Заглавие статьи | СВЕТЛАЯ ЗЕМЛЯ |
Автор(ы) | Ольга БАЗАНОВА |
Источник | Наука в России, № 5, 2008, C. 95-103 |
Ольга БАЗАНОВА, журналист
Ни одно значимое для нашей страны событие не обошло стороной Калужский край. Он вынес набеги золотоордынцев, литовцев, крымских татар, поляков, нашествие наполеоновской "великой армии", гитлеровской армады. Однако каждый раз возрождался благодаря труду и таланту своих жителей; к тому же помнит многих писателей, художников, мыслителей, оставивших яркий след в отечественной истории и культуре.
Как свидетельствует общерусский летописный свод "Повесть временных лет" (1110-е годы), в IX в. район верхнего течения Оки, т.е. территорию нынешней Калужской области, населяли преимущественно вятичи - одна из групп племен восточных славян. Их главным занятием была охота: мехами пушных зверей платили дань* сначала Хазарскому каганату (возникшему в VII в. в Нижнем Поволжье)**, затем разгромившей его в 964 - 965 гг. Киевской Руси.
В начале XII в. тут появились города Воротынск, Городенск, Мосальск и др., вскоре ставшие столицами княжеств. Столетие спустя, в 1238 г., им пришлось выдержать мощный удар монголо-татарских войск под началом хана Батыя. Особенно сильно пострадал Козельск, прозванный врагами "злым градом": лишь после семинедельных ожесточенных боев они сломили сопротивление защитников и перебили всех жителей. А двухлетний сын местного князя, по преданию, утонул в крови.
В XIV в. некоторые земли по верхней Оке уже находились под властью Москвы (именно к тому времени, точнее, к 1371 г., относится первое упоминание Калуги - в письме великого князя литовского Ольгерда). Однако в середине XV в. в результате столкновений с Литвой Русь уступила ей почти все здешние вотчины. Возвращение же утраченных и приобретение новых началось только в конце этого столетия. Впрочем, набеги воинственных западных соседей продолжались. К тому же с 1512 г. к ним присоединились крымские татары, для защиты от которых тут устроили засечную черту из лесных завалов, валов, рвов, частоколов, опорных пунктов. А здешние города Козельск, Перемышль, Мещовск, Серпейск, Мосальск, Таруса, Воротынск, Кременец, Медынь, Любуцк, Малоярославец, Боровск превратились в укрепленные форты.
Тем не менее и через столетие жизнь края была далека от мирной. В 1606 - 1607 гг. Калуга стала центром крестьянского антифеодального восстания под руководством Ивана Болотникова, в 1609 - 1610 гг. - убежищем самозваного царя Лжедмитрия II (вскоре там же и умерщвленного крещеным татарином Петром Урусовым в отместку за санкционированное им убийство касимовского хана). Однако самые страшные беды и разорение пришли сюда в пору польско-литовской интервенции ***, когда в 1617 г. после длительной осады город заняли отряды гетмана Сагайдачного. Мир туда принес только Деулинский договор 1618 г. между Россией и Речью Посполитой.
Однако и на этом злоключения здешних жителей не закончились: после сильного пожара 1622г. большинство из них покинуло пепелище, и к Калуге приписали расположенное неподалеку село Спасское-Новое со всеми угодьями и населением. Оправилась она лишь через несколько десятилетий, а затем постепенно превратилась в крупный процветающий деловой центр. С конца XVII в. местные купцы развернули широкую торговлю хлебом, солью, пенькой, причем не только внутри
* См.: В. Перхавко. "Мягкое золото". - Наука в России, 2008, N 4 (прим. ред.).
** См.: Д. Васильев, Э. Зиливинская. Свидетель трех эпох. - Наука в России, 2007, N 4 (прим. per).
*** См.: А. Богданов. "Быть нам всем в совете и соединении...". - Наука в России, 2007, N 6 (прим. ред.).
страны, но и со многими зарубежными государствами, чему способствовала близость оживленного водного пути - Оки.
Именно тогда появились многие архитектурные памятники, ныне определяющие облик города*. Старейший из них - церковь Покрова, "что на рву", заменившая в 1687 г. предшествующую деревянную. Там, где она стоит, действительно проходил ров вдоль северо-восточной стены бревенчатого кремля, к сожалению, примерно в те же годы сгоревшего. Великолепные рельефные карнизы, декоративные кокошники (полукруглые украшения кровли), наличники окон, роспись интерьера храма характерны для московского культового зодчества конца XVII в., являвшего эталоны градостроительного искусства для всей России.
Приблизительно к тому же времени относится ярчайший образец отечественной "палатной архитектуры" - хорошо сохранившийся до наших дней нарядный двухэтажный особняк купца, земского старосты Кирилла Коробова. Его сложили из крупного кирпича, но по принципу деревянных: два сруба на подклетах, сени и крыльцо. Оба этажа перекрыты сомкнутыми сводами и имеют одинаковое расположение комнат. С 1897 г. тут помещался губернский Исторический музей, а в наши дни - один из отделов Областного краеведческого.
В следующем столетии в Калуге, ставшей одной из купеческих столиц России, появилось несколько уникальных сооружений. Прежде всего назовем Каменный мост через Березуевский овраг (по его дну тогда протекал ручей Березуйка), возведенный по проекту местного зодчего Петра Никитина в 1785 г., а несколько лет спустя на нем установили 28 каменных лавок. Этот стройный, ажурный виадук, опирающийся на 15 больших арок (причем 3 центральные - двухэтажные), входит в число крупнейших в нашей стране: его высота более 20 м, длина около 160 м.
В 1786 г. по указанию императрицы Екатерины II губернский архитектор Иван Ясныгин начал сооружение кафедрального собора Живоначальной Троицы на месте старого деревянного. Его примечательная деталь - первый в России бесстолпный купол диаметром около 17 м. Отметим: у воздвигавшегося одновременно грандиозного Казанского собора в Петербурге был только 15-метровый. Строительство калужского храма завершили весной 1811 г. (на несколько месяцев раньше столичного), но отделывать начали лишь через четыре го-
* См.: В. Перхавко. "Царство воинством расширяется, а купечеством украшается". - Наука в России, 2007, N 4 (прим. ред.).
да - помешало наполеоновское нашествие 1812 г. Сейчас сюда вернулась церковная жизнь и идут масштабные восстановительные работы.
К наиболее интересным памятникам градостроительного искусства принадлежит также усадьба купца Золотарева (конец XVIII - начало XIX в.). Талантливый неизвестный зодчий (по-видимому, последователь одного из основоположников русского классицизма Матвея Казакова) блестяще использовал сложный рельеф местности: поставил здание вдоль улицы, зрительно увеличив его длину пристроенными с обоих торцов величественными воротами. Нарядное внутреннее убранство - роспись стен и потолков, мраморные колонны, пилястры, барельефы, инкрустированный пол - выполнено в 1807 - 1808 гг. Весь архитектурный ансамбль хорошо сохранился, и ныне в нем размещается основная часть экспозиции Калужского областного краеведческого музея, одного из старейших в России такого профиля (его открыли для посетителей в 1897 г.).
По образцу московских дворянских усадеб начала XIX в. построен дом купца Билибина (1809 - 1810 гг.), фасад которого украшает замечательная лепнина. Кстати, именно из этого старинного рода, упоминаемого еще в документах XVII в., происходил видный график и театральный художник Иван Билибин (1876 - 1942), создавший множество декораций к спектаклям, иллюстраций к былинам, сказкам, как народным, так и вышедшим из-под пера Александра Пушкина. Красивый и уютный особняк, не претерпевший существенных переделок, сейчас принадлежит Калужскому областному художественному музею, отмечающему в 2008 г. 90-летие со дня открытия.
Надо сказать, основу этого обширного собрания составила коллекция, завещанная городу его уроженцем врачом Никанором Васильевым, скончавшимся в 1917 г. Затем оно неоднократно пополнялось произведениями изобразительного искусства из дворянских усадеб Тарусского, Мещовского, Козельского районов области, Государственного музейного фонда, Эрмитажа (Санкт-Петербург), Третьяковской галереи (Москва) и др. Сейчас здесь более 9 тыс. единиц хранения, в том числе иконы и культовая деревянная скульптура, полотна отечественных, западноевропейских художников, саксонский, французский фарфор и пр.
Великолепная калужская картинная галерея заслуживает отдельного повествования. Здесь сосре-
доточим внимание на наиболее значительной ее составляющей - экспозиции русской живописи. Прежде всего взгляды посетителей приковывают замечательные портреты кисти как безымянных, так и всемирно известных художников XVIII - начала XIX в. Так, теплотой и мягким обаянием пронизаны созданные выдающимся мастером этого жанра Василием Тропининым изображения калужских помещиков супругов Бельченко (1836 г.), неизвестного в шубе (1840-е годы), Е. В. Мешковой (1832 г.). Кстати, на оборотной стороне последнего есть надпись: "Елизавета Васильевна Мешкова, урожденная Билибина, скончалась в 1828 г. 13 ноября на 25 году. Написана в 1832 г.". Предположительно автор в качестве натуры использовал миниатюру, выполненную при жизни безвременно ушедшей молодой женщины.
Музей обладает прекрасной коллекцией пейзажей. Мастерски выполненное романтическое полотно Льва Лагорио "Горное озеро" (1852 г.) погружает в поэтическую тишину затерявшегося в горах водоема. А для его современника, одного из талантливейших представителей этого жанра Михаила Лебедева были характерны реалистические искания. К сожалению, одаренный художник прожил всего 26 лет, поэтому его произведения ныне -большая редкость. Не случайно с особой гордостью в калужской галерее демонстрируют "Пейзаж", выполненный живописцем в 1830-е годы. К тому времени относятся и представленные здесь работы виднейшего мариниста Ивана Айвазовского "Вид на Одессу в лунную ночь", "Прибой".
Члены основанного в 1870 г. Товарищества передвижных художественных выставок избрали основой своего искусства правдивое изображение жизни и истории народа. В экспозиции есть немало их полотен: широко известная "Курсистка" Николая Ярошенко (1883 г.), картины крупнейших пейзажистов - "Волга" (1874 г.) Алексея Саврасова, написанная в момент наивысшего расцвета его творчества, "Берег моря" (1890 г.) Ивана Шишкина, нечасто обращавшегося к изображению водной стихии, этюды и картины Василия Поленова рубежа XIX-XX вв. и др.
Богата Калужская область и памятниками истории, культуры. Неподалеку от Козельска, на берегу быстрой речки Жиздры, среди девственного леса стоит монастырь Свято-Введенской Оптиной пустыни. Время появления здесь первых отшельников точно неизвестно. Для духовных подвигов они избрали место глухое, в чащобе, непригодное для земледелия, а стало быть, бесхозное. Возможно, эта обитель - одна из древнейших в России. Но почему она стала столь просветленной и значимой, чем
притягивала людей любых сословий со всех концов страны? Дело в том, что здесь возник крупный центр старчества - духовного наставничества и водительства, распространившегося в наших монастырях в XIX - начале XX в. Опытные служители Всевышнего, наделенные рассудительностью, прозорливостью, учили своих последователей монашеским добродетелям, утешали страждущих, к тому же исцеляли недуги, творили чудеса.
Очень чутко царящую тут атмосферу уловил выдающийся русский писатель первой половины XIX в. Николай Гоголь: "Благодать видимо там присутствует. Это слышится и в самом наружном служении. Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами все. Самые служки меня поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхождения; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышим ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше...". Николай Васильевич посетил это святое место в 1850 г. в поисках прототипа положительного героя поэмы "Мертвые души" - священника необычного склада (присущего именно оптинским старцам).
К этому благотворному источнику не раз припадали и другие "властители дум" просвещенной России. Много почерпнул из него Федор Достоевский для романа "Братья Карамазовы" (1879 - 1880 гг.), под впечатлением поездки в пустынь появилась повесть Льва Толстого "Отец Сергий" (1890 - 1898 гг.). Кстати, его родная сестра Мария Николаевна была настоятельницей находившегося поблизости, в деревне Шамордино, Свято-Амвросиевского девичьего монастыря (брат навещал ее в 1890 и 1910 гг.), основанного в 1870 - 1880-х годах оптинским старцем Амвросием. В ансамбль женской обители, расположенной в изумительно живописной местности, помимо грандиозного и редкого по красоте главного храма, входят трапезная, корпус для сестер, школа, типография, различные мастерские и пр.
Наш замечательный прозаик, певец родной природы Михаил Пришвин, творивший в первой половине XX в., вспоминал: "Я вырос... под обаянием двух великих старцев: Льва Николаевича Толстого и Амвросия Оптинского". К тому же писателя покорили сказки и поверья, заповедные места Калужского края, названные им светлой землей и воспетые задолго до него еще одним великим мастером слова Иваном Тургеневым в цикле рассказов "Записки охотника" (1847 - 1852 гг.). Не случайно Михаил Михайлович решил поселиться в одном из чудеснейших
здешних уголков - деревне Брынь, а в 1910 г. писал оттуда друзьям: "Вы себе и вообразить не можете, как пахнуло на меня подлинной Россией...".
В числе достопримечательностей Калужского края, связанных с великими писателями нашей земли, - Полотняный Завод на реке Суходрев, уникальный образец усадьбы XVIII в., в которую органично вошли производственные постройки. Их начали возводить по указу императора Петра I в 1718 г., во время Северной войны 1700 - 1721 гг.*: создававшемуся тогда российскому флоту в большом количестве требовалось парусное полотно. Вскоре владельцами предприятий, тогда крупнейших в России и изготовлявших продукцию отменного качества, стали промышленники Гончаровы. Из их рода происходила супруга поэта Александра Пушкина Наталья Николаевна (за коммерческие успехи ее предка в 1742 г. произвели в коллежские асессоры, что давало право на потомственное дворянство).
Поместье родителей жены Александр Сергеевич посещал в 1830 и 1834 гг. и работал в их большой библиотеке, собирая материал по истории Петра I. Позже, уже в Петербурге, он писал: "Ах, кабы заводы были мои! Тогда меня в Петербург и московским калачом не заманили бы". К настоящему времени интерьеры господского дома восстановлены и там открыта экспозиция "Полотняный Завод - историко-мемориальный памятник", где рассказывается об истории семьи Гончаровых.
Недалеко от впадения речки Истермы в Протву в окружении холмов стоит одна из главных достопримечательностей Калужской области - основанный в 1444 г. Пафнутьев Боровский монастырь, ставший тогда одним из основных укрепленных пунктов на юго-западном рубеже Московского государства. В конце XVI в., когда скромная обитель превратилась в крупное феодальное хозяйство, русское правительство распорядилось окружить ее мощными крепостными стенами (их протяженность около 700 м) с шестью башнями: Тайницкой, Входной, Сторожевой, Оружейной, Георгиевской, Круглой. И такая мера предосторожности себя оправдала: как повествует местная летопись XVII в., войска Лжедмитрия II, осадившие твердыню в 1607 г.,
* См.: В. Артамонов. "Несказанная виктория". - В этом номере журнала (прим. ред.).
встретили сильный отпор и ворвались внутрь только благодаря измене двух воевод. Однако ее защитники не прекратили сопротивление и были убиты. В память об их подвиге в 1777 г. Боровск получил герб - сердце с крестом (символом верности) в лавровом венке.
Самая ранняя из сохранившихся до наших дней построек обители - трапезная палата (1511 г.). Со строгой простотой ее облика контрастирует стоящая поблизости пятиярусная колокольня (конец XVII в.) с нарядными фасадами, украшенными колонками, многоцветными изразцами, разнообразными наличниками окон и пр. К уникальным памятникам архитектуры следует отнести также величавый собор Рождества Богородицы (конец XVI в.), миниатюрную одноглавую Ильинскую церковь (1670 г.), составляющую единый комплекс с одновременно возведенной больничной палатой, трехэтажный корпус летних настоятельских келий XVII в.
Еще один свидетель минувшего - Николаевский Черноостровский монастырь на высоком берегу реки Лужа, к северо-востоку от города Малоярославец, основанный предположительно в конце XV в.
Много десятилетий он пребывал в бедности и начал "вставать на ноги" лишь в начале XIX в., чему, однако, помешала Отечественная война 1812 года. Во время кровопролитного сражения русских войск с французами 24 октября обитель несколько раз переходила из рук в руки, деревянные здания сгорели, церковное имущество было разграблено. От картечи, пуль сильно пострадали каменные въездные ворота (поразительно, что остался невредимым изображенный на фронтоне лик Спасителя). Они сохранились до наших дней: после победы над Наполеоном, когда все здешние постройки пришлось возводить заново, император Николай I запретил ремонтировать этот красноречивый памятник защитникам Отечества, а к 100-летию битвы на нем укрепили доску с надписью: "Язвы 1812 года".
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2024, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |