Allan NEVINS. Ford. The Times, the Man, the Company. New York. 1954. XVI + 688 p.
Аллан НЕВИНС. Форд. Эпоха, личность, компания.
Одни буржуазные историки и экономисты США пытаются доказать, будто монополии не играют существенной роли в американской экономике, другие утверждают, что монополии стали благом для общества и необходимы для его экономического развития. И те и другие сходятся на том, что нечего опасаться монополий1 . Профессор истории Колумбийского университета А. Невинс принадлежит ко второму из указанных направлений2 . Он первый получил свободный доступ к созданному в 1951 г. архиву компании Форда. Использованная автором личная и деловая переписка, официальные документы и воспоминания, а также другие материалы выделяют книгу Невинса из обширной литературы, посвященной Форду3 . Это первый том исследования о деятельности Форда и компании, о развитии автотракторной промышленности США с конца XIX в. вплоть до первой мировой войны.
Невинс указывает в предисловии, что книга написана им по соглашению с Фондом фордовской компании, финансирующим разработку "истории бизнеса" (стр. VII). Идеологическим компасом автору служат соображения самого Форда, высказанные в "Моей жизни, моих достижениях" и в других книгах.
Изложение Невинса носит противоречивый характер. Автор воскрешает давно опровергнутые жизнью демагогические лозунги Форда и легенды, возникшие вокруг его имени, но вопреки желаниям Невинса фактический материал книги снова и снова не оставляет камня на камне от фордовской мифологии.
Невинс представляет Форда борцом против монополий, защитником "свободной конкуренции" и "равных возможностей" в эпоху господства гигантских трестов и банков. Выходец из фермерской среды, Форд сначала опасался господства финансовых магнатов, которые разоряли сотни и тысячи мелких и средних фермеров.
Невинс утверждает, что Форд отстаивал "свободную деятельность по созданию автомобилей", против "узаконенного контроля небольшой группы" предпринимателей (стр. 294). На деле же, и это явствует из книги Невинса, Форд шел к установлению собственной монополии в автомобильной промышленности. В 1904 г. автомобильная промышленность была на 77-м месте среди других отраслей индустрии США, а в 1914 г. оказалась уже на 6-м месте. Производство автомобилей с 11 тыс. в 1903 г. выросло до 485 тыс. в 1914 году. Только крупнейшие компании, производившие массовую и дешевую продукцию, могли обеспечить свое существование. На первом месте шел Форд. Этот "враг" монополий сумел увеличить свою долю в общем производстве автомобилей в США с 9,4% в 1904 г. до 48% в 1914 г., а в производстве дешевых автомобилей накануне первой мировой войны до 96%. Его щупальца протянулись в Канаду, Европу, Австралию и Южную Америку.
Главная забота Невинса - возвеличить Форда и его компанию. Автор не скрывает своего враждебного отношения к рабочим, к профсоюзам и восхваляет "либеральную" политику Форда в рабочем вопросе. Но Форд, как и другие американские предприниматели, преследовал профсоюзы, лишая рабочих важного орудия политиче-
1 См. об этом Г. Аптекер. Лауреаты империализма. М. 1955. "Apologists for Monopoly, by Labor Research Association". New York. 1955, p. 7.
2 Вот некоторые из его работ: A. Nevins. John D. Rockfeller. Vol. I-II. New York. 1941; его же. Study in power. J.D. Rockfeller: industrialist and philantropist. Vol. I-II. New York. 1953.
3 Ср., например, работы последних лет: W.A. Simonds. Henry Ford. His life, his work, his genius New York. 1943; его же. Henry Ford. Biography. New York. 1946. 1947; W. Richards. Last billionaire Henry Ford. New York. 1948; L.A. Neyhart. Henry Ford, engineer. New York, 1950; K. Sward. Legend of Henry Ford. New York. 1948, 1954.
ской борьбы. Рабочий Симэн вспоминает, как при закрытых дверях Форд заявил ему: "Мастер, который руководит людьми, не должен принадлежать к союзу. Теперь, Фред, порви с людьми, которых ты знаешь" (стр. 270). По поводу гонения на профсоюзы Невинс деликатно замечает: "Форд не одобрял профсоюзное членство" (стр. 270). Компания Форда входила в возникшую в 1902 г. Ассоциацию предпринимателей Детройта, главной целью которой было подавление рабочего движения. Рабочие прозвали ее "Ассоциация громил профсоюзов". Но Невинс считает, что обвинения против этой реакционной организации и его руководителей преувеличены (стр. 378).
Автор приводит факты тяжелого положения американских трудящихся. Это нужно ему для того, чтобы внушить читателю мысль, будто Т. Рузвельт, Вильсон и другие деятели США наметили программу реформ для излечения американского капитализма от пороков. В действительности то была программа мелких уступок рабочему классу, демагогические обещания, которые щедро раздавали лидеры буржуазных партий США в 1912 - 1913 годах. Невинс с досадой пишет, что эти реформы не удалось провести, так как помешала "начавшаяся мировая война и подъем коммунизма во всем мире" (стр. 532). Все же, утверждает Невинс, Форд сделал свой вклад в "спасение" капитализма. Невинс не показывает в своей книге, что рационализация труда на фордовских предприятиях была введена для того, чтобы превратить рабочего в придаток к машине, выжать из него все жизненные соки и обеспечить выпуск массовой дешевой продукции во имя обеспечения монополии на рынке сбыта, во имя извлечения максимальных прибылей4 .
Невинс отмечает, что в результате стандартизации, механизации, тэйлоризма и т. п. в 1915 г. необученный рабочий мог произвести в 50 раз больше продукции и лучшего качества, чем обученный рабочий за двадцать лет до этого (стр. 20), но он не показывает, чего стоит рабочим капиталистическая рационализация, вконец изматывающая их5 .
Правильно подчеркнув преимущества новой системы организации труда, Невинс не хочет признать того, что в условиях капитализма она не только не уничтожает классовых противоречий, но еще больше обостряет их. Рабочих не удалось обмануть болтовней о "фордовском рае". В одном только 1919 г. на предприятиях Форда произошло 30155 увольнений и перемещений рабочих, из которых 10334 случая были вызваны невыходом на работу6 . Обострение конкуренции, безработица, кризисы, расстрелы рабочих у ворот фордовских заводов опровергают оценку, данную г. Невинсом деятельности Форда и его компании.
Руководители компании усиленно стараются внушить рабочим, что Форды всегда действовали в интересах рабочих, а в настоящее время, при внуке создателя компании - Генри Форде II, - эта политика будто бы приняла особенно либеральный характер7 .
У фордовских рабочих на этот счет свои соображения. Когда летом 1955 г. между компанией и Объединенным профсоюзом рабочих автомобильной промышленности происходили переговоры о новом коллективном договоре, 140 тысяч рабочих Форда и солидарных с ними рабочих Дженерал Моторс поднялись на забастовку б защиту своих прав, против угрозы нового снижения заработной платы и массовых увольнений.
Такова неизбежная судьба фордовских и им подобных начинаний, призванных обеспечить "классовое сотрудничество" и замаскировать уродливую систему наемного рабства маскировочным нарядом "народного капитализма".
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2025, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |
US-Great Britain
Sweden
Serbia
Russia
Belarus
Ukraine
Kazakhstan
Moldova
Tajikistan
Estonia
Russia-2
Belarus-2