Останется ли знаменитый "Танец" Матисса на стенах Музея имени Пушкина в Москве?
Владимир Катин
ПРЕЖДЕ всего о судьбе самого Сергея Ивановича Щукина - российского предпринимателя и собирателя картин художников, его современников. Речь идет об импрессионистах, постимпрессионистах, сюрреалистах, фовистах, абстракционистах и прочих школах конца XIX века. Коренной москвич, Сергей Щукин родился в 1854 году, а завершил свой жизненный путь в Париже в 1936 году, куда вместе с семьей перебрался сразу же после прихода в России большевиков. К этому времени Париж ему был уже хорошо знаком.
Впервые сюда его привели дела в 1893 году. Брат Сергея - Иван Щукин - был тогда известен во французской столице, где держал художественный салон. Страстный собиратель картин, человек эмоциональный, Иван Щукин покончил с собой - принял яд, когда обнаружил, что вся его великолепная коллекция Эль Греко всего лишь тонкая подделка и не стоит ломаного гроша. Сергей Щукин во время своих парижских деловых поездок также увлекся коллекционированием живописи, но не старины, а исключительно модерна. Мало того, что был он весьма состоятельным - четыре поколения в роду Щукиных успешно вели в России промышленное дело, он обладал еще и феноменальным чутьем, интуицией распознавать истинные таланты кисти. Так начала создаваться коллекция Сергея Щукина - одна из лучших в мире.
В итоге им было собрано 269 полотен. По нынешним ценам стоимость коллекции превышает 10 млрд. долл. В ней 13 работ Клода Моне, в том числе "Руанский собор", 10 - Эдуара Мане, среди них "Завтрак на траве", 10 - Сезана, 16 - Гогена, 7 - Руссо, 51 - Пикассо и далее вся, так сказать, палитра импрессионистов и их последователей - Ван Гог, Дерен, Дега, Ренуар. С Анри Матиссом коллекционера связывали более чем коммерческие отношения - они были друзьями. Щукин приобрел у него 38 полотен, некоторые писались специально для него по личной просьбе. Так, для своего московского особняка он заказал художнику два декоративных панно, заранее оговорив форматы, с тем чтобы они были во всю стену - 260 на 391 см. Теперь это уже знаменитые "Танец" и "Музыка", у которых есть своя предыстория...
Для выполнения заказа Матисс в 1909-1910 годах принялся основательно изучать хороводные танцы, посещал народные праздники, кабаре, делал массу набросков для будущих картин. Особенно его вдохновил провансальский групповой танец фарандола с переменным музыкальным размером, в котором быстрый стремительный темп сменяется плавным и медленным. Получив первые эскизы для задуманного автором "Танца", Щукин их тут же отверг: "Я не могу выставлять напоказ голые тела в моем доме. У меня ведь три дочери растут! Нет, в России это не проходит". И заказчик попросил исполнителя прикрыть каким-то образом наготу танцовщиц... Матисс наотрез отказался. В конце концов Щукин, поразмыслив, сдался и уже через месяц писал другу во Францию: "В этом полотне столько изящества и благородства! В общем, я решил пренебречь обывательским мнением, и оно будет украшать мой дом".
После 1918 года судьбы коллекции и ее владельца разошлись. Фабриканту и заводчику, стало быть "эксплуататору", пришлось спасаться бегством за границу, а уникальное собрание картин было, естественно, национализировано и роздано музеям - часть пошла в Ленинградский Эрмитаж, часть в Музей имени Пушкина в Москве. Так что если имя Павла Михайловича Третьякова увековечено в названии галереи, то о Сергее Ивановиче Щукине даже не упоминается в советских энциклопедических изданиях, словно бы его и не было вовсе...
Далее события развивались так. Одно время картины из разрозненной коллекции держались в запасниках, затем стали экспонироваться и даже выезжать за рубеж. Первая заграничная экспозиция приходится на начало оттепели в СССР и, по случайности, на годовщину столетия рождения Сергея Щукина. В 1954 году в Париже в Maison de la pansee с невиданным успехом прошла выставка западной живописи из советских музеев, на которой гвоздем программы были холсты из щукинской коллекции. И хотя его самого уже не было в живых, остались родственники, претендующие на наследство, - родная дочь Ирина Щукина потребовала наложить секвестр на оказавшиеся во Франции десятки картин ее отца. Однако демарш был безрезультатным. С юридической точки зрения процедура обещала быть затяжной и сложной, да к тому же вся экспозиция по команде сверху была моментально свернута и отправлена на родину, как говорится, от греха подальше.
Шли годы, свершались события, и в 1993 году наша страна вновь предоставила французам возможность увидеть произведения знаменитых мастеров, хранящихся в российских государственных музеях. Выставка проходила в самом престижном очаге культуры - в парижском Центрe Жоржа Помпиду, куда валом шел народ, терпеливо выстаивая длинную очередь. Ирина Щукина решила вновь получить сатисфакцию и обратилась в Верховный cуд, потребовав задержания до окончательного разбирательства всех картин из фамильного собрания и признания ее права на репродукцию. Исход этого иска оказался не в пользу истицы, и картины благополучно вернулись в Россию. Письменные обращения Щукиной лично к президенту Ельцину с предложением как-то уладить конфликт остались без ответа.
После того как сама Щукина отошла в мир иной, единственным претендентом на фамильное наследство остался ее сын Андре-Марк Делок-Фурко, и страсти вокруг коллекции вспыхнули с новой силой. С декабря по июнь нынешнего года в Риме была организована выставка "Сто шедевров Эрмитажа", на которой побывало за это время полмиллиона посетителей. Имелось в виду затем продлить ее в стенах Академии художеств в Милане. Но возникли все те же проблемы... Сорок пять из сотни шедевров были из собрания Сергея Щукина, в том числе и знаменитый "Танец" Матисса. Внук решил попытать счастья - потребовал вернуть ему только одну картину, и дело, мол, с концом - будем квиты (г-н Делок-Фурко, похоже, руководствовался недавним прецедентом передачи наследникам Казимира Малевича "Супрематической композиции", долгие годы находившейся в собрании Музея современного искусства в Нью-Йорке (см. "КНГ" # 4 oт 07.05 и # 5 от 06.2000). - Прим. ред. ). Видимо, неудачи матушки послужили уроком, и он сделал более скромную заявку - всего лишь на полотно "Танец", которое по приблизительной оценке фирмы "Кристис" оценивается в 400 миллионов долларов... Российская сторона и на этот раз проявила образцовую оперативность - хоровод обнаженных танцовщиц был экстренно возвращен по месту своей постоянной прописки в Эрмитаж.
Между тем вопрос о дальнейшей судьбе коллекции Щукина не закрыт, и опасность наложения ареста на картины в будущем вполне реальна. С юридической точки зрения здесь нет ясности, скорее наоборот - неопределенность. Иначе ведь не было бы столь поспешной эвакуации щукинских экспонатов из-за рубежа. Похоже, что наши организаторы таких выставок идут на риск, не имея за собой стопроцентной правовой защиты. Потому и нервозность, срывы сроков экспозиций.
Первоначально сам Сергей Иванович Щукин вполне конкретно определил судьбу своего сокровища. В завещании, составленном в Москве в 1907 году, он распорядился, чтобы вся коллекция после его смерти перешла в дар родному городу и должна размещаться в его особняке, превращенном таким образом в музей. Однако последующая, по сути насильственная, конфискация коллекции советской властью без какого-либо возмещения и произвольное ее разъединение без согласия собирателя, без упоминания о нем вынудили его пересмотреть прежнее завещание. В итоге 15 мая 1926 года Щукин по всем правилам оформляет в парижской нотариальной конторе новый документ, которым отменяет свое завещание 1907 года. В нем говорится, что все права на незаконно экспроприированные картины передаются родственникам. Ныне таковым является внук, который намерен добиться того, в чем не преуспела мать.
По мнению западноевропейских юристов, с которыми консультировался корреспондент "НГ" на этот счет, вся эта история может иметь продолжение с непредсказуемыми последствиями для российской стороны. Во всяком случае, возможность наложения секвестра на наследство Щукина не исключается. Поэтому для российских властей есть три выхода. Либо раз и навсегда решить этот вопрос в международных юридических инстанциях и гарантировать впредь неприкосновенность этого государственного достояния. Либо, если такой гарантии получить не удастся, отказаться от вывоза за границу тех шедевров, для которых существует угроза быть остановленными там навсегда. Либо, наконец, полюбовно уладить эту тяжбу с внуком Щукина, пойдя на разумный компромисс. В этом, конечно, есть риск создать определенный прецедент: кто знает, сколько еще осталось претендентов на возвращение конфискованных советской властью ценностей?
Париж
НГ Коллекция N 6 (45) 05.07.2000
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2025, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |
US-Great Britain
Sweden
Serbia
Russia
Belarus
Ukraine
Kazakhstan
Moldova
Tajikistan
Estonia
Russia-2
Belarus-2