Заглавие статьи | СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ "Я-КОНЦЕПЦИИ" ЛИЧНОСТИ С ВИРТУАЛЬНОЙ АДДИКЦИЕЙ |
Автор(ы) | О. В. Дубровина |
Источник | Педагогическое образование и наука, № 1, 2009, C. 86-89 |
О. В. Дубровина, старший преподаватель кафедры психологии Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова
В статье рассматриваются результаты исследования особенностей "Я-концещии" личности с виртуальной аддикцией, структура и содержательные характеристики "Я-концещии" аддиктивной личности. Выявление специфики "Я-концещии" виртуальных аддиктов (слабо выраженный когнитивный компонент, преобладание негативного самоотношения в эмоциональном компоненте, наличие аддиктивного компонента) явилось ступенью для дальнейшего исследования, направленного на выбор направлений, поиск средств и построение программы гармонизации "Я-концещии" лиц юношеского возраста с выраженной виртуальной зависимостью.
Ключевые слова: "Я-концепция", аддиктивная личность, аддиктивное поведение, виртуальная зависимость (аддикция), психологическая помощь, ригидность поведения, направленность личности.
Аддиктивное поведение определяется как одна из форм деструктивного поведения, направленная на уход от реальности фармакологическими и нефармакологическими способами [7]. В нашем исследовании рассматривается такая форма аддиктивного поведения, как зависимость от компьютера и Интернета. Основной особенностью этих форм аддикций (Интернет-зависимость, зависимость от компьютерных игр), объединяющей их, является аддиктивный агент, содержанием которого в данном случае выступает виртуальный мир. Поэтому, понятие "виртуальная аддикция" в нашем исследовании используется как общий термин для обозначения зависимости от Интернета и компьютерных игр [4].
Развитие аддикций ведет к искажению нормального развития личности и к постепенному формированию аддиктивной личности, с деформированной "Я-концепцией". Согласно многочисленным литературным данным, "Я-концепция" аддиктов существенно отличается от "Я-концепции" здоровых респондентов содержательно и по ряду структурных особенностей [1, 12, 10]. Исследования особенностей "Я-концепции" аддиктов указывают на целый ряд особенностей психического функционирования, свойственных аддиктам, среди которых отмечается неадекватная самооценка, низкая когнитивная дифференцированность образа "Я", сниженные способности к рефлексии, трудности регуляции своего эмоционального состояния, отсутствие конкретных интересов, подверженность внешним влияниям, преобладание инфантильных гедонистических установок (Г. Г. Аванесян, Н. В. Чудова, Н. А. Сирота и др.). Все это свидетельствует о незрелости "Я" аддиктивной личности, нечеткости его границ, деформации "Я-концепции".
Поскольку в настоящее время наблюдается резкий прирост пользователей ПК и Интернета, а виртуальная аддикция становится явлением распространенным, особенно в подростковой и юношеской среде, то очевидным становится противоречие между необходимостью оказания психологической помощи на пути становления гармоничной "Я-концепции" аддиктивной личности и недостаточной научной обоснованностью и разработанностью программ психологической помощи лицам с виртуальной аддикцией, направленных на гармонизацию их "Я-концепции". Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему данного исследования - выявление структурно-содержательных характеристик "Я-концепции" личности с виртуальной аддикцией и поиск эффективных средств
гармонизации "Я-концепции" личности с виртуальной аддикцией.
Целью первого этапа решения данной проблемы стало изучение структурно-содержательных особенностей "Я-концепции" виртуальных аддиктов. Эксперимент проводился на базе общеобразовательной школы N 1. ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 46". ГОУ ВПО ИГПИ им. П. П. Ершова г. Ишима Тюменской обл. В исследовании приняло участие 180 подростков в возрасте 15 - 17 лет: учащиеся 11-х классов общеобразовательной школы, первого курса педагогического института и 2 - 3-х курсов профессионального лицея. Выбор испытуемых юношеского возраста был продиктован тем, что указанный возрастной интервал, согласно данным многочисленных литературных источников, является периодом наиболее выраженного становления "Я-концепции".
Опираясь на теоретические концепции самосознания личности Р. Бернса, мы определили "Я-концепцию" как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженных с их оценкой. При этом "Я-концепция" понимается нами как установочная система, имеющая несколько уровней. Представления человека о себе могут относиться как к разным уровням обобщенности (иерархия самосознания, по В. В. Столину) [11], так и к разным сферам проявления жизнедеятельности (осознание уровня сферы своей жизнедеятельности субъектом) [5, 6]. В соответствии с этим, структурные компоненты "Я-концепции", выделенные И. С. Коном (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), мы дополнили ценностным, который составляет ценностно-нормативный аспект "Я-концепции". Представим кратко содержание каждого из компонентов в контексте нашего исследования. Когнитивный компонент включает в себя самопонимание, осознание своих целей, оценивание результатов, стремление к самопознанию, эмоциональный - самоуважение, самоприятие/самообвинение, самоинтерес, ожидаемое отношение других. Содержание ценностного компонента составляют ценностные ориентации, представления о природе человека, принятие агрессии, синергичность, ориентация во времени, а поведенческий компонент включает в себя саморуководство, внутреннюю/внешнюю поддержку, гибкость поведения, спонтанность, контактность, самостоятельность.
Для диагностики структурно-содержательных компонентов "Я-концепции" нами были использованы шкалы следующих диагностических методик: "Самоактуализационный тест" Э. Шострома [9], "Опросник самоотношения" В. В. Солина [3], "Стиль саморегуляции поведения" (ССПМ) В. И. Моросановой [8]. С целью выявления содержательной наполненности структурных компонентов "Я-концепции" учащихся с признаками аддиктивного поведения был использован метод факторного анализа, в процессе которого анализировались матрицы факторных нагрузок после вращения varimax - с применением преобразования Кайзера. Шкалы тестов, использованных в исследовании, с различными факторными весами вошли в выделенные компоненты "Я-концепции" участников эксперимента. В результате факторного анализа были выявлены структурно-содержательные особенности "Я-концепции" виртуальных аддиктов.
Структуру "Я-концепции" у учащихся с выраженной виртуальной аддикцией составили 4 базовых компонента: эмоциональный, поведенческий, ценностный и аддиктивный. Необходимо отметить, что в группе можно выделить и когнитивный компонент, состоящий из таких содержательных элементов, как оценивание результатов (0,576), познавательные потребности (0,527) и моделирование (0,471), но в общей структуре "Я-концепции" аддиктов данный компонент не является значимым (общий вклад в структуру составляет 1,791%). Содержательными особенностями когнитивного компонента являются низкая потребность к самопознанию и отсутствие показателя самопонимания, что свидетельствует о низкой рефлексии, несформированности четкого образа "Я".
Ценностный компонент виртуальных аддиктов отличается преобладанием негативных представлений о природе человека, восприятием жизненных противоречий как антагонистических, неспособностью принимать свою агрессивность как природное свойство, стремление скрыть, подавить ее.
Низкие показатели ориентации во времени говорят о том, что идеалы и цели таких людей ориентированы на будущее (реализуясь только в воображении) или прошлое, а прошлое и будущее не соотносятся с настоящим (цели не связаны с текущей деятельностью, нереалистичны, прошлый опыт мало влияет на поведение).
Наиболее выраженно по сравнению с остальными компонентами в структуре "Я-концепции" виртуальных аддиктов представлен эмоциональный компонент (17,4%). Это говорит о значимости эмоций в жизненной активности, их преобладающем влиянии на процессы принятия решений, построения взаимоотношений с окружающими, на представление о себе и поведение в целом. В эмоциональном компоненте "Я-концепции" виртуальных аддиктов значительно выражена готовность к самообвинению, ожидание негативного, антипатичного отношения к себе со стороны окружающих. Такие составляющие самоотношения как самоуважение, самоуверенность, самопринятие и самоинтерес имеют низкую выраженность.
Поведенческий компонент "Я-концепции" виртуальных аддиктов отмечен такой особенностью, как выраженная ригидность поведения, что проявляется в неспособности адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, свидетельствует о трудностях адаптации. Низкие показатели по шкалам поддержки, самостоятельности, контактности говорят о направленности личности на других, потребности получения помощи и поддержки от окружающих, зависимости от мнений и оценок других людей. Значимость внешней поддержки сочетается с неспособностью к установлению глубоких, субъект-субъектных отношений, трудностями в общении. Аддиктивный компонент представлен выраженной потребностью в поисках ощущений (0,802), высоким уровнем виртуальной аддикции (0,538) и склонностью к зависимому поведению (0,633).
Таким образом, на данном этапе экспериментального исследования были определены структурно-содержательные особенности "Я-концепции" личности с виртуальной аддикцией. Выявление специфики "Я-концепции" виртуальных аддиктов (слабо выраженный когнитивный компонент, преобладание негативного самоотношения в эмоциональном компоненте, наличие аддиктивного компонента) явилось ступенью для дальнейшего исследования, направленного на выбор направлений, поиск средств и построение программы гармонизации "Я-концепции" лиц юношеского возраста с выраженной виртуальной зависимостью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесян Г. Г. Особенности стратегий совладания и "Я-концепции" у людей, зависящих от ПАВ: Автореф. дисс. ... к. психол. н. - М, 2003.
2. Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание: Пер. с англ. - М: Прогресс, 1986. - 424 с.
3. Бодалев А. Л., Стопин В. В. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2002. - 440 с.
4. Галкин К. Ю. Зависимость от виртуальной реальности компьютера - новый вид зависимого поведения [WWW-document] // URL http://pnd.narod.ru.
5. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М: Политиздат, 1984. - 335 с.
6. Кон И. С. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2. - N 23, с. 25 - 37.
7. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 1991. - N 1, с. 8 - 10.
8. Моросаноеа В. И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения" (ССПМ): Руководство. - М: Когнито-Центр, 2004. - 44 с.
9. Никишина В. Б., Василенко Т. Д. Психодиагностика в системе социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. - М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 208 с.
10. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Автореф. дисс. ... д.м.н. - СПб., 1994.
11. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ 1983. -286 с.
12. Чудова Н. В. Особенности образа "Я" "жителя Интернета" // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - N 1, с. 113 - 117.
STRUCTURALLY-SUBSTANTIAL CHARACTERISTICS OF THE "l-CONCEPT" OF A PERSON WITH VIRTUAL ADDICTION
O. V. Dubrovina, senior teacher of the psychology department of the Ershov Ishim State Pedagogical Institute
The article deals with results of the research of "I-concept" of a person with virtual addiction, structure and substantial characteristics of "I-concept" of addictive person. Specificity revealing of "I-concept" of virtual addictives (poorly expressed cognitive component, prevalence of negative self-relation in emotional component, presence of addictive component) was a step for the further research directed on a choice of directions, search of means and construction of program of harmonization of "I-concept" of teenagers with expressed virtual dependence.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2009-2025, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |