Труды Музея истории и реконструкции Москвы. Вып. III. Под общей редакцией академика А. М. Панкратовой. Госкультпросветиздат. М. 1954. 158 стр. Тираж 20000. Цена 6 руб. 75 коп.
Деятельность первых русских рабочих-революционеров - П. А. Алексеева, В. Г. Герасимова, П. А. Моисеенко, В. П. Обнорского, С. Н. Халтурина - не нашла еще должного освещения в нашей литературе. Рецензируемая книга в какой-то мере восполняет этот пробел. В ней раскрываются мужественная жизнь и самоотверженная борьба П. А. Алексеева за свободу и счастье трудящихся. Книга с интересом будет прочитана не только историками, но и широким кругом читателей.
Основным материалом для автора послужили немногочисленные работы о
П. Алексееве, мемуарные источники, разбросанные в периодических изданиях, опубликованные данные о "процессе 50". Автор использовал также материалы, извлеченные из Центрального государственного исторического архива в Москве.
В книге на широком историческом фоне революциовно-демократического движения раскрывается история жизни и революционной деятельности, показываются годы каторги и ссылки замечательного рабочего-революционера. Несмотря на недостаточность источников, автору удалось описать семью, в которой родился П. А. Алексеев, и воссоздать картину его детства. К сожалению, автор не нашел материалов, которые осветили бы первые годы работы Петра Алексеева в городе и его превращение из забитого крестьянского мальчика в передового рабочего. Таким образом, десятилетний период его пребывания в Москве (примерно с 1861 по 1871 г.) остался невыясненным. Последующий период в жизни П. Алексеева описан относительно подробно. С 1872 до конца 1874 г. он находится в Петербурге. Здесь он работает на суконной фабрике Торнтона, знакомится с народниками-пропагандистами, повышает свой общеобразовательный уровень, с большим интересом изучает революционную литературу, становится вожаком передовых рабочих.
Наибольшую ценность представляют разделы работы, где описывается революционная деятельность Петра Алексеева в Москве с ноября 1874 г. до 3 апреля 1875 г., когда он был арестован (стр. 28 - 69). Эта деятельность раскрывается не в отрыве от революционной работы народников того времени (что вопреки исторической правде иногда имело место в нашей литературе), а показывается в связи с самоотверженной революционной деятельностью этой передовой интеллигенции 70-х годов XIX века.
В рецензируемой книге хорошо показана революционная пропаганда, с которой Петр Алексеев выступал среди рабочих московских фабрик и которая способствовала созданию на целом ряде предприятий небольших рабочих кружков, связанных с центральной группой.
Автор приводит содержание нелегальных изданий, распространявшихся среди передовых рабочих Москвы. Это позволяет читателю представить идейную атмосферу, в которой формировались взгляды наиболее развитых и сознательных рабочих. В книге освещено участие П. Алексеева в создании "Всероссийской социально-революционной организации". Автор не без основания считает, что участие П. Алексеева и других сознательных рабочих в этой народнической организации внесло в нее некоторые элементы пролетарской последовательности, принципиальность и непримиримость в революционной борьбе (стр. 14, 47), но все-таки программа этой организации была наивно утопической. Революционные народники 70-х годов не понимали, что рабочий класс России превращается о самостоятельную общественную революционную силу.
С интересом читаются очерки "Полиция напала на след Алексеева", "Провал за провалом", "Арест в доме Корсак". Они дают ясное представление о тяжелых условиях нелегальной революционной работы русских революционеров. События, связанные с подготовкой и проведением судебного процесса, раскрыты в книге полно и содержательно. Автор привлек ряд неопубликованных архивных материалов, которые уточняют некоторые важные обстоятельства. Так, например, уточняется дата произнесения речи Петром Алексеевым: 9 (21) марта 1877 г., а не 10 марта, как считалось до сих пор (стр. 116). Заслуживают внимания доказательства автора относительно первоначального варианта этой речи (стр. 116 - 117).
Автор пытается раскрыть такой сложный вопрос, как взаимоотношения Петра Алексеева с народниками (стр. 120 - 126). За последнее время в нашей научно-популярной литературе Петра Алексеева изображали чуть ли не оформившимся пролетарским революционером, полностью порвавшим с народничеством1 , что не соответствовало исторической правде. Правильно, на наш взгляд, утверждение Н. С. Каржанского, что, находясь всю свою сознательную жизнь в среде народников, П. Алексеев "не мог не разделять и их ошибочных взглядов. И это определялось не только идейным влиянием на него народников, но и отсталостью социально-экономического развития России" (стр. 120).
К достоинствам книги нужно отнести ее доброкачественное издание, богато иллюстрированное и выполненное на хорошей бумаге.
1 См. И. Никитин. Первые рабочие союзы и социал-демократические организации в России (70 - 80-е годы XIX века). Госполитиздат. 1952, стр. 42; Д. Будаев. Русский рабочий-революционер Петр Алексеевич Алексеев. "Материалы по изучению Смоленской области". Вып. I. Смолгиз. 1952, стр. 165; Л. Островер. Буревестники. Профиздат. 1948, стр. 20 - 22 и др.
Однако работа Н. С. Каржанского имеет ряд существенных недостатков. Верно показав влияние народничества на П. Алексеева, автор упустил при этом другую сторону вопроса: он слабо раскрыл значение развития капиталистических отношений и рабочего движения в России для формирования взглядов Алексеева. Стачечная борьба российского пролетариата, воспитывавшая чувства солидарности и классового сознания, несомненно, влияла на формирование революционного мировоззрения П. Алексеева, проживавшего в таких крупнейших промышленных центрах, как Петербург и Москва, и работавшего на тех самых предприятиях, где в первой половине 70-х годов происходили стачки.
Во введении к книге мало сказано о формировании российского пролетариата Автор утверждает: "Революционная деятельность выдающегося русского рабочего-революционера Петра Алексеева протекала в 70-е годы прошлого столетия... Никаких рабочих организаций в это время не существовало" (стр. 7). Автору, конечно, известно, что в это время возникли первые пролетарские организации - "Южнороссийский союз рабочих" (1875 г.) и "Северный союз русских рабочих" (1878 г.).
Несколько односторонне утверждение, что "Петр Алексеев был одним из немногих в то время представителей рабочего класса, разбуженных революционными народниками..." (стр. 14). Ознакомление с речью П. Алексеева на суде убеждает и в другом: тяжелое экономическое положение русских рабочих и крестьян, их политическое бесправие пробудили у наиболее сознательных рабочих мысль о необходимости революционной борьбы. Деятельность же народников 70-х годов лишь ускорила вызревание революционного мировоззрения у передовых представителей российского пролетариата.
Неверны положения автора о том, что народники "старались пробудить к политической борьбе спящие народные массы" (стр. 33, 121). В. И. Ленин указывал, что "русские социалисты ошибочно считали тогда (в 70-х годах. - Б. И .) политическую борьбу отступлением от социализма"2 . Народники поэтому не могли пробуждать рабочих к политической борьбе. Требование политической борьбы выдвинули члены первых рабочих союзов независимо от народников и вопреки им. Опубликованные в работе новые архивные документы, которые,
по мысли автора, должны были показать своеобразие взглядов П. Алексеева, их отличие от народнических, не выполняют этой задачи. Показания рабочих Ивана и Прокофия Борисовых, наоборот, подтверждают влияние народничества на П. Алексеева, считавшего, по их заявлениям, что "должна была произойти революция, в которой предполагали начать резню и не щадить ни царя, ни властей, ни бар, ни купцов" (стр. 124). Но ведь такими призывами были заполнены десятки нелегальных народнических брошюр!
Большим пробелом в книге является то, что не показано влияние речи Петра Алексеева на последующее революционное движение российского пролетариата. Несколько слов, сказанных по этому поводу (стр. 118), никак не могут удовлетворить читателя. Речь Петра Алексеева имела значение не только для русского, но и для международного рабочего движения. Клара Цеткин поместила в немецком "Социал-демократе" от 22 марта 1890 г. статью "Из русского движения", в которой рассматривались брошюра "Речь Алексеева" и предисловие к ней Г. В. Плеханова. Типографское издание речи П. Алексеева распространялось в 80-х годах XIX в. среди варшавских рабочих-революционеров3 .
Разделы книги, где описаны годы каторги и поселения Петра Алексеева (стр. 127 - 144), могли бы быть пополнены интересными материалами, которые приведены в книге М. Я. Струминского "Петр Алексеев в Якутской ссылке" (Якутск. 1940), написанной на большом местном архивном и фольклорном материале.
Следует отметить ряд фактических ошибок и неточностей. Автор неправильно указывает, что книга К. Маркса "Гражданская война во Франции" была переведена в России под названием "Парижская Коммуна" (стр. 123). "Гражданская война во Франции" была переведена на русский язык под тем же названием4 , книга же "Парижская Коммуна" была написана народниками и издана нелегально5 . Журнал "Вперед!" N 1 вышел не в 1874 г. (стр. 30), а в
2 В. И. Ленин. Соч. Т. 4. стр. 237.
3 Центральный государственный исторический архив в Ленинграде (ЦГИАЛ), ф. 1405, д. 8304, л. 117 об.
4 См. "Рабочее движение в России в XIX веке". Сборник документов и материалов. Под редакцией А. М. Панкратовой. Т. II, ч. I. Госполитиздат, 1950, стр. 443, 450, 459, 469 и др.
5 См. "Парижская Коммуна", "Революционная община русских анархистов". Женева. 1874.
августе 1873 г.; прекратилось же издание журнала не в 1875 г. (стр. 156), а в 1877 году. Газеты "Вперед!" и "Работник" перестали выходить не в 1877 г. (стр. 156), а в 1876 году. П. Алексеев вышел на поселение не в 1884 г. (стр. 138), а в марте 1885 года6 .
На стр. 13 и 26 автор ссылается на архивные фонды, хотя эти материалы уже опубликованы в сборнике "Рабочее движение в России в XIX в." (Т. II, ч. 1, стр. 438 - 440, 478).
В немногочисленном перечне литературы, приведенном в книге (стр. 156 - 157), отсутствует ряд работ о Петре Алексееве, имеющих большее значение, чем некоторые из упомянутых. Так, не названы работы: М. Я. Струминский "Петр Алексеев в Якутской ссылке"; И. Агуф "Петр Алексеев - русский рабочий-революционер (1849 - 1891)" ("Исторический журнал". 1940, N 7); И. И. Майнов "Петр Алексеевич Алексеев", М. 1924; Д. Будаев "Великое пророчество русского рабочего-революционера" ("Смоленский альманах". Кн. N 11, 1952) и др.
Несмотря на отдельные недостатки, спорные положения и фактические неточности, работа Н. С. Каржанского нужна советскому читателю. Она освещает важный и сложный период революционной борьбы 70-х годов XIX в., показывает, как в общем потоке революционного движения развивалась деятельность одного из первых выдающихся русских рабочих-революционеров - Петра Алексеевича Алексеева.
6 См. М. Я. Струминский. Петр Алексеев в Якутской ссылке. Якутск. 1940, стр. 19.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2025, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |
US-Great Britain
Sweden
Serbia
Russia
Belarus
Ukraine
Kazakhstan
Moldova
Tajikistan
Estonia
Russia-2
Belarus-2