает природный перенос [4, 9]. Можно предположить, что на территории Крыма, которая начала осваиваться еще в каменном веке, объемы вещества, перемещенные человеком, как минимум не уступают объемам природно перенесенного вещества. Эти вопросы будут освещены в последующих работах.
Литература
[1]. Археология УССР. Т. 1. - Киев: Наукова Думка, 1985.
[2]. Археология УССР Т. 2. - Киев: Наукова Думка, 1985.
[3]. Атлас минеральных ресурсов Крыма и северо-западного шельфа Черного моря / Сост. Хмара А. Я., Хлебников А. Н., Иванова В. Д., Дяко-
стр. 15
вич П. И. - Симферополь: Академия Наук Крыма, ИД программы по созданию ЕРЦТК, 2000. - 67 с.
[4]. Бондарев Л. Г. Вечное движение: Планетарное перемещение вещества и человек - М.: Мысль, 1974. - 160 с.
[5] .Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Кн. 2. Научная мысль как планетарное явление. - М., 1997.
[6]. Высотская Т. Н. Влияние античной культуры на скифов поздней поры //Северозападный Крым в античную эпоху. - К., 1994. - 274 с.
[7]. Геология СССР. Т. VIII. Крым. / Под ред. И. И. Малышева - М.-Л.: Государственное издательство геологической литературы министерства геологии СССР, 1947. - 732 с.
[8]. Гришанков Г. Е. К формированию ренатурализованных лесных ландшафтов Горного Крыма // Вопросы антропогенного ландшафтоведения. - Воронеж: Изд- во Воронежского ун-та, 1972. - С.62-67.
[9]. Молодкин П. Ф. Антропогенный морфогенез степных равнин. - Ростов-на- Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1976. - 84 с.
[10]. Щепинский А. А. Энеолит Крыма. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата исторических наук. - Киев, 1975. - 24 с.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2024, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |