(ЗАМЕТКИ УЧАСТНИКА)
15 - 22 сентября 1955 г. в Стамбуле происходил конгресс по византиноведению, на котором впервые участвовала делегация ученых Советского Союза в составе члена-корреспондента Академии наук СССР В. Н. Лазарева (глава делегации), кандидата исторических наук З. В. Удальцовой и кандидата искусствоведческих наук Д. В. Сарабьянова.
В конгрессе принимали участие делегации двадцати стран. Греческие ученые не приехали в Стамбул, продемонстрировав тем самым свой протест против известных событий 6 сентября 1955 года.
Конгресс заседал в новом здании Стамбульского университета. Работа протекала в пяти секциях: искусства и археологии; истории; литературы; права; теологии. Во всех секциях преобладали сообщения на узкие, конкретные темы, главным образом из области филологии. К числу наиболее интересных в научном отношении можно отнести доклады А. Соловьева (Швейцария) "Символизм надгробных памятников богомилов и катаров", М. Хеппеля (Югославия) "Византийские влияния в ранней русской агиографии", Р. Бэрбура (Англия) "Рукопись псевдо-Дионисия Ареопагита,
скопированная для Роберта Гроссетесте", и др. Лучшие из прочитанных на конгрессе докладов были насыщены фактическим материалом и отличались тщательным исследованием отдельных фактов. Вместе с тем нельзя не отметить и присущие большинству докладов недостатки - отсутствие широких исторических обобщений и обращение к подчас малозначительным в историческом плане явлениям.
На секции истории было поставлено много докладов, освещавших заключительный период существования Византийской империи. В этих докладах приводились новые документы, касающиеся взятия турками Константинополя в 1453 г. (сообщение М. Конкасти (Франция) о "Записках" флорентинца Тетальди), разбиралась военная и дипломатическая деятельность султанов Баязета I и II и Мануила II (сообщения Х. Инальчика (Турция), К. Маринеско (Франция) и Сирака Эстопаньяна (Испания)) и последних Палеологов (сообщение П. Эпенекидеса (Австрия) о венском завещании Андрея Палеолога от 7 апреля 1502 г.), уточнялся вопрос о греческой миграции на Восток до и после 1453 г. (сообщение Г. Бланкена (Голландия)). Много нового содержал доклад проф. А. Бона (Франция), посвященный географии и топонимике Пелопоннеса в период турецкого завоевания. Особенно интересными были сообщения академика Г. А. Острогорского (Югославия), использовавшего новые документы для характеристики размера дани Византии Турции в XIV - XV вв., и проф. Ангелова (Болгария), давшего подробный анализ аграрных отношений в Македонии в XIII - XIV веках.
Среди докладов, посвященных более отдаленным эпохам византийской истории, следует выделить очень содержательный доклад проф. Э. Герстингера (Австрия), почерпнувшего из папирусов новые данные для изучения социально-экономических отношений в Египте в VI в., а также сообщение проф. А. Грегугра (Бельгия) о новых источниках по истории русско-византийских связей в IX - X веках.
Некоторые доклады, прочитанные в исторической секции, оказались явно ненаучного характера. Так, например, в докладе П. Губера (Италия) о революции 602 г., ее причинах и последствиях была сделана попытка извратить истинный смысл этого движения и преподнести его как чисто династическую борьбу, ни в какой мере не связанную с жизнью народных масс.
В секции искусства и археологии также преобладали доклады на узкие, конкретные темы. Наиболее интересными были сообщения, которые содержали публикацию новых памятников либо выдвигали принципиально новые точки зрения. В первую группу входили весьма важные сообщения П. Эндервуда (США), Д. Тальбот Раиса (Англия), Д. Коцо и Мильковича. (Югославия). Эндервуд остановился на только что открытых мозаиках двух юго-западных помещений, примыкающих к южной галерее Софии Константинопольской. В первом помещении расчищены орнаментальные мозаики VI в., включавшие в себя полуфигуры святых, которые иконоборцы заменили крестами; во втором помещении обнаружены фрагменты "Деисуса" и портретных фигур патриархов, выступавших в защиту иконопочитания (эти мозаики датируются IX веком). Тальбот Райе подробно остановился на раскопанных им мозаических полах Большого Дворца; в связи с этими раскопками он коснулся ведущей роли Константинополя в развитии искусства доюстиниановой поры. Коцо и Милькович ознакомили аудиторию с новым памятником-базиликой св. Николая в деревне Манастир в области Мориово (Югославия). Эта базилика, возведенная в 1095 г., сохранила хорошие фрески от 1271 г., которые проливают свет на процесс формирования предпалеологовского стиля.
Ко второй группе докладов относятся сообщения К. Вейцмана (США) и Д. Бошковича. К. Вейцман убедительно доказал на основе тщательного анализа миниатюр Серальского кодекса и их позднейших переработок наличие иллюстрированного Восьмикнижия уже до 256 г. н. э. Весьма содержательным было сообщение проф. Бошковича на тему "Византийская археология в Югославии перед новыми проблемами". Не отрицая исключительно большого значения византийских влияний в процессе сложения сербского искусства, проф. Бошкович в то же время справедливо заострил внимание на роли старых местных славянских традиций, которые являлись первичным, а не вторичным фактором в развитии культуры сербского народа.
Советская делегация выступила с тремя докладами. З. В. Удальцова подробно остановилась на основных проблемах византиноведения в советской исторической науке. После ее доклада взял
слово известный византинист проф. Грегуар, который выразил свое удовлетворение тем, что в конгрессе принимают участие советские ученые и что советское византиноведение сделало за последние годы заметные успехи; при этом он назвал имена М. В. Левченко, П. О. Карышковского, Н. В. Пигулевской, В. Н. Лазарева, З. В. Удальцовой. Одновременно проф. Грегуар возражал против укоренившихся в советской науке "словечек", относя к их числу такие кардинальной важности понятия, как "феодализм". В своем заключительном слове при закрытии конгресса проф. Грегуар высказал несколько похвал в адрес советских ученых и тепло вспомнил о тех больших заслугах, которые русская наука имела перед мировой византинистикой в XIX и в начале XX века.
Д. В. Сарабьянов сделал на французском языке доклад "К вопросу о взаимоотношениях древнерусского и византийского искусства". Он подчеркнул национальный характер древнерусской художественной культуры, ее связи с жизнью народа. По этому докладу выступил проф. А. Амман (Италия), защищавший традиционное положение о решающем значении византийских влияний. Эта точка зрения вызвала возражения со стороны проф. Бошковича и В. Н. Лазарева, поддержавших основные тезисы доклада Д. В. Сарабьянова.
На последнем пленарном заседании конгресса был заслушан на французском языке доклад В. Н. Лазарева "Новые открытия Софии Киевской". Доклад сопровождался показом диапозитивов и дал представление о реставрационных работах, которые проводились за последние годы в Киеве. Все три доклада членов нашей делегации были предварительно отпечатаны на русском и французском языках и розданы, участникам конгресса.
Членам нашей делегации удалось установить тесные связи с делегациями других стран и с отдельными учеными. Особенно дружеские отношения у нас наметились с делегацией Югославии (проф. Острогорский, Бошкович, Дероко, Коцо и группа молодых ученых), с проф. Ангеловым из Болгарии и с проф. Ирмшером из Германской Демократической Республики. В беседах с нами Г. А. Острогорский весьма высоко оценил, в частности, работы советского историка М. Я. Сюзюмова. Большое внимание проявил к нам проф. Тальбот Райе, любезно показавший открытые им мозаики константинопольского Большого Дворца. Очень теплые отношения у нас установились с известным датским археологом проф. Э. Диггве. Много живых и занимательных бесед было с проф. Ф. Фольбахом и проф. Мартином Винклером. Последний подарил мне цветные фотоснимки с автопортрета М. Ю. Лермонтова, считавшегося безвозвратно утерянным, и с выполненной Лермонтовым головки мадонны. Следует также отметить весьма предупредительное к нам отношение проф. Эндервуда и Э. Хоокинса, которые показали нам все сделанные в Стамбуле открытия в области византийской монументальной живописи. С американскими учеными у меня возникли интересные научные споры по поводу ряда расчищенных мозаик, касавшиеся их датировки.
Устроенная нами выставка советских книг по византиноведению имела большой успех. Десятки ученых просили подарить им книги с выставки, многие стремились тут же, в здании университета, подписаться на "Византийский временник" и на "Историю русского искусства". Все выставленные нами книги были принесены в дар библиотеке Стамбульского университета, а первые два тома "Истории русского искусства" были подарены проф. Манселю, президенту конгресса.
Практическими результатами X конгресса по византиноведению явились: 1) Советский Союз принят в Международную ассоциацию византинистов; 2) З. В. Удальцова и В. Н. Лазарев были приглашены на заседания Оргкомитета, на которых, в частности, обсуждался вопрос о месте созыва ближайшего конгресса (его решено провести в Мюнхене); 3) русский язык признан четвертым официальным языком конгресса; 4) местом созыва одного из очередных конгрессов намечена Москва.
Свободное от заседаний время члены советской делегации посвятили знакомству с историческими памятниками Стамбула. Большой интерес представили недавно открытые фрески IX - XIV вв. в капелле св. Евфимяи, поблизости от гипподрома, а также раскопанные Тальботом Райсом мозаические полы Большого Дворца, относящиеся, повидимому, к V в. (на месте расположения этих мозаик организован теперь специальный музей). Несколько раз мы побывали в Археологическом музее, где осмотрели его замечательные коллекции античной скульптуры. В этом музее теперь открыты два зала византийского искусства,
представленного великолепными образцами пластики и несколькими фрагментами фресок. Особенно сильное впечатление произвели на нас мозаики начала XIV в. в Кахриэ-Джами. Опубликованные в свое время Ф. И. Шмитом, они стали теперь неузнаваемы: после удаления вековых слоев пыли и грязи эти мозаики поражают исключительной красотой своих красок, лишний раз свидетельствующих о высоком уровне художественной культуры Византии и на этом последнем этапе ее развития.
После закрытия конгресса его участники совершили две большие экскурсии в Малую Азию, где были осмотрены памятники Никем, Бурсы, Измира, Эфеса, Пергама.
Участие советских ученых в работе конгрессов по византиноведению будет способствовать развитию наших научных связей с зарубежными исследователями и разрешению наиболее актуальных вопросов византинистики.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2025, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |
US-Great Britain
Sweden
Serbia
Russia
Belarus
Ukraine
Kazakhstan
Moldova
Tajikistan
Estonia
Russia-2
Belarus-2