Заглавие статьи | СТРОКИ, ПОЛНЫЕ НЕПОДДЕЛЬНОЙ СКОРБИ И МУЖЕСТВА |
Автор(ы) | Б. ВОЛИН |
Источник | Борьба классов, № 2, Февраль 1933, C. 20-22 |
Ф. ЭНГЕЛЬС, "14 МАРТА 1884 ГОДА" (письма о смерти Карла Маркса, изд. ИМЭЛ при ЦК ВКП(б) 1933 г.)
"После своего друга Карла Маркса (умершего в 1883 г.)" - писал Ленин в год смерти Энгельса (т. I), - Энгельс был самым замечательным ученым и учителем современного пролетариата во всем цивилизованном мире. С тех пор, как судьба столкнула Карла Маркса с Фридрихом Энгельсом, жизненный труд обоих Друзей сделался их общим делом". Этот жизненный труд продолжался около 40 лет. За эти четыре тяжелых, полных великих трудностей революционной борьбы в теории и на практике десятилетия великие имена вождей и учителей международного пролетариата - Маркса и Энгельса - оказались слитыми воедино и навсегда запечатлены в памяти рабочего класса.
"Старинные предания рассказывают о разных трогательных примерах дружбы, - писал Ленин, - европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе... Его (Энгельса) любовь к живому Марксу и благоговение перед памятью умершего были беспредельны. Этот суровый боец и строгий мыслитель имел глубоко любящую душу".
Вот перед нами письма Энгельса к Зорге, Либкнехту, Бэккеру в Э. Бернштейну, написанные им в день смерти Маркса 14 марта и назавтра - 15 марта, - и надгробная речь его в день похорон Маркса, собранные Институтом Маркса - Энгельса - Ленина и изданные Партиздатом. Эти письма, эта речь Фридриха Энгельса, сурового бойца и строгого мыслителя, - свидетельство безмерной любви к живому Марксу и беспредельного благоговения перед памятью умершего, - волнуют каждого подлинного марксиста-ленинца и еще века будут волновать все освобожденное трудовое человечество.
Первые слова печали Энгельса - Вильгельму Либкнехту. Он кратко рассказывает, как в обычный предвечерний час зашел проведать Маркса и застал его спящим в кресле, но спящим вечным сном. "Величайший мозг второй половины нашего века перестал мыслить ". "Самый могучий мозг нашей партии перестал мыслить, самое мощное сердце, которое я когда-либо знал, перестало биться" - писал Энгельс Бэккеру.
"Несмотря на то, - пишет горестно Энгельс В. Либкнехту, - что сегодня вечером я видел его неподвижно лежавшим на кровати, с лицом, застывшим навеки, я все же не могу себе представить, что этот гениальный мозг перестал обогащать своей мощной мыслью пролетарское движение обоих полушарий.
Ему мы обязаны всем тем, чем мы стали, и все современное движение тем, чем оно является теперь, стало благодаря его теоретической в практической деятельности; без него мы и теперь еще блуждали бы в потемках".
Поздно ночью в своем письме к Э. Бернштейну Энгельс продолжает как бы незаконченную свою мысль о Марксе. Он пишет: "Что озна-
чал для вас этот человек в области теории, а во все решающие но моменты и в области практики, об ртом может иметь представление лить тот, кто был с ним в течение долгого времени. Вместе с ним надолго исчезнет и его широкий кругозор. Движение пойдет своей дорогой, но уже не будет того спокойного, своевременного, обдуманного руководства, которое не раз предохраняло его от долгих блужданий по ложным путям"
В письме к Зорге, написанном на-завтра после дня 14 марта, Энгельс дает классическое определение того, что представлял Маркс для рабочего движения. Энгельс писал: "Человечество стало ниже на одну голову, и как раз на самую значительную из всех, которыми оно в наше время обладало. Движение пролетариата идет дальше своей дорогой, но нет того центрального пункта, куда естественно обращались в решающих моменты французы, русские, американцы, немцы, и каждый раз получали ясный, неопровержимый совет, который мог быть дан только гением во всеоружии знания. У местных звезд и мелких талантов, а может быть и у шарлатанов, теперь развязаны руки. Конечно победа обеспечена, без окольных путей, временных и частичных блужданий, - и без тех неизбежных, - теперь будет гораздо больше. Ну, с этим мы должны справиться иначе чего же ради мы живем? Вот почему мы далеко еще не теряем мужества".
Этот бодрый, боевой, революционный, несмотря на великую скорбь и печаль, тон сказался в письме Энгельса к "старине" Бэккеру: "Теперь мы с тобою, пожалуй, последние из старой гвардии времен до 1848 года. Ну что ж, мы останемся на посту. Пули свистят, падают друзья, но нам обоим это не в диковинку. И если кого-нибудь из вас и сразит пуля - пусть так, лишь бы она как следует засела, чтобы не корчиться слишком долго".
----------
Еще двенадцать лет после Маркса стоял бодро, непреклонно яга боевом революционном посту международного рабочего движения Фридрих Энгельс.
И раньше, чем мог надеяться Энгельс - этот самый замечательные после своего друга Маркса ученый и учитель современного пролетариата, - международное рабочее движение через десять лет после смерти Маркса получило своего вождя. За год до смерти самого Энгельса уже появились получившие международное значение "Кто такие "друзья народа" Ленива, который в новых условиях - империализма и пролетарских революций - продвинул дальше учение Маркса - Энгельса, подняв его на высшую ступень.
С появлением Ленина, с возникновением большевизма, который существует как течение политической мысли и как политическая партия с 1903 г." (Ленин), французы и русские, американцы и немцы, весь международный пролетариат и угнетенные народы колоний получили вновь свой центральный революционный пункт, стали получать вновь ясный, неопровержимого совет, который мог быть дан только гением во всеоружии знании, обрели вновь свое спокойное, своевременное, обдуманное руководство, создавшее партию нового типа, приведшее пролетариат одной шестой части земного шара к победе мирового значения и построившее вновь боевой штаб международного революционного пролетариата - Коммунистический интернационал.
Всего только через десять лет после смерти Маркса появился не пути международного рабочего движения Ленин. Менее чем через десять лет после смерти Энгельса вырос и окреп большевизм как течение политической мысли и как партия международного значения. Это говорит о не-
Телеграмма Энгельса о смерти Маркса
прерывности гениального руководства (Маркс - Энгельс - Ленин) международным рабочим движением. Эта непрерывность в еще более совершенной форме осуществилась в дальнейшем: гений Ленина тем особенно велик, что он создал партию нового типа, и притом такую партию, которая еще при жизни Ленина и под его руководством воспитала того, кто после ухода от нас Ильича стал на его место у руля партии Ленина под знаменем Маркса - Энгельса - Ленина как последовательнейший марксист, как лучший и вернейший ленинец ведет на развернутом пути социалистического наступление трудящиеся массы Советского союза от победы к победе и как теоретик и вождь руководит международной пролетарской революцией.
Маркс - Энгельс - Ленин - Сталин - эти имена принадлежат человечеству, которому их дал поднимающийся класс - пролетариат - на протяжении только одного последнего столетия.
----------
Эта маленькая брошюра в 20 страниц читается с волнующим большевистское сердце чувством. Она - прекрасное вступление к марксовским дням, к 50-летней годовщине смерти Карла Маркса, совпавшей с годом, когда мы под руководством лучшего марксиста-ленинца т. Сталина вступили в пятилетку построения бесклассового социалистического общества, одержав на основе учения Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина победы всемирно исторического значения.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2024, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |