Автор: Уфимцев Г. Ф.
Доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. УФИМЦЕВ, Институт земной коры СО РАН
Эоловые формы рельефа известны во многих районах Сибири. Они встречаются в устье реки Вилюй (Якутия), в центре Чарской котловины (Восточная Сибирь), где настоящие барханы возвышаются над заболоченной и покрытой чахлым лиственником равниной с многочисленными термокарстовыми озерами. В Забайкалье, на правом берегу реки Онон, некоторые старинные казачьи селения буквально засыпаны песком, а в степи над долиной видны крупные котловины выдувания и песчаные гряды.
В XIX в. из-за "вредного" действия ветров жители уездного Селенгинска покинули родной город, и на его месте теперь остались лишь руины церкви, окруженные песчаными грядами. На юго-восточных берегах Байкала сильные северо- западные ветры формируют на пляжах крупные дюны, и "плащи" эоловых песков поднимаются высоко по их склонам. В Тункинской котловине (Юго-Западное Прибайкалье) есть целая песчаная гора Хайрхан (с древних времен ее считают священной), возвышающаяся на 150 м над низкой речной террасой. Возраст слагающих ее мелкообломочных рыхлых пород - 10 тыс. лет, но "ветры злые" и до сих пор перевевают здесь песчаный материал, часто формируя огромные валы в соседнем сосновом бору.
Другой зримый свидетель ветровых процессов в Сибири - мощные (иногда более 10 м) толщи лессовидных суглинков и супесей, образующих покровы на склонах междуречий. Они удивительно похожи на знаменитые китайские лессы: в них видна тонкая слойчатость, множественно повторяющая эоловую рябь.
Ветровая деятельность особенно активно протекает в Восточной Сибири весной, в начале лета и осенью - именно это время здесь самое сухое. Когда несколько десятилетий назад я жил в центре Читы, то весной, приходя вечером домой, обнаруживал характерный белесый оттенок пола в квартире - его создавала тонкая пленка ветровой пыли. И это при плотно закрытых форточках... В конце июня 1970 г. в Забайкалье, на юго-западном краю засеянного поля я однажды наблюдал песчаные надувы высотой до 20-40 см, которые образовались всего за один весенний сезон. А вот еще пример эоловой активности в Сибири: в упомянутой Тункинской котловине откосы дорожных выемок в песках за год переформировываются ветрами и покрываются эоловой рябью...
Чаще всего бросаются в глаза и запоминаются формы рельефа и отложения, возникающие благодаря накоплению (аккумуляции) песчаного и пылевого материала. А что же происходит в районах, откуда он поступает, в областях выдувания (дефляции)? Оценивая в целом масштаб ветровой деятельности, важно иметь представление и об этой ее составляющей.
Но что же здесь может быть наглядным и надежным источником информации? Это так называемые
стр. 93
ветрогранники - обломки горных пород, лежащие на поверхности и обработанные приносимым сюда тонким материалом. Они имеют характерный вид: уплощенная подошва и две как будто обточенные грани, сходящиеся вверху под тупым утлом, где образуются четко видимые ребра или гребни. Поверхности граней своеобразны: они и ноздреваты (из них выбиты менее прочные зерна), и в то же время явно отполированы, как бы зализаны. Ветрогранники хорошо различаются в массе других обломков - внешне они напоминают наконечники копий или стрел.
Я бережно храню два таких образца из разных районов Сибири. Первый поднял в 1980 г. во время научной экскурсии на левом берегу реки Лены, около города Жиганска - прямо на линии Северного полярного круга. Здесь на прибрежном бечевнике скатанная галька подверглась сильной ветровой обработке (корразии). Процесс этот идет до сих пор, так что многие обломки горных пород превратились в данном районе в типичные ветрогранники треугольной формы.
Другой образец я взял на левом берегу реки Ихэ-Ухгуни в Тункинской котловине. Он залегал в основании разреза эоловых песков знаменитой горы Хайрхан. Верхняя часть этого разреза возрастом 29 тыс. лет развеяна, а заключенные ранее в речных отложениях валуны и гальки создали отмостку в подошве горы.
На байкальском острове Ольхон, особенно на его наветренном северо-западном склоне, ветрогранники - обычное явление: это и лежащие на поверхности обломки, и весьма эффектные выступающие из-под земли обтесанные глыбы. Часто подобные образцы встречаются и на песчаных отмелях Братского водохранилища.
Здесь корразию испытали даже вымытые из разрезов каменные орудия древнего человека. Причем на них обнаружены следы как современной ветровой обработки, так и древней - в Восточной Сибири она, видимо, не прекращается уже сотни тысяч лет.
Мы еще мало знаем об эоловых процессах в этом регионе Евразии в прошлом и явно недооцениваем их деятельность в настоящее время. А ведь в Баргузинской долине восточнее Байкала периодически возникают сильнейшие пылевые бури. Напомню также, что во время одной из них в Иркутской области в мае 1996 г. выгорели многие дачные поселки.
Эоловые процессы в Сибири тщательно изучаются, и ветрогранники служат своеобразными вехами на этом пути.
Данные исследования выполняются при содействии Российского фонда фундаментальных исследований (грант N 99-05-65638).
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2024, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |