Заглавие статьи | ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ СОЦИАЛЬНЫХ АНТРОПОЛОГОВ |
Автор(ы) | Н. Э. Засовина |
Источник | Педагогическое образование и наука, № 2, 2012, C. 68-71 |
Н. Э. Засовина
аспирант Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики, учитель биологии ГБОУ-СОШ N 1232 ЗАО (г. Москва)
E-mail: manpo@yandex.ru
По мнению автора статьи, воплощение личностно социально-деятельностного подхода в подготовке российских социальных антропологов проявляется, как правило, на личностном (реализация интересов конкретного лица) и межличностном (реализация интересов коллектива, корпорации, учреждения и т. п.) уровнях. Для повышения эффективности применения данного подхода резервным потенциалом обладают органы государственного и муниципального управления. Реализация личностно социально-деятельностного подхода для подготовки социальных антропологов составляет приоритетный путь совершенствования системы образования в России, так как отражает интересы личности, семьи, общества, органов государственного и муниципального управления.
Ключевые слова: личностные качества социальных антропологов, личностно социально-деятельностный подход в подготовке российских социальных антропологов, органы государственного и муниципального управления, совершенствование системы образования в России.
Реализация личностно-социально-деятельностного подхода для подготовки социальных антропологов составляет приоритетный путь совершенствования системы образования в России. Такой подход отражает интересы личности, семьи, общества, органов государственного и муниципального управления.
В историческом аспекте профессиональные антропологи, как правило, трудились в вузах и научных коллективах. В современной России многие из них работают в различных коммерческих структурах, хотя наименования занимаемых ими должностей порой не ассоциируются с социальной антропологией. Сферы профессиональной деятельности социальных антропологов составляют наука и образование, государственное и муниципальное управление, неправительственные организации и общественные объединения, коммерческие структуры, международные организации, а также СМИ (рис. 1).
Рассмотрим возможности и перспективы воплощения личностно-социально-деятельностного подхода в сфере образования и науки, традиционной для деятельности антропологов, что подтверждается результатами историко-педагогического анализа становле-
Рис. 1. Сферы профессиональной деятельности выпускников - социальных антропологов и их соотношение
ния и развития отечественной и зарубежных систем их подготовки. В самом деле, традиционными областями приложения усилий антропологов были педагогические школы и специализированные научные центры, постепенно накапливавшие свой кадровый потенциал, в которых осуществлялась индивидуальная и коллективная научно-исследовательская и педагогическая деятельность.
Кроме того, в XVII-XIX вв. в России получили распространение экспедиции международного и внутригосударственного уровня в целях сбора объективных сведений о человеке, расах, народах, народностях, племенах и других группах людей для формирования объективной картины окружающей среды.
На основе систематизированных данных исследователи-антропологи постепенно становились обладателями социально значимых знаний, что и способствовало выделению универсальных социальных (потребных для общества) антропологов, создающих самостоятельную науку - социальную антропологию. На фоне углубления познавательных возможностей этой категории людей расширялся перечень областей приложения их трудовых усилий. В него стали входить должностные лица ряда административных структур, испытывающих потребность в высокоинтеллектуальных кадрах.
Например, для решения задач реформирования России в органы государственного и муниципального управления на различные должности были привлечены социальные антропологи - профессора и доценты российских вузов. Как отражение новых областей занятости социальных антропологов в России было привлечение некоторых работников государственных структур, занимающихся проблематикой социальной антропологии, этнографии, антропогеографии, социологии, педагогики, психологии для работы в неправительственных организациях и общественных объединениях, включая Общественную палату РФ.
Основу деятельности социальных антропологов составляют различные аспекты информационно-аналитического, организационно-административного обеспечения и обслуживание по актуальным вопросам национальной и региональной политики, социального планирования и социальной политики, демографической и миграционной политики, законотворчества, культурного наследия, общественного развития, экологии и охраны окружающей среды, социологических опросов и др.
Кроме того, социальные антропологи востребованы в исследовании геополитических международных глобальных процессов. Это положение находит подтверждение в создании и функционировании международных организаций, например, Организации объединенных наций (ООН), Международной организации труда, Международной организации по миграции, Глобального форума международной миграции, Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и др., в которых опытные антропологи являются руководителями, экспертами, консультантами, миссионерами.
В процессе обобщения сведений (данных) социологических опросов установлено, что наиболее интенсивно в России социальными антропологами наполняется корпоративный сектор, включающий бизнес-структуры. Благодаря этому они имеют возможность извлекать экономическую выгоду в различных областях жизнедеятельности человека. И наоборот, привлекательность бизнес-структур для социальных антропологов обусловлена возможностями реализации своих специфических познаний, умений, навыков и компетенций, карьерного роста, укрепления своего социального статуса.
Таким образом, современные требования к личности социального антрополога опреде-
лены применительно к осуществлению им своей профессиональной деятельности [1; 2]. Рассмотрим эти требования подробнее.
1. Социальная мобильность и универсальность высокопрофессионального антрополога. По оценкам экспертов, с одной стороны, из объема специальностей XXI в. каждая четвертая пока что отсутствует, с другой - к концу века исчезнет целый ряд современных профессий. Отсюда особенно для молодых специалистов принципиально важно уметь быть социально мобильными, способными быстро осваивать перспективные, востребованные работодателями профессии. В этой связи подготовка социальных антропологов призвана обеспечить их личную успешность в реализации высокоинтеллектуальной профессиональной деятельности в различных сферах рынка труда. Это изначально обусловлено как универсальным предназначением социального антрополога вследствие многопрофильности его подготовки, так и объектно-предметными областями его профессиональной деятельности. Отсюда следует, что профессия антрополога предпочтительна, так как обеспечивает специалисту высокую социальную мобильность, практически без риска пополнить ряды безработных.
2. Социальные антропологи должны обладать всесторонними познаниями и глобальным мышлением. Это качество органично присуще деятельности профессионального антрополога вне зависимости от избранной им области трудовой деятельности. Однако для достижения указанного соответствия требуется овладеть огромным массивом систематизированных современных представлений, знаний, умений, навыков и компетенций. Кроме того, большую роль играют и личные качества: умение управлять своими действиями, высокая нравственность, навыки принятия целесообразных решений в любых условиях складывающейся (сложившейся) социально-экономической и иной обстановки. Следовательно, всесторонность познаний и глобальность мышления социальных антропологов, сформированные в системе многоуровневого профессионального образования, имеют важнейшее значение для будущего специалиста. Это подтверждает теоретическую и прикладную значимость социальной антропологии благодаря ее всеобщности и универсальности.
3. Широкий культурный кругозор социального антрополога обусловлен необходимостью воспитания высокой общей культуры с целью выработки умения общаться с людьми на внутригосударственном и международном уровнях. Важную значимость приобретает умение ориентироваться в иноязычной среде, владение языком, навыками делового общения и способность принимать целесообразные решения в кризисных межличностных отношениях. Более того, социальные антропологи должны обладать глубокими культурологическими познаниями для своеобразной посреднической миссии на межкультурном уровне общения в рамках диалога цивилизаций и культур. Следовательно, социальные антропологи должны иметь познания в таких областях, как международное право, конфликтология, этническое многообразие народов страны и др.
4. Развитая интуиция и интеллектуальность. Развитый интеллект способствует выработке надежных прогностических выводов и решений. Это обстоятельство влияет на востребованность высококвалифицированных социальных антропологов вследствие увеличения в современном мире доли высокоинтеллектуального труда. Стремительное развитие информационных технологий обеспечивают интеллектуалы, аналитики, ученые, исследователи, способные осуществлять непрерывную абдукцию достигнутых результатов. Как показали результаты проведенных социологических опросов, работодатели предпочитают социальных антропологов для замещения должностей руководящего состава и персонала государственных и муниципальных служащих.
5. Личностно социально-деятельностный подход в подготовке социальных антропологов характеризует их мировоззренческая и методологическая компетентность. Несмотря на наличие конституционного установления "идеологического многообразия" [3] социальные антропологи должны иметь мировоззренческие позиции по обширному учебно-познавательному спектру, способности применять перспективные методы исследований, отвечать на новые вызовы современности не посредством манипулирования сознанием людей, а на основе глубоко научной мировоззренческой компетентности. Поэтому социальные антропологи должны быть компетентны в вопросах
методологии исследований, базирующейся как на основных законах философии, так на устойчивых навыках применения современных способов и методов исследования.
6. Эффективность антропологического подхода достигается адекватностью применения личных качеств. Так, для журналиста (как и для социального антрополога) основным объектом созидания является человек и его деятельность в окружающей среде [1]. Оба специалиста должны иметь всестороннее гуманитарное общекультурное образование, быть безупречно нравственными.
Базовой антропологической дисциплиной является прикладная антропология [4 - 6]. Изобретение все более совершенных систем и средств изучения и преобразования мирового пространства способствует изменению взглядов на место и роль прикладной антропологии. Считается, что скрыть или фальсифицировать информацию ныне почти невозможно. Автор согласен с теми, кто считает, что с помощью информации можно манипулировать общественным и индивидуальным сознанием. Результаты прикладной антропологии способствуют представлению объективной абсолютной истины.
7. Рассмотренные качества социальных антропологов приобретают тем большую значимость, чем более развиты их адаптивные и коммуникативные способности, что обеспечивает, в конечном счете, реализацию принципа социальной мобильности в сферах образования, труда, рекреации, миграции и др.
В целом воплощение личностно-социально-деятельностного подхода в подготовке российских социальных антропологов проявляется, как правило, на личностном (реализация интересов конкретного лица) и межличностном (реализация интересов коллектива, корпорации, учреждения и т. п.) уровнях. Для повышения эффективности применения данного подхода резервным потенциалом обладают органы государственного и муниципального управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Игнатенко В. Н. Нам нужны молодые профессионалы. - СПб: Изд-во СПбГУП, 2008.
2. Запесоцкий А. С. Диалоги: 118 ответов на вопросы читателей. - СПб: Изд-во СПбГУП, 2008.
3. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Ст. 13 // Российская газета. - 1993, 25 декабря.
4. Молодин В. И. Пазырская культура: проблемы этногенеза, этнической истории и исторических судеб // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2000. - N 4. - С. 131 - 142.
5. Молодин В. И. Наскальное искусство Северной Азии: проблема изучения // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2004. - N 3. - С. 51 - 64.
6. Молодин В. И. Археологические исследования на плоскогорье Укок (Горный Алтай, Россия). - СПб: Изд-во СПбГУП, 2009.
REQUIREMENTS TO PERSONAL QUALITIES OF SOCIAL ANTHROPOLOGISTS
I.E. Zasovina
post-graduate student of the Moscow State Technical University of Radio Engineering, Electronics and Automatics, teacher of biology of the school N 1232 (Moscow)
Author of the article believes that personal socio-active approach in preparation of Russian social anthropologists appears on a personal (realization of interests of a person) and interpersonal (realization of interests of a group, corporation, institution, etc.) levels. Bodies of state and municipal management have reserve potential to improve application of this approach. Realization of personal socio-active approach for preparation of social anthropologists is apriority for improvement of the system of education in Russia, since it reflects the interests of an individual, family, society, state and municipal authorities.
Key words: personal qualities of social anthropologists, personal socio-active approach in preparation of Russian social anthropologists, bodies of state and municipal management, improvement of the system of education in Russia.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2009-2025, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |