Заглавие статьи | Москва социалистическая. ПЕРЕВОД СТОЛИЦЫ В МОСКВУ |
Автор(ы) | Влад. БОНЧ-БРУЕВИЧ |
Источник | Борьба классов, № 7-8, Август 1934, C. 160-162 |
После того как молодая советская власть отбила наступление немцев на Петроград через Псков и был организован Высший военный совет, в обязанности которого входила защита наших границ от внешнего врага, возник вопрос, где быть столице нового, пролетарского государства. Для всех было совершенно ясно, что окраинный Петроград - ее место для пребывания нашего центрального правительства. Интервенты изо всех сил будут стараться захватить этот приморский город, отрезать его от страны и тем самым создать новому государству огромные затруднения. Было решено переехать из Петрограда в Москву и туда же перевести все центральные учреждения.
10 марта 1918 г., ровно в 10 час. вечера с Цветочной площадки, помещающейся за Московскими воротами, Московской заставы в Петрограде, поезд особого назначения с потушенными огнями двинулся в путь. Добрались мы до Москвы лишь 11-го, вечером, так как в пути был целый ряд осложнений.
В Москве Владимиру Ильичу были приготовлены комнаты в гостинице "Националь", где остановились и другие члены правительства. Несколько дней потребовалось для того, чтобы перевезти наши главнейшие учреждения и в первую очередь Совнарком и ЦИК РСФСР из Петрограда в Москву. На эти дни жизнь правительства как бы замерла: не было никаких заседаний, никаких распоряжений центральной власти.
12 марта 1918 г. было днем, когда Москва сделалась пролетарской красной столицей. Именно в этот прекрасный, солнечный день Владимир Ильич пожелал поехать в Кремль, чтобы осмотреть помещения, где должно было разместиться наше правительство. В 12 час. дня мы под'ехали к Троицким воротам Кремля. Часовые, как полагается, остановили нас. Мы предъявили пропуск. К вам подошел командор, дежуривший здесь, в полном вооружении и спросил:
- Кто едет?
- Председатель Совета народных комиссаров Владимир Ильич Ленин, - отчеканил я, несколько удивленный, что Владимир Ильич не был узнан: его портреты еще мало были распространены в то время. Командир, - очевидно, бывший офицер, - сделал два шага назад, вытянулся вструнку, смотря изумленными от неожиданности глазами на Владимира Ильича. Вслед за командиром подтянулись и часовые. Владимир Ильич улыбнулся, отдал честь, Приложив "под козырек" руку к круглой барашковой шапочке.
Мы в'ехали в старинные ворота, от которых веяло эпохой Бориса Годунова, когда в Кремле шла ожесточенная борьба за власть.
- Вот он и Кремль! Как давно я не видел его! - тихо сказал Владимир Ильич.
Мы направились к дому, где когда-то помещались суд и межевое присутствие. Я хорошо знал это здание. Мне казалось, что оно из всех зданий Кремля будет самым подходящим для центрального правительства.
В Кремле я тотчас же распорядился ввести в здание охрану из красногвардейцев, которые были в Смольном. Наметил, где разместятся ВЦИК и Совнарком с его управлением делами, которые нужно было расположить таким образам, чтобы квартира Владимира Ильича находилась радам с ними. Я рассказал Владимиру Ильичу весь план предполагаемого устройства. Он одобрил его, и тут же была назначена небольшая комиссия во главе с М. Д. Цыганковым и отдано распоряжение - осмотреть чердаки, подвалы, вычистить и привести в порядок все здание, назначить дежурства, охрану, смены и т. п. Первым комендантом знаний центрального правительства через некоторое время был назначен тот же самый М. Д. Цыганков.
Владимир Ильич хотел осмотреть Кремль, и мы пошли. Солнце заливало главы соборов и куполов. Замоскворечье пленяло своей живописной красотой. Все блестело и радовалось, несмотря на то что кругом виднелись многочисленные следы совсем недавних битв. Стены были буквально изрешетены пулями, во многих местах зияли дыры и выбоины от артиллерийских снарядов. Вознесенский монастырь, дом Чудова, одна из кремлевских башен и другие здания носили следы разрушительного артиллерийского огня. Во
В. И. ЛЕНИН И. В. БОНЧ-БРУЕВИЧ В КРЕМЛЕ В 1918 Г. (Музей революции).
дворах, у стен, в углах и закоулках, была непроходимая, непролазная грязь. Здесь в хаосе громоздились торгами, поломанные фуры, брошенные тушки, всякое имущество, мешки, кули, рогожи. Я думаю, что Наполеон оставил Кремль в 1812 г. не более разрушенным и загрязненным чем господа юнкера со своими начальниками, когда они капитулировали перед революционной властью.
Владимир Ильич, видимо, волнуясь, осматривал Кремль и усиленно расспрашивал, удалось ли сохранить - все ценности дворцов, Грановитой и Оружейной палат, знаменитую патриаршую ризницу и библиотеку с неисчислимыми богатствами, древностями и рукописями. И когда оказалось, что все это сохранено самым тщательным образом, что кремлевские гренадеры по двое суток бессменно дежурили на своих постах, охраняя вверенное им государственное имущество, желая сдать его в целости и сохранности новой, законной власти, что, наконец, весь золотой запас, хранившийся здесь, в погребах, также цел и невредим, Владимир Ильич, радуясь всему этому, сейчас же захлопотал о том, чтобы немедленно проверить караулы и убедиться еще раз в том, что здесь все действительно уцелело и все спокойно. Было решено экстренно ввести в Кремль прекрасно известный нам по Смольному и достаточно проверенный батальон стрелков-латышей - коммунистов, прибывший вслед за нами из Петрограда и находившийся в то время в одной из казарм Москвы.
Я сейчас же написал приказ и отослал его начальнику батальона с нарочным. В это время прибыл комендант Смольного - матрос тов. Мальков. Мы назначили его комендантом Кремля.
Владимир Ильич хотел как можно скорее переехать в Кремль, чтобы наладить занятия правительства. Мы пошли осматривать
помещения кавалерийского корпуса и во втором этаже его, в квартирах NN 23, 24 и 26, выбрали несколько комнат, смежных и соединенных между собой, куда Владимир Ильич и переехал на другой же день.
Мы медленно шли к Троицким воротам, когда на всех парах вкатил самокатчик стрелкового латышского батальона и подал мне пакет, в котором был рапорт командира батальона о том, что латышские стрелки по боевой тревоге скорым маршем двигаются к Кремлю. Сделав распоряжение коменданту о принятии батальона и о расквартировании его, напутствуемые радостными восклицаниями собравшихся рабочих и улыбками тов. Малькова, нового коменданта Кремля, и всех, кто здесь был, мы сели в автомобиль.
- Немедленно подымите над Кремлем красное знамя, - отдали мы распоряжение тов. Малькову.
- Есть! - ответил он по-матросски.
Громадные двуглавые орлы над всеми башнями Кремля - эта эмблема старого, одряхлевшего и уже отжившего мира, - казалось, застыли в воздухе.
Не прошло и часу, как над Кремлем взвилось гордо реявшее красное знамя - знамя революции и победы коммунаров над буржуазным миром, знамя нашей борьбы за социализм.
У Троицких ворот собралось довольно много народу: очевидно, весть о приезде Владимира Ильича в Кремль успела разнестись.
Красногвардейцы со своим командиром, который вызвал усиленный наряд к воротам, подтянулись, завидев наш автомобиль, опускавшийся под горку через мост от Троицких ворот к Кутафьевой башне, и отдали честь своему вождю и председателю Совнаркома.
Москвичи уже знали, что Владимир Ильич находится в Москве, что центральное правительство здесь, и боевой пролетариат, только что доказавший свою отважную храбрость в боях с белогвардейцами и юнкерами, стал посылать делегатов со своих фабрик и заводов в Кремль, к Ленину: всем нужно было получить указания и советы гениального вождя, чтобы в это тревожное время суметь удержать на высоте знамя нашей пролетарской революции, знамя диктатуры пролетариата.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2024, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |