Ю. М. МАРКОВ, инженер-испытатель
Заместитель начальника управления по международному сотрудничеству Росавиакосмоса В. И. Лисицин прилетел из Бразилии поздним вечером. А рано утром следующего дня, пока не закрутили нас накопившиеся дела, мы встретились. Мой собеседник и независимые российские эксперты помогали своим заокеанским коллегам разобраться в причинах катастрофы, произошедшей с их ракетой VLS-1 на космодроме Ал кап тара, унесшей жизни многих людей.
стр. 29
- Вячеслав Иванович, что послужило поводом вашей поездки в Бразилию ?
- Завершался МАКС * 2003 г. В один из последних дней его работы главнокомандующий военно-воздушными силами Бразилии, посетивший салон, вел переговоры о закупках самолетов Су-35 и МиГ-29. Он-то и сообщил генеральному директору Росавиакосмоса Ю. Н. Коптеву о катастрофе ракеты VLS-1 и от имени руководства космической программы Бразилии обратился за помощью в расследовании причин трагедии. Юрий Николаевич тут же распорядился направить наших специалистов в Бразилию. Команда по соответствующей цепочке дошла до меня, и я срочно приступил к формированию группы.
Уже будучи на другом континенте, я узнал, что с аналогичной просьбой бразильские власти обращались к американцам и французам, но те обставили свое участие в расследовании причин катастрофы такими условиями, что пострадавшие отказались.
А между тем бразильские СМИ, широко освещавшие наше появление, дружно подчеркивали: только русские немедленно и без проволочек откликнулись на чужую беду.
От автора. На 25 августа 2003 г. был запланирован запуск ракеты VLS-1 для выведения на околоземную орбиту двух спутников. В случае успеха Бразилия вошла бы в Космический клуб, основанный Россией (в него входят также США, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Украина, Израиль и Япония).
Курс на создание и развитие собственной ракетно-космической отрасли Бразилия взяла в конце 80-х годов XX в. Сегодня там существуют Национальный институт космических исследований, Бразильское космическое агентство, Министерство аэронавтики с Институтом авиации и космоса, который и спроектировал ракету-носитель легкого класса VLS-1. Она рассчитана на выведение спутников земли массой до 350 кг на низкие орбиты. В отличие от основных российских ракет такого класса, оснащенных жидкостно- реактивными двигателями, бразильская - на твердом топливе. Первая ее ступень - четыре стартовых ускорителя - запускаются одновременно. Затем, уже в полете одна за другой срабатывают вторая, третья и, наконец, четвертая ступени.
Параллельно с созданием собственного носителя Бразилия изготавливала и космические аппараты, которые выводились на орбиты американскими и китайскими ракетами.
В процессе этой программы развивалось также взаимодействие бразильского и российского космичес-
* МАКС - Международный авиакосмический салон, проходивший 19 - 24 августа 2003 г. в г. Жуковском Московской обл. (прим. ред.).
стр. 30
ких агентств, ряда институтов. Наши страны заключили межправительственное соглашение по космическому сотрудничеству: российские ученые читали лекции в бразильских институтах, а их студенты учились в Москве.
В 1989 г. на будущий космодром Алкантара прибыла группа российских специалистов, в их числе и кандидат технических наук В. А. Асюшкин - ныне главный конструктор разгонного блока "Фрегат" * Научно- производственного объединения им. С. А. Лавочкина. Тогда Алкантара представлял собой небольшой военный гарнизон с несколькими казармами. Но его расположение нашему конструктору очень понравилось. Он находится у самого экватора, что весьма выгодно с точки зрения использования линейной скорости вращения Земли, сравнительно недалеко от Сан-Луиса, в 2200 км севернее Рио-де-Жанейро. Здесь ровный, приятный климат с почти постоянной температурой 30°С. Рядом - узкий и длинный залив Атлантического океана.
Ныне космодром Алкантара - благоустроенный город с техническим и стартовым комплексами. Первый пуск ракеты здесь состоялся 2 ноября 1997 г. Но безуспешно: ее взорвали через 65 с после отрыва от Земли по радиокоманде офицера безопасности - отказал один из ускорителей, точнее, не сработали два воспламенителя двигателя, скорее всего, из-за обрыва электрических проводов системы зажигания. Накануне специалисты внесли изменения в электросхему запуска, но соответствующие наземные испытания в нужном объеме не провели. Так, собственно, и приобретается опыт.
Через два года, 11 декабря 1999 г., был осуществлен второй пуск. На этот раз ускорители сработали нормально, но не включился двигатель второй ступени. "Не многие страны имеют опыт работы с такими сложными технологиями", - заявил тогда директор Национального института космических исследований Бразилии М. Барбоза.
И вот спустя четыре года, после доработок и тщательных наземных испытаний, была предпринята третья попытка запуска ракеты VLS-1, окончившаяся столь трагически...
Однако продолжим беседу с В. И. Лисициным.
- Кто же вошел в группу российских экспертов?
Шесть высококвалифицированных сотрудников ведущих ракетно-космических фирм нашей страны разных специальностей: по твердотопливной ракете - из Государствен-
* См.: Ю. М. Марков. "Фрегат": скоро в полет. - Наука в России, 1995, N 2; Ю. М. Марков. "Фрегат" поднимает паруса. - Наука в России, 2001, N 3 ( прим. ред.).
стр. 31
ного ракетного центра "КБ им. В. П. Макеева"; по двигателям - из Исследовательского центра им. М. В. Келдыша; по системе управления - из Научно-производственного центра автоматики и приборостроения им. Н. А. Пилюгина; по телеметрии - из Московского института теплотехники; по аварийным ситуациям - из ЦНИИ машиностроения - головного института ракетно-космической отрасли.
- И как же вы добирались до Бразилии?
- 4 сентября вылетели из Москвы в Цюрих, а оттуда на европейском аэробусе - в Сан-Пауло, где утром следующего дня нас встретил... Андриян Николаев. Нет-нет, не наш прославленный космонавт, а чистейший бразилец, который, как оказалось, родился в часы полета А. Г. Николаева в 1962 г. Когда через некоторое время Андриян Григорьевич посетил Бразилию, он познакомился с семьей "крестника". Теперь 40-летний бравый офицер-летчик рвется в космос и уже многое сделал для достижения своей цели.
Опекал же нашу группу коренной бразилец... Александр Марченко. Когда-то его предки перебрались в эту дивную страну из Украины. Теперь он - отставной генерал, в недавнем прошлом - шеф бразильской разведки.
Сразу же по прибытии, бросив вещи в гостинице, мы приступили к работе в Космическом центре, что в Сан-Жозе, под Сан-Пауло.
- И насколько глубоко вы ознакомились со случившимся?
- В самом начале мы много времени отдали тщательному изучению конструкторской и эксплуатационно-технической документации. Проверили схемы, чертежи, методики, инструкции. Заключение было единодушным: все выполнено безукоризненно, на высоком техническом уровне.
- А как преодолевали языковый барьер?
- На бытовом уровне помогали переводчики, прикрепленные к нашей делегации. Кстати, среди бразильских коллег немало тех, кто обучался в наших вузах и не забыл еще русский язык. Когда же обсуждали сложные технические вопросы, переходили на английский. Между прочим, все местные специалисты прекрасно образованы и в совершенстве владеют английским. В нашей группе его знали двигателист из Центра им. М. В. Келдыша и я.
- Побывали ли вы на космодроме Алкантара?
- Конечно. Зрелище, я вам скажу, не для слабонервных. Мы, безусловно, внимательнейшим образом обследовали руины. И выяснили: ракета, вопреки сообщениям СМИ, не взорвалась, а сгорела. Конкретно дело обстояло так.
...Шли предстартовые проверки, до пуска оставалось три дня. Спутники уже были установлены на носителе. Повсюду трудились люди. И вдруг неожиданно для всех включился двигатель одного из четырех ускорителей ракеты. Начиненная твердым топливом, она вспыхнула, как свеча, расплавила себя и стартовую установку. В аду горения никто из работавших здесь не спасся.
От автора. Ряд спутников-разведчиков зафиксировали катастрофу. На снимках из космоса хорошо видны разрушенный старт и пострадавшие от пожара джунгли. Некоторые телекомпании показали дым, поднимающийся высоко в небо и стелющийся вдоль побережья. В генштабе бразильских ВВС предположили: возможна ошибка обслуживающего персонала, либо включение системы зажигания вследствие разряда атмосферного электричества, либо ее срабатывание от непонятного пока электромагнитного сигнала...
Трагедия потрясла страну. Губернатор штата Мараньян объявил трехдневный траур. Президент Российской Федерации В. В. Путин прислал бразильскому народу свои соболезнования.
- Каковы же результаты вашей миссии?
- Вместе с бразильскими коллегами мы разработали ряд версий несанкционированного запуска двигателя ускорителя. Наиболее вероятным фактором случившегося рассматривается электрический. Почему? Дело в том, что за два дня до ЧП ракета промокла от тропического ливня. Нельзя исключить и короткое замыкание. Но все это пока лишь предположения. Все версии сейчас тщательнейшим образом проверяют и моделируют.
К сожалению, бразильские специалисты не обладают опытом эксплуатации ракетно-космических систем, который приходит только с многолетней практикой по подготовке к запуску и пуску ракет космического назначения. Из- за плохого финансирования время между стартами длится... годами, велика текучесть кадров. К примеру, главного разработчика электросхем, без которого трудно провести анализ возможной причины включения двигателя по команде из бортовых систем, с трудом разыскали в одной из бразильских авиакомпаний (прошло уже четыре года как он ушел из космической отрасли).
Необходимо отметить и то, что мы ограничены жесткими рамками Международного соглашения о нераспространении ракетных технологий. Действуя в таких условиях, наши специалисты могут помочь бразильским коллегам в установлении причин катастрофы, но не имеют права передать им свой опыт, свои технологии.
Официальные выводы о трагедии вправе объявить только правительственная комиссия. Когда это произойдет, трудно сказать. Но полагаю, значительно раньше по сравнению с опубликованием доклада американской комиссии по расследованию гибели шаттла "Колумбия".
От автора. Меня как испытателя с более чем сорокалетним стажем многое удивляет в этой истории. Применяемое ныне ракетное твердое топливо может вспыхнуть только от мощного воспламенителя с очень высокой температурой горения. Везде операция по установке таких воспламенителей и подключению пиротехнических устройств производится в последний момент перед пуском носителя. Она считается самой опасной. И после ее завершения персоналу категорически запрещается работать на нем. В Бразилии же ракета за три дня (!) до пуска была полностью заряжена и на ней находились люди... Остается только сожалеть о горьком опыте наших коллег.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2024, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |