Salvatore F. ROMANO, Momenti del Risorgimento in Sicilla. Messina - Firenze. 1952. 302 p.
Сальваторе Ф. РОМАНО. Этапы Рисорджименто в Сицилии.
Одним из наиболее актуальных вопросов политической жизни современной Италии является проблема Юга, то есть проблема социального, экономического и культурного развития наиболее отсталых южных районов Италии, в частности Сицилии, и их взаимоотношения с развитыми промышленными районами Севера. Не случайно поэтому, что в современной итальянской историографии труды, посвященные истории юга страны, занимают важное место, и эти вопросы разрабатываются рядом крупных ученых-историков1 , в том числе некоторыми представителями крепнущего прогрессивного крыла итальянской исторической науки, которое основывается в своей исследовательской работе на методе исто-
1 Отметим здесь лишь несколько исследований по истории Сицилии, опубликованных за последние годы: "Francesco Brancato. Origini e carattere della rivolta palermitana del settembre 1866 (Con documenti inediti). Palermo. Societa Siciliana di Storia Patria. 1953; Giulio Pietranera. Recenti pubblicazioni sulla questione meridionale; Francesco Renda. Origini e caratteristiche del movimento contadino della Sicilia Occidentale "Movimento operaio". 1955, N 3 - 4; Renato Marsilio. I fasci siciliani. Milano. Ed. Avanti. 1954; Guiseppe Scichilone. Documenti sulle condizioni della Sicilia dal 1860 al 1870. и другие работы.
рического материализма. Не имея возможности охарактеризовать все эти работы, мы упомянем вкратце лишь о наиболее интересных из них и посвятим рецензию главным образом работе С. Ф. Романо по истории Сицилии в период Рисорджименто2 .
Как отмечает Романо (стр. 5), до второй мировой войны традиционная итальянская историография рассматривала проблему Рисорджименто в Сицилии почти исключительно в плане постепенной эволюции идей от сепаратизма (1820 г.) к федерализму (1848 г.) и унитаризму (1860 г.). Эта идеалистическая концепция основывалась на принципах так называемого этико-политического историзма Кроче. Последний, как известно, считал движущей силой развития общества этико-моральные идеи. Последователи Кроче, как правило, пренебрегали рассмотрением классовых требований растущей сицилийской буржуазии, считая основным элементом, определившим такую эволюцию идей, интеллигенцию - единственную, по их мнению, носительницу идеи объединения. Вышедшие в начале этого века работы Э. Лонкао, Дж. Сальвиоли и др., посвященные вопросам истории аграрной экономики и развития правовых институтов землепользования и хотя бы до некоторой степени отражавшие процесс формирования классов в этот период, играли незначительную роль в создании исторической концепции Рисорджименто в Сицилии.
После второй мировой войны, когда в ходе бурной политической борьбы вновь развернулась острая дискуссия по вопросу о статусе Сицилии, в исторической литературе стали выявляться новые течения. Одно из них всячески пыталось возродить идею о самостоятельном существовании и собственном пути развития "сицилийсксй нации", воспевая сицилийский автономизм и подчеркивая своеобразие политико-юридических и культурных традиций Сицилии. Часто за такой псевдоисторической концепцией скрывались на деле весьма политически злободневные и глубоко реакционные тенденции. Некоторые сторонники этого течения трактовали "сицилийскую нацию, как политико-юридический фактор, развитие которого было насильственно прервано в результате присоединения острова к Италии3 ; другие - как совокупность культурных и моральных компонентов, определяющих якобы своеобразие психологического склада4 .
В противоположность этому имелось течение, представители которого обратились к рассмотрению экономических и социальных факторов, пытаясь уяснить причины, предопределившие экономическую, политическую и культурную отсталость острова в период Рисорджименто и после объединения. Это течение испытало влияние таких прогрессивных меридионалистов - представителей мелкой буржуазии Юга, как Гвидо Дорсо5 . Но решающим было влияние марксистской концепции проблемы Юга, глубоко разработанной Антонио Грамши6 . Это течение итальянской историографии дало немало нового и ценного в трактовку проблем Рисорджименто в Сицилии. В вышедшей в 1948 г. книге де Стефано7 хотя и отсутствует глубокий анализ экономической структуры Сицилии, тем не менее проводится мысль, что сущность эволюции идей сицилийского автономизма-сепаратизма следует искать в классовых противоречиях, в борьбе классов за власть.
Значительный вклад в изучение проблематики сицилийского Рисорджименто внес неаполитанский историк Розарио Ромео. Им был опубликован вначале сборник документов по истории Сицилии, а затем обширный труд по истории Рисорджименто на острове, вышедший в издании Итальянского института исторических наук в Неаполе8 . По-новому подходя к трактовке темы, автор строит свое исследование на анализе экономических отношений в Сицилии. Собранный Ромео интересный материал дал ему возможность нарисовать живую картину классовой борьбы в Сицилии XIX века. Он справедливо считает "определяющим
2 О революции 1848 г. см. "Революции 1848 - 1849 годов". Тт. I - II. М. 1952; о проблематике Рисорджименто см. К. Мизиано. Некоторые проблемы воссоединения Италии. Доклад для X конгресса историков в Риме М. 1955.
3 L. Tomeucci. Il tramonto della nazione siciliana. Messina. 1949.
4 V. Titone. La culture siciliana nel secolo XVIII. Palermo. 1947.
5 G. Dorso. La Rivoluzione meridionale. 1925, и другие работы.
6 A. Gramsci. Il Risorgimento. Torino. 1949; La questione meridionale. Roma. 1951, и другие работы.
7 De Stefano. Storia della Sicilia dal secolo XI al XIX. Bari. 1948.
8 "Archivio storico siciliano". 1949 - 1950. A Cura di R. Romeo; R. Romeo. II Risorgimento in Sicilia. Bari. 1951. Названный институт был в свое время создан Бенедетто Кроче, а ныне его возглавляет президент Международного комитета исторических наук Фредерик Шабо.
фактором" союз еще слабой сицилийской буржуазии с обуржуазившимся дворянством и признает, что именно этот фактор помешал в 1860 г. развитию "крестьянской революции, которая могла бы явиться историческим фактом большого обновляющего значения"9 и предопределил после 1860 г. замедленное экономическое и социальное развитие острова.
Но при всем интересе, который вызывает работа Ромео, не может не -броситься в глаза парадоксальное противоречие между этими тезисами автора и некоторыми выводами, к которым он приходит в своей книге. Так, полемизируя с марксистами, Ромео утверждает, что положительное содержание Рисорджименто в Сицилии следует искать "на политической и моральной почве". Ромео утверждает далее, будто крестьянская революция в Северной и Центральной Италии не могла быть прогрессивным фактором, ибо она неизбежно была бы направлена против земельной буржуазии - единственной силы, способной открыть путь для капиталистического развития10 . Но разве не ясно, что именно вовлечение в революционную борьбу крестьянских масс, осуществление широкой аграрной революции и в результате - создание свободной мелкой крестьянской собственности только и могли открыть путь для быстрого капиталистического развития, о котором говорит Ромео? Разве не ясна причинная связь между тем, что в Италии не произошло радикального упразднения феодальных отношений, и тем, что в ней не имело места и последующее стремительное развитие капитализма11 , как это наблюдалось в других странах? А самый класс, который призван был открыть путь для капиталистического развития, класс землевладельческой буржуазии, унаследовав феодальные права и феодальные пережитки, унаследовав страх перед эксплуатируемым им крестьянством, оказался тем самым лишен не только революционней смелости, но и предпринимательской инициативы.
Подводя итог своей работе, Ромео пишет, что "сицилийский автономизм постепенно преодолевался в психологическом плане"12 . Когда читаешь обобщающие выводы автора, находящиеся в таком резком контрасте со всем тоном и содержанием его исследования, невольно ощущаешь, как трудно давались ему попытки втиснуть свой большой и полнокровный труд в прокрустово ложе крочеанских схем.
Вышедшая спустя год после труда Ромео книга Романо рассеяла заблуждение тех, кто полагал, что работы Ромео исчерпали тему Рисорджименто в Сицилии. Следуя направлениям, намеченным Грамши, Романо смело ломает прежние историографические тенденции и, отбрасывая идеалистические схемы, рассматривает историю Сицилии XIX в. под углом зрения постепенного развития и утверждения буржуазии острова, все более активно выступающей на борьбу против стесняющих ее феодальных пережитков.
Книга Романо состоит из трех очерков. Первый очерк, "О происхождении и характере руководящего класса в период Рисорджименто", дает читателю представление о том, как складывалось соотношение социальных и классовых сил в Сицилии к концу XVIII и в первые десятилетия XIX в. и какими экономическими предпосылками оно определялось. Во втором очерке, "1848 год", автор рассматривает столкновение этих сил в ходе революции13 . Третий очерк называется "Крестьяне в революции 1860 года". В нем автор дает развернутую картину широкого революционно-демократического движения крестьянства в ходе освобождения Сицилии гарибальдийской армией, показывает, как было подавлено это движение, и, подводя итоги периода Рисорджименто в Сицилии, указывает, что он закончился победой блока буржуазии и обуржуазившегося дворянства и поражением демократических элементов.
В качестве приложения в книгу включена статья "О бандитизме и мафии", интересно трактующая сицилийский бандитизм как социальное явление и как политическое орудие, используемое господствующими группами в своих классовых интересах.
Автор подробно излагает экономические корни и генезис консервативного блока либеральной аристократии с землевладельче-
9 R. Romeo. Указ. соч., стр. 348, 349.
10 Там же.
11 См. E. Sereni. La questione agraria nella rinascita nazienale italiana. 1946. Русское издание "Аграрный вопрос в Италии". М. 1949, стр. 110.
12 R. Romeo. Указ. соч., стр. 349.
13 Эта работа уже была опубликована ранее в приложении к теоретическому органу Итальянской коммунистической партии - журналу "Rinascita" за 1948 г. - к столетию революции 1848 года.
ской буржуазией (о нем говорит и Ромео), наложившего свой отпечаток на всю последующую историю Сицилии. По мнению Романо, сближение этих классовых групп шло по двум линиям: с одной стороны, постепенное обуржуазивание части феодальной землевладельческой аристократии, которая втягивалась в заграничную торговлю пшеницей и в связанные с этим финансовые спекуляции и поэтому выступала за свободу торговли и за некоторые иные, буржуазные по своей классовой сущности лозунги; с другой стороны, стремление разбогатевших на посреднической торговле купцов и предпринимателей приобрести землю и "вступить таким образом в класс землевладельцев" (стр. 24). В этом блоке слабая сицилийская буржуазия играла подчиненную роль. Но мало того, сама материальная основа этого союза - совместное с земельной аристократией владение латифундиями и связанные с этим феодальные права и методы эксплуатации, - во-первых, привязывали буржуазию к отжившим средствам производства, а во-вторых, автоматически превращали ее в противника крестьянства, также стремившегося к владению землей.
Вступив в блок, сущность которого состояла в исключении крестьянства из числа претендентов на владение землей, буржуазия и земельная аристократия осуществили в огромных масштабах ограбление крестьян, отняв у них то, что принадлежало им согласно общинному праву (стр. 60). Детальному рассмотрению этого ограбления крестьянства автор посвящает много страниц своего исследования (стр. 143 - 155), приводя обширный документальный материал.
Отсюда идут корни вековой борьбы крестьянства за отнятую у него землю. Отсюда и страх буржуазии перед крестьянскими массами, перед народным движением и перед малейшими проявлениями "якобинизма". "Великий страх" 93-го года, еще более усугубленный событиями 1799 г. в Неаполе, травмировал сицилийскую буржуазию. При малейшем пробуждении народного движения она, вместо того чтобы возглавить его, как это было во Франции в ходе революции XVIII в., в панике искала силу, которая могла бы гарантировать жизнь "добропорядочного буржуа" и неприкосновенность его собственности (земельной собственности прежде всего). Такой силой представлялись ей на различных исторических этапах земельная аристократия острова, неаполитанские Бурбоны и, наконец, в 1860 г. - Савойская монархия. Соответственно с этим происходила эволюция идей от сепаратизма к унитаризму.
Одним из достоинств труда Романо является то, что на его страницах впервые крупным планом показано активное участие широких народных масс в революционном движении в Сицилии. Анализируя крестьянскую политику Гарибальди, автор доказывает, что именно благодаря глубокому пониманию нужд крестьян он сумел, опираясь на революционный порыв крестьянских масс, "совершить буквально чудеса" в Сицилии.
После издания революционного декрета Гарибальди о разделе домениальных земель среди безземельных крестьян14 , который дал мощный толчок революционному движению масс, вопреки желанию либералов и умеренных, война за освобождение и национальное объединение Италии приобрела ярко выраженный социальный характер, превратилась, как пишет Романо, в войну "угнетенных против угнетателей", бедных против богатых (стр. 139). В качестве руководителей локальных движений народных масс выступали представители радикальной сицилийской интеллигенции, демократически настроенные мелкие землевладельцы и т. д.
Труд Романо, основанный на широко используемых им новых архивных материалах, восстанавливает картину жестокой борьбы, которая велась в отдельных коммунах Сицилии сторонниками демократического лагеря против либеральной буржуазии и землевладельческого дворянства. Перед нами возникают фигуры лидеров, возглавлявших народные массы, с их различными политическими убеждениями и устремлениями. Здесь и Луиджи Бьонди - старый карбонарий, участник революции 1820 г., мэр Бьянкавилле, возглавивший в 1860 г. крестьянское движение за раздел земель и брошенный за это в тюрьму. Здесь и адвокат Николо Ломбарде, расстрелянный в Бронте 7 августа 1860 г., и якобинец Паскуале Кальви - поклонник Сен-Жюста, выступавший за провозглашение социальной республики и за социализацию земель и орудий труда. Романо предпринимает интересную попытку охарактеризовать демократические идеологические течения, активизировавшиеся в этот период. Если
14 См. Е. Серени. Указ. соч., стр. 41. Примечание.
эта попытка и не удалась автору полностью, то это не его вина: слишком трудно систематизировать столь хаотическое переплетение самых разнородных идей. Но приводимый автором богатый материал свидетельствует о том, что первый шаг в этом направлении сделан.
Социальная программа многих из этих течений заходила значительно дальше, чем это предусматривалось политическими планами мадзинистов: эти течения выдвигали "слишком радикальные" социальные цели, они посягали на земельную собственность! Романо обнаруживает в идеях вождей этих движений смутные элементы примитивного мелкобуржуазного социализма. Это, разумеется, не могло не вызвать бешеной реакции собственников. В результате давления на временное правительство Гарибальди со стороны либералов, кавуристов и всех перепуганных землевладельцев были приняты меры к подавлению крестьянских "мятежей". Буржуазная гвардия и войска потопили в крови крестьянское движение. Так закончился короткий революционно-демократический этап революции 1860 г. в Сицилии.
Каковы же были для сицилийской деревни результаты этой незавершенной революции? Буржуазия, не посмев посягнуть на феодальное землевладение, удовлетворила свои аппетиты путем раздела церковной и домениальной земельной собственности, как она делала это и в других странах.
Романо вслед за Лонкао констатирует, что в результате событий 1860 г. исчезли некоторые формы феодального уклада, крупные дворянские поместья превратились в свободную частную собственность и было положено начало преобразованию феодальных латифундий в латифундии буржуазного типа. "Это было достигнуто, - пишет автор, - в результате "революции", в ходе которой были принесены в жертву стремления крестьян к владению землей и подавлены наиболее прогрессивные течения демократического политического движения" (стр. 267).
Романо подчеркивает в заключение, что в связи с незавершенным характером революции в Сицилии "капиталистический способ производства развивался там лишь в ограниченном масштабе, без коренного преобразования сельскохозяйственных методов" (стр. 268).
Таким образом, книга С. Романо подводит нас вплотную к новому периоду истории Сицилии - уже в рамках объединенной Италии - и дает ключ к пониманию "южного вопроса" и места, которое суждено было занять Сицилии в созданном под эгидой Савойской монархии объединенном Итальянском королевстве. Дальнейшей разработке этой темы посвящена лишь недавно полученная нами книга Паоло Алатри "Политическая борьба в Сицилии при правительстве Правой" (P. Alatri "Lotte politiche in Sicilia sotto il governo della Destra (1866 - 1874)". Einaudi. Torino. 1955). Работа Алатри является хронологически и логически как бы продолжением того анализа классовой борьбы в Сицилии, который был дан в книге Романо. Это большой и серьезный марксистский труд, в котором автор широко использует новые, впервые публикуемые архивные документы (главным образом из муниципальных архивов Палермо). Алатри охватывает в своей книге период с 1866 по 1874 г., то есть тот период после присоединения Сицилии к Итальянскому королевству, когда у власти стояло так называемое правительство Правой, стремившееся путем беспощадного полицейского режима подавить все сепаратистские и демократические движения в Южной Италии и закрепить господство над ней убедившего блока северной буржуазии с землевладельческой аристократией. Таким образом, читатель видит, что политическая борьба в Сицилии не ослабела с ее присоединением. Она лишь приобрела иные, иногда даже весьма острые формы, как это было, например, во времена восстания в Палермо, в 1866 г., или в дальнейшем, в конце века, когда образовались сицилийские фаши15 .
15 О сицилийских фашах см. специальный номер журнала "Movimento operaio", 1954, N 6, где в числе прочих статей имеется статья Романо "I fasci dei lavoratori ed il movimento popolare siciliano nella storia d'Italia alia fine del secolo XIX".
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2025, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |
US-Great Britain
Sweden
Serbia
Russia
Belarus
Ukraine
Kazakhstan
Moldova
Tajikistan
Estonia
Russia-2
Belarus-2