Автор: В. ОСИПОВ
стр. 4
Что происходит с природой за последние десятилетия? Грозит человечеству климатический апокалипсис, или речь идет о непрерывной череде разнообразных стихийных бедствий? Какие меры необходимо принять уже сейчас для обеспечения безопасности населения? За ответами на эти и другие вопросы наш специальный корреспондент Р. К. Баландин обратился к директору Института геоэкологии РАН академику В. И. Осипову.
- Виктор Иванович, прежде всего хочется выяснить: обоснованы ли прогнозы о неуклонном ухудшении ситуации в биосфере*?
- Безусловно, во второй половине XX в. на Земле резко обострилась экологическая обстановка, выросло число природных и техногенных катастроф, сопровождающихся огромными материальными потерями и людскими жертвами. Только в Азиатско-Тихоокеанском регионе за последние 30 лет погибло почти 1,4 млн., пострадало же около 4 млрд. человек. В 1995 - 99 гг. ежегодных крупных стихийных бедствий по отношению к 1965 - 69 гг. в среднем стало втрое больше. Наиболее распространены тропические штормы и наводнения (на них приходится около 32% от общего количества катастроф), далее идут землетрясения (12%), засухи (10%).
Ухудшилась ситуация в Европе, считавшейся до недавнего времени относительно спокойной. Так, с 1971 по 1996 г. здесь произошло 163 наводнения. Одно из самых сильных - в июне 1997 г. - обрушилось на города и поселки Чехии, Словакии, Польши. Суммарные убытки оценены в 4 млрд. дол. В 2000 г. наводнения в итальянских и швейцарских Альпах и Великобритании, ураганы "Анатоль", "Лома" и "Мартин" обошлись Западной Европе примерно в 15 млрд. дол. Летом 2002 г. очередной "потоп" случился в Центральной Европе. В Чехии от него пострадало 504 города и населенных пункта. В Праге затопило 17 станций метро, вода поднялась на 8 - 9 м. Общий ущерб составил более 3 млрд. дол.
- Ваши примеры относятся только к зарубежным странам. Значит ли, что в России подобные бедствия, если и происходили, то были вполне ординарны?
- Нет. Для нашей страны тоже характерен рост природных катастроф, особенно в последние годы. По данным МЧС в 1990 - 2002 гг. у нас зарегистрировано 2350 чрезвычайных событий, связанных с естественной средой. Только в 2002 г. их произошло 280, погибло 332 человека и пострадало 336 тыс. Словом, за минувшие 20 лет число подобных событий увеличилось почти вдвое.
В частности, в июне 2002 г. юг европейской части страны захватил циклон невероятной силы, сопровождавшийся проливными дождями, наводнениями, оползнями, селями. В зоне поражения оказалась площадь 9 субъектов Российской Федерации, в том числе 377 населенных пунктов. Были разрушены и повреждены десятки тысяч жилых домов, выведены из строя сотни мостов, почти 200 водозаборов; погибло 114 человек. В августе того же года на черноморском побережье близ Новороссийска прокатились мощные смерчи и ливни. Через месяц подвижка ледника Колка в долине реки Геналдон (Северная Осетия), перешедшая в сель, унесла жизни 136 человек**. Общий ущерб от этих трагических событий - свыше 20 млрд. руб.
- Казалось бы, благодаря достижениям науки и техники со временем мы должны все надежнее усмирять, по словам поэта Ф. Тютчева, "демонов глухонемых" - стихийные силы земной природы. Но этого не происходит. Может быть, причина в том, что плохо знаем свой родной космический дом?
- Конечно, специалисты до конца не выяснили многое в жизни природы. Их исследования могут продолжаться бесконечно. Например, до сих пор нельзя точно предсказать время сейсмических ударов. В этом
* См.: Ю. А. Израэль. Грозит ли нам климатическая катастрофа? - Наука в России, 2004, N 4 (прим. ред.).
** См.: Л. В. Десинов, С. Л. Десинов. Катастрофа в Геналдонской долине. - Наука в России, 2003, N 4 (прим. ред.).
стр. 5
Рост крупных природных катастроф в мире с 1965 по 2001 г. (среднегодовые значения за 5 лет). Источник: EM-DAT: The OFDA/CDED international Disaster Database.
убеждены и американцы, и японцы, построившие чрезвычайно густые наблюдательные сети. Тем не менее недавно ученые США заявили: существующие методы прогнозирования подземных толчков не оправдались. Значит, надо искать принципиально иные идеи, связанные с отслеживанием из космоса ряда физических явлений, имеющих хотя и косвенное отношение к смещению блоков земной коры, но способных отражать и контролировать этот процесс*.
- А как обстоят дела с изучением климатических аномалий?
- Ситуация, на мой взгляд, и здесь близка к тупиковой. Что происходит с климатом? Находимся ли мы в многолетней фазе на стадии похолодания или потепления? На эти вопросы убедительных ответов нет.
- Вероятно, биосфера, как целостный организм, болезненно реагирует на вмешательство человека?
- Сейчас трудно сказать, в каком состоянии находится биосфера - разбалансирована она или нет. Может быть, какие-то участки земной поверхности уже находятся в экстремальном режиме. Однако нельзя забывать и о способности природы к саморегуляции, восстановлению. Правда, в последние десятилетия стихийные опасные процессы возникают все чаще. Если раньше крупный циклон бушевал на тихоокеанском побережье Дальнего Востока 1 -2 раза в год, то сейчас - почти каждый месяц. То же происходит и на востоке США, в странах Карибского бассейна. Подобные явления настораживают.
Продолжается глобальное вмешательство человека в наиболее консервативную часть окружающей среды - литосферу. По масштабам геологическая деятельность людей стала соизмеримой с природными процессами**. Ведь ныне при строительстве жилых и хозяйственных объектов, дорог, а также добыче полезных ископаемых перемещается свыше 100 млрд. т пород в год, что примерно в 4 раза больше массы грунта, переносимого реками мира при размыве суши.
Активная хозяйственная деятельность вызывает крупномасштабные изменения в естественной среде и служит причиной развития таких явлений, как наведенная сейсмичность, опускание и подтопление территорий, карстово-суффозионные провалы, искусственные геофизические поля***.
- В чем, например, проявляется наведенная сейсмичность?
- Суть ее в том, что мощные техногенные воздействия стимулируют дополнительные напряжения внутри планеты, увеличивая частоту возникновения землетрясений, или становятся "спусковым крючком" подготовленного природой тектонического удара. Это наблюдается при закачке жидких и газообразных
Наиболее распространенные катастрофы в мире с 1965 по 2001 г.
* См.: В. А. Моргунов. Прогноз землетрясений на завтра. - Наука в России, 2004, N 1 (прим. ред.).
** См.: Р. К. Тимофеев. Судьбы двух морей. - Наука в России, 2003, N 6; Э. Н. Мирзоян. Неизбежность ноосферы. - Наука в России, 2004, N 3 (прим. ред.).
*** См.: Н. К. Капустин. Вибрационная эрозия земли - плата за прогресс. - Наука в России, 2000, N 2 (прим. ред.).
стр. 6
Число крупных природных катастроф, произошедших в России с 1990 по 2002 г.
компонентов в глубокие горизонты земной коры (для увеличения добычи нефти, захоронения вредных отходов), а также при создании крупных водохранилищ. Самое сильное подобное событие произошло в декабре 1967 г. в Индии во время заполнения водохранилища на реке Койна. Толчки силой 8 - 9 баллов с эпицентром в 3 - 5 км южнее плотины привели к гибели 177 человек. Сходные явления, хотя и не столь трагичные, в XX в. имели место в США, Китае, Франции, Греции, Зимбабве, Таджикистане, других странах.
- Чрезмерная активность человечества, от которой содрогается даже земная твердь, - грозное предупреждение природы. Но немалый вред, по-видимому, наносит техногенез растениям и животным, почвам и водам, атмосфере. Во всяком случае, такое впечатление складывается благодаря многочисленным публикациям и сообщениям в средствах массовой информации. Вы с этим согласны? Или речь идет о локальных негативных процессах, которыми можно пренебречь?
- Разумеется, нет. Скорость уменьшения биологического разнообразия на сегодняшний день - беспрецедентна. В Красную книгу занесены 24% млекопитающих (1130 видов) и 12% (1183) рыб, пока обитающих на планете. Все они находятся под угрозой полного исчезновения.
Во второй половине XX в. резко возросло количество опасных гидрометеорологических явлений. Скажем, наводнения усиливаются из-за сокращения водно-болотных угодий, уплотнения почвенного покрова, что ускоряет и увеличивает поверхностный сток. В тот же период было вырублено 40% лесов - в среднем 14,6 млн. га в год, а восстановлено чуть больше трети. Ныне площадь сохранившихся лесных массивов составляет лишь 21,4% поверхности суши. Чем это чревато, можно видеть на примере долины реки Янцзы в Китае. За последние 10 лет прошлого столетия здесь исчезло 85% леса. И в 1998 - 99 г. произошли сразу два крупнейших наводнения с катастрофическими последствиями. Китайское правительство вынуждено было принять срочные меры, выделив 3 млрд. дол. на лесопосадки в этом регионе.
- А что вы скажете об опасениях, связанных с так называемым глобальным потеплением? Насколько серьезна эта проблема?
- По данным Всемирной метеорологической организации повышение температуры на планете с 1860 по 1998 г. около 0,8°С. Особенно оно убыстряется в последнее время. В течение 1980-х и середины 1990-х гг. отмечен ряд исключительно мягких сезонов, а 1998 г. оказался экстремально теплым за весь период измерений на Земле.
Одним из индикаторов такого процесса является уменьшение толщины паковых льдов Арктики: с 3,12 м в 1960-е гг. до 1,8 м в 1990-е гг., а площадь распространения сезонных морских льдов постоянно сокращалась на 2,8% за 10 лет. Аналогичные изменения наблюдаются на шельфовых ледниках Антарктиды*.
На Кавказе, в Грузии, за последние полтора века ледники отступили на 0,8 - 1,7 км, их площадь сократилась на 16%. На высочайшей горе Африканского континента Килиманджаро они с 1962 г. уменьшились на 55%, а с начала наблюдений (1912 г.) - на 82%. Потепление отмечено практически на всей территории России.
- Складывается впечатление, что главная беда не в общем плавном уменьшении или увеличении средней температуры на Земле, а в усилении контрастов климата и погоды. Они больше всего влияют и на здоровье людей, и на катастрофические явления, о которых шла речь. Не происходит ли разбалансировка системы атмосферной циркуляции?
- Выяснение проблемы климатических аномалий на региональном уровне мне представляется более важным, чем на глобальном, где изменения обычно выражены не так резко. А вот локальные, местные более контрастны, проходят в сжатые периоды. Провоцируют их, как правило, вырубка лесов, преобразования ландшафтов, иные чисто техногенные воздействия на окружающую среду.
Есть и объективные показатели в пользу сказанного. Увеличиваются, например, амплитуды кратковременных температурных колебаний и повторяемость аномальных явлений, связанных с сильными морозами и высокими положительными температурами, штормовыми ветрами, снегопадами, ливневыми дождями и пр. Период изменения погоды, ранее составлявший 6 - 7 дней, уменьшился до 3 - 4.
- А в чем причина подобных аномалий?
- Однозначно ответить на данный вопрос пока нельзя. Ряд ученых ссылается на изменение состава атмосферного воздуха, вызванного деятельностью человека. Появилась теория парникового эффекта, возникающего из-за повышения концент-
* См.: В. М. Котляков. Прошлое и будущее окружающей среды: свидетельствует гляциология. - Наука в России, 2001, N 1 (прим. ред.).
стр. 7
рации в воздухе углекислого газа (СО2 ), метана (СН4 )*, оксида азота (N2 O) и хлорфторутлеродов. Они задерживают длинноволновое тепловое излучение земной поверхности, отражающей солнечные лучи. Однако связь глобального повышения температуры с техногенными выбросами парниковых газов признается не всеми**. Вот их аргументы.
Во-первых, содержание СО2 в атмосфере уже "зашкаливает" по сравнению с тем, что было несколько тысячелетий назад во время последнего климатического оптимума, когда средняя температура на Земле на 1 - 1,5°С превышала современную. Во-вторых, выбросы упомянутых газов могут быть связаны не только со сжиганием органического топлива, но и с такими изменениями природной среды, как расширение сельскохозяйственных угодий, снижение площадей лесов, а также с производством цемента и т.п. Правда, не ясно, что первично: то ли изменение химического состава тропосферы ведет к росту глобальной температуры, то ли наоборот - повышение температуры (вследствие, например, естественных климатических циклов) вызывает рост концентрации СО2 и других газов в воздухе за счет их выброса водами Мирового океана. Есть мнение, согласно которому приоритетная роль в климатических изменениях на нашей планете принадлежит океаническим течениям***.
- Можно подумать, что техногенные воздействия мало влияют на современные климатические системы?
- Нет, это не так. Чрезвычайно высокие скорости накопления углекислого газа в атмосфере и изменения температуры приземного слоя, никогда не отмечавшиеся ранее, свиде-
* См.: Г. С. Голицин. Метан... и парниковый эффект. - Наука в России, 2002, N 6 (прим. ред.).
** См.: В. И. Найденов, В. И. Швейкина. "Вода же умножалась и усиливалась на земле..." - Наука в России, 2000, N 5 (прим. ред.).
*** См.: А. С. Саркисян. Математический аналог Мирового океана. - Наука в России, 2003, N 5 (прим. ред.).
стр. 8
тельствуют скорее об обратном, что признали свыше 1000 экспертов из разных стран, входящих в Межправительственную группу по изменению климата. В своем заявлении они утверждают: "Установлены новые и более убедительные доказательства того, что потепление, наблюдаемое в течение последних 50 лет, по большей своей части связано с антропогенной деятельностью. Более того, весьма вероятно, что потепление, происходившее в XX в., в значительной степени способствовало наблюдаемому повышению уровня Мирового океана из-за термического расширения морской воды и повсеместного таяния материковых льдов".
Ученые многих стран разрабатывают модели динамики атмосферы*. Согласно сделанным на их основе прогнозам, глобальная температура к середине XXI столетия может повыситься на 1,5 - 2,7°С. А по другим данным, максимальная величина такого процесса может составить 3,5°С. Считается, будто климатические изменения в высоких широтах более значительны, чем в тропиках. И анализ имеющихся материалов по северным районам России подтверждает это: за последние 35 лет температура воздуха здесь возросла примерно втрое по сравнению с глобальной - на 1 - 1,5°С.
- Какими бы ни были причины всепланетного потепления, факт его наличия представляется бесспорным. Какие же негативные последствия оно вызовет?
- Одна из наиболее серьезных опасностей - таяние ледяных покровов в Гренландии, Антарктиде и на высокогорьях. В результате уровень Мирового океана к 2030 г. может повыситься на 14 - 24 см, по некоторым данным - до 60 см (есть и оптимистический прогноз - всего 5 см). Это грозит ряду стран усилением и учащением наводнений, активизацией береговой эрозии и разрушением защитных сооружений. Так, при подъеме Мирового океана на 0,5 м Нидерландам придется изыскать 3,5 трлн дол. для защиты от затопления низменных территорий.
Другое последствие потепления климата - рост температуры многолетнемерзлых пород и деградация "вечной мерзлоты". Температура воздуха только за последние 30- 35 лет на севере европейской части России повысилась на 0,6 - 0,8°С, в Западной Сибири - 1,6, в Якутии - 1,4°С. В районе Воркуты за минувшие 20 лет мерзлые грунты стали теплее на 2 - 2,5°С на глубине 3 м и на ГС на глубине 10 м. Аналогичная картина и в Западной Сибири. Развиваются такие угрожающие процессы, как термокарст, опускание земной поверхности в результате вытаивания льда, образование наледей и т.п., что несомненно усугубит проблему безопасности поселков, дорог, объектов газовой и нефтяной промышленности при освоении минеральных ресурсов данного региона. Общее понижение территорий в сочетании с некоторым подъемом уровня моря будет способствовать трансгрессии** Северного Ледовитого океана и отступлению береговой линии в глубь континента на десятки, а то и сотни километров.
- Вы привели так много сведений об ухудшении общей и локальной ситуации на Земле, что положение начинает казаться не только катастрофичным, но и безнадежным. Можно ли как-то противодействовать негативным процессам в биосфере?
- Ситуация безусловно тревожная. Учитывая важность проблемы, ООН в 1990-х гг. разработала стратегию борьбы с природными катаклизмами. В основе ее лежат принципы заблаговременного прогнозирования и предупреждения бедствий.
Ныне различные страны интенсивно создают методику оценки рисков, составляют соответствующие карты. Это позволит сделать количественный прогноз возможных жертв и материального ущерба от опасных процессов, определить приоритеты в хозяйственном освоении тех или иных регионов.
- Делают что-либо подобное в нашей стране?
- Конечно. Например, группой специалистов Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Центра исследований экстремальных ситуаций и Института геоэкологии РАН создана карта индивидуального сейсмического риска. Она показывает вероятность гибели человека на рассматриваемой территории от землетрясений. Полученные значения варьируют от пренебрежимо малых (Западная и Центральная Сибирь, большая часть Европейской России) до весьма высоких (районы Кавказа, Забайкалья, Камчатки, Сахалина, Курильских островов).
Следующий шаг - составление карт индивидуального комплексного риска от различных природных опасностей. Сложнее просчитать возможные материальные потери. Для этого необходима оценка состояния жилых и промышленных объектов и т.п.
- Но как же противодействовать большим и малым катастрофам? Существуют глобальные проекты улучшения климата***. Но они пока выглядят фантастичными на фоне всего происходящего в мире. Что же реально можно предпринять в ближайшее время?
- Главное - необходимо систематически следить за развитием угрожающих явлений, обеспечить оперативную передачу и обработку получаемой информации, экстренное оповещение населения о надвигающейся опасности. Во многих странах, в том числе и в России, создается система государственного мониторинга. В последние годы при поддержке ООН появляются соответствующие международные центры наблюдений; все более широко используются космические технологии. Наконец, немалую роль играет информированность людей о вероятном возникновении и развитии природных катаклизмов. Иными словами, нужна систематическая работа по экологическому просвещению населения. Только так можно успешно противодействовать опасным стихийным бедствиям.
Иллюстрации предоставлены В. Осиповым
* См.: Р. К. Баландин. Климат по заказу. - Наука в России, 2004, N 1 (прим. ред.).
** См.: В. П. Дымников. Компьютерные модели земных процессов. - Наука в России, 2004, N 3 (прим. ред.).
*** Трансгрессия - затопление суши морем из-за ее опускания, поднятия океанического дна или увеличения объема воды в океаническом бассейне, например, после таяния ледников (прим. ред.).
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2009-2025, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |