Автор: Екатерина Забродина, Сергей Васильев
От борьбы со льготами - к развитию демократии
Весь февраль продолжались начавшиеся в январе протестные выступления населения по поводу замены льгот денежными компенсациями. Власть принялась корректировать реформу с решения проблем льготного проезда на общественном транспорте и обеспечения населения лекарствами. На реализацию этих задач за пару дней из бюджета выкроили 130 млрд. руб.
Будет ли социальная напряженность возрастать или уменьшится, покажет стартующая вскоре реформа ЖКХ, проводить которую в некоторых регионах станут уже назначенные президентом губернаторы. На конец февраля их было пятеро: Сергей Дарькин в Приморском крае, Сергей Собянин в Тюменской области, Александр Филипенко в Ханты-Мансийском автономном округе, Николай Виноградов во Владимирской области, Леонид Короткое в Амурской области - все занимали губернаторские посты и ранее.
На практике у действующих губернаторов (если у них вообще есть шанс назначиться) имеются две возможности. Либо дождаться окончания срока полномочий и пройти сложную процедуру отбора у полномочных представителей президента в федеральных округах и далее в администрации президента (при этом без всяких "гарантий"), либо пойти на досрочное прекращение полномочий и, минуя отбор у полпредов, попытаться через облегченную процедуру вновь занять свой пост.
Пока непопулярное у населения правительство исправляет просчеты в монетизации, Государственная Дума будто бы вышла из-за кулис. Депутаты от угроз лишить портфелей ряд министров перешли к рассмотрению проекта постановления о выражении недоверия правительству. Основными аргументами думской "оппозиции" в пользу отставки правительства стала опять же монетизация, точнее - "подготовка, проведение через парламент и реализация" закона N 122, продемонстрировавшие "всю глубину некомпетентности правительства".
Но проект так и остался проектом. Президент подтвердил свою жесткую позицию - отставки правительства не будет. Она во многом обусловлена нежеланием поставить в двусмысленное положение "Единую Россию", и так переживающую не лучшие времена.
Глубинные противоречия внутри партии власти начинают проявляться все четче. Показателен выход в феврале Партии пенсионеров из негласной думской коалиции с "Единой Россией". Лидер "пенсионеров" Валерий Гартунг - человек с острым политическим чутьем. Его партия - одна из наиболее структурированных на сегодняшний день политических организаций - явно хочет наблюдать за развалом "Единой России" со стороны.
В самой же "Единой России" в феврале громко говорили о необходимости формирования собственного либерального крыла партии.
Старые либералы в феврале продолжали спорить о создании демократической партии на базе СПС и "Яблока". Рассматривался и вариант формирования абсолютно нового политического движения, при этом СПС и "Яблоко" могут прекратить самостоятельное существование.
О будущем либерализма в феврале говорили в связи с заявлением бывшего премьера Михаила Касьянова, не
стр. 8
исключившего свою кандидатуру из гипотетического списка претендентов на Кремль в 2008 году.
Любопытным сюжетом прошедшего месяца представляется некоторая ра-дикализация позиций прокремлевской партии "Родина". Ее нынешнее нарочитое дистанцирование от Кремля, выразившееся в голодовке прямо в думском офисе, в антураже раздвинутых диванов, одеял и домашних тапочек, теоретически способно перерасти в реальное противостояние с властью. При условии, конечно, что власть будет слабеть и дальше.
В феврале вновь заговорили о чеченской проблеме. Объявленный сепаратистами "месяц без войны" продемонстрировал вкупе с заявлениями Масхадова и известиями то ли о настоящей, то ли о вымышленной смерти Басаева обострение пропагандистского противоборства в связи с Чечней. В качестве поводов для такового эксперты рассматривали визит в Москву верховного комиссара ООН по правам человека Луиз Арбур, а также российско-американский саммит в Братиславе.
Интересно, что российский МИД все же разрешил встречу активисток Союза солдатских матерей с эмиссаром Масхадова в Лондоне.
В экономическом плане надо отметить непрерывный рост инфляции. Только за январь инфляция выросла на 2,6%, а за первые две недели февраля - еще на 0,8%. Такой старт, по мнению экспертов, почти не позволяет надеяться, что в 2005 году страна уложится в правительственный норматив 8,5%.
При всем этом официальная пропаганда снабжала население новыми порциями внешне позитивных известий:
Стабилизационный фонд продолжает распухать, страна с "законной" гордостью досрочно расплачивается с МВФ.
Итак, лозунгом месяца вполне мог бы стать следующий: продолжаем управлять демократией, но без всяких контрибуций.
Во внешней политике особую важность приобрели российско-американские отношения, которым отечественные аналитики и эксперты уделяют пристальное внимание. Довольно жесткие заявления в отношении России сделала в феврале Кондолиза Райс, сменившая Колина Пауэлла на посту госсекретаря США. Общую сумму претензий к России она обозначила в выступлении в Сенате, во время февральского турне по Европе и на переговорах с Сергеем Лавровым в Анкаре. К претензиям госсекретарь отнесла отклонение от курса демократических реформ в последнее время, концентрацию власти в Кремле и предупредила российскую сторону, что Америка намерена уделять большое внимание внутриполитической ситуации, в том числе следить за "уровнем" свободы (включая СМИ) и соблюдением прав человека в России. Особую озабоченность Райс вызвала российская административная реформа. Кроме того, госсекретарь США изъявила желание, чтобы Москва не препятствовала демократическим преобразованиям в странах СНГ.
Примечательно, что подобные заявления делались на фоне усугубления негативного образа России в ряде американских СМИ, а также предложений об исключении РФ из "Большой восьмерки", поступавших из периферийных кругов американской политической элиты. Одновременно глава внешнеполитического ведомства США говорила о готовности продолжить сотрудничество с Москвой по многим вопросам, включая обеспечение стабильности и безопасности в мире, борьбу с международным терроризмом.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, в свою очередь, выразил уверенность в том, что Кондолиза Райс как серьезный политик едва ли отойдет от курса, ориентированного на равноправное партнерство государств. С другой стороны, глава российского МИДа дал понять, что "наше внутриполитическое положение - это наше внутреннее дело". Таким образом, заявления как американских, так и российских официальных лиц, сделанные до российско-американского саммита в Братиславе 24 февраля, отмечались некоторой непоследовательностью и двойственностью.
Перспективы сотрудничества России и США по центральным проблемам на постсоветском пространстве станут, безусловно, одной из ключевых тем в повестке российско-американских отношений. В частности, государствам предстоит совместно выработать подход к разрешению ситуации в Южной Осетии и Приднестровье. Позиция американской администрации, рассматривающей названные территории как центры "преступной деятельности", непреклонна.
стр. 9
При этом важен вопрос, сможет ли российское руководство предложить и отстоять собственную позицию.
Что касается Грузии, то весомый вклад в развитие российско-грузинских взаимоотношений может внести назначение на пост премьер-министра страны после смерти Зураба Жвании
выходца из Аджарии Зураба Ногаидели. Февраль, однако, принес обеим сторонам только очередной дипломатический скандал - протокольные разногласия в связи с визитом в Тбилиси министра иностранных дел РФ.
Джордж Буш, одобривший "победу демократии на Украине" в ежегодном послании Конгрессу "О положении страны", зачитанном в феврале, косвенно подвел промежуточный итог геополитического противостояния России и США на постсоветском пространстве. Некоторые аналитики считают неслучайным, что в программном заявлении Кондолиза Райс помимо Северной Кореи, Ирана, Кубы, Зимбабве и Мьянмы упомянула в ряду "форпостов тирании" и Белоруссию. Безусловно, данное заявление не означает, что США в ближайшее время обязательно примут меры к режиму Александра Лукашенко. Тем более что сейчас один из самых актуальных для США и мирового сообщества вопросов - вхождение Северной Кореи в "ядерный клуб". И се же новый всплеск интереса Соединенных Штатов к Белоруссии должен расцениваться Москвой как серьезный сигнал о реальной возможности дальнейшего расширения зоны "экспортируемой демократии".
Не исключено, что, подобно Грузии и Украине, испытание предстоит выдержать Киргизии, где осенью 2005 года должны состояться выборы президента. А прошедший в стране 27 февраля первый тур выборов в парламент можно назвать проверкой того, по какому сценарию будут развиваться события в ближайшее время.
Внешняя и внутренняя политика сошлись для России в преддверии встречи президентов Путина и Буша в Братиславе. Почти беспрецедентная волна критики российского руководства в ведущих мировых СМИ явно была нацелена на одного читателя и слушателя - американского президента. Но Джордж Буш Россию не наказал. Итоги встречи наблюдатели и эксперты оценили как в целом позитивные для Москвы, хотя не совсем понятно, как именно должен был наказать Буш Путина, да и за что? За то, что тот поклялся и дальше развивать российскую версию демократии? Но вот в вопросах более серьезных, хотя и менее публичных, Москва явно уступила Вашингтону. Во-первых, российский президент признал опасность для нашей страны в ядерных программах Ирана (хотя до сих пор мы всячески продолжали эти программы развивать). Во-вторых, в рамках саммита в Словакии был подписан документ о постановке под контроль Вашингтона российских продаж ПЗРК, включая нашумевшую попытку сделки с Сирией. Говорили президенты или нет о проблемах разноцветных революций и о том, кто будет контролировать постсоветское пространство и как, осталось пока тайной. Но она таковой будет недолго - узнаем по развитию событий в Киргизии и Молдавии.
На вопрос "Политического класса" о перспективах развития российско-американских отношений в ближайшее время отвечает заместитель директора Института США и Канады РАН, доктор политических наук, профессор МГИМО Алексей Богатуров:
"Я думаю, у нас есть много шансов поссориться с американцами, потому что восторг США перед тем, что с российским президентом можно говорить доверительно о разном, уже улетучился. Америка немножко устала от дружбы президентов Буша и Путина и поэтому возвращается к логике отстаивания того, что считает своими национальными интересами. Проблема в том, что к ним США относят поддержку демократии, причем поддержку воинственную, за своими рубежами. Во всяком случае, именно таким образом об этом говорят и Кондолиза Райс, и сам президент Буш. Поэтому я думаю, что линия на вскрытие, насильственное вскрытие при помощи вооруженных сил, тех пространств, которые по каким-либо причинам закрыты сегодня или недостаточно открыты для американского влияния, является магистральной. Она, видимо, будет продлена до конца работы нынешней американской администрации.
Не хочу сказать, что будут предприняты какие-то попытки силового воздействия непосредственно на Россию. Но что США будут вести себя еще бесцеремоннее в отношении стран ближайшего окружения Российской Федерации, это несомненно.
Правда, до сих пор президент Путин проявлял поразительную выдержку в том, что касалось действий Соединенных Штатов в странах СНГ. И я бы даже сказал, что на уровне словоупотребления при Путине стали меньше, чем при Ельцине, говорить о том, что СНГ является зоной особых интересов России.
Поэтому есть вероятность того, что никакого крупного отчуждения между Россией и Соединенными Штатами не будет".
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2025, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |
US-Great Britain
Sweden
Serbia
Russia
Belarus
Ukraine
Kazakhstan
Moldova
Tajikistan
Estonia
Russia-2
Belarus-2