Заглавие статьи | Из истории гражданской войны. ДЕНИКИН НА КАВКАЗЕ* |
Автор(ы) | С. Киров |
Источник | Борьба классов, № 4, Апрель 1935, C. 59-61 |
Всем достаточно хорошо известны приемы ген. Деникина, коими он и его агенты восстанавливают "единую Россию". Харьков, Екатеринослав, Царицын и многие, многие другие пункты, где деникинцы успели показать себя, - все это яркие иллюстрации борьбы за уничтожение рабочих. О жестокостях, творимых деникинскими бандитами над рабочими, писалось так много, что едва ли есть необходимость что-либо добавлять. Каждый рабочий, крестьянин и красноармеец, соприкасавшийся с деникинскими полчищами, хорошо знает приемы этих варваров. Но то, что творит Деникин в занятых им областях Кавказа, едва ли знают широкие слои населения. А там творится действительно нечто неописуемое, и можно без всякого преувеличения сказать, что по всем областям Кавказа, "покоренным" Деникиным, непрерывно разносится стон и плач десятков и сотен тысяч людей, лишенных в буквальном смысле слова всего, загнанных в глубокие горные ущелья, умирающих там от жестокой голодной смерти.
Как только советские войска оставили пределы Сев. Кавказа, деникинские полчища обрушились на горские племена, часть которых оказала открытое гостеприимство нескольким тысячам красноармейцев, отступившим в горы.
Жестокая борьба началась между горцами и добровольческими бандами. Вначале эта борьба велась с переменным успехом, но мало-помалу горцы истощили совершенно свои скудные боевые запасы, а добровольцы фактически имели перед собою уже почти невооруженного врага. Здесь-то и началась вакханалия. Горские аулы, особенно ингушские и чеченские, сносились добровольцами с лица земли; скот и все добро грабилось, сакли разрушались и сжигались; население, не успевшее бежать, вырезалось. Эта расправа продолжается и по сей день и уже не только в Терской области, но и в Дагестане.
Казачьи погромы ведутся под предлогом поисков большевиков. Вот один из многочисленных примеров расправы над горцами.
Деникинские отряды были направлены в Осетию в поисках "керменистов" (партия большевиков в Осетии). Наибольшим влиянием керменисты пользовались в сел. Христиановском (Терской области). Естественно, что гнев деникинских бандитов обрушился, главным образом, на это селение. Деникинцы окружили село Христиановское и пред'явили требование в 3-часовой срок выдать: 1 миллион пудов хлеба, 500 лошадей с седлами, 500 бурок, 5000 винтовок и 2 миллиона патронов. Кроме того жители от 20 до 30 лет должны немедленно мобилизоваться, а главное, выдать 400 керменистов.
Ген. Вадбольский, руководивший бандитами, заявил, что если указанные требования не будут выполнены, то он имеет приказ от ген. Деникина "снести село Христиановское и не оставить камня на камне".
В это время оставшиеся в селе керменисты в количестве до 200 человек прорвали цепь в конном строю и ускакали, кто в горы, кто в соседний Ардонский лес. В ответ селение было обстреляно с двух сторон из орудий; было выпущено до 50 снарядов.
Потом добровольцы дали приказ: "все, кто не против нас, выходи из селения".
Жители были выведены все до единого, от стариков до грудных детей, в количестве около 12 тысяч. Их всех расставили по шеренгам в поле между Ардоном и Христиановским, и вот тут-то и началась грабительская вакханалия деникинцев. Они обирали всех; под видом обыска залезали в карманы и за пазухи, брали деньги,
* "Правда" N 199. Вторник, 9 сентября 1919 г.
ценности, золото, кинжалы, пояса в серебряной оправе - весь тот незначительный багаж, который несчастные матери, сестры и отцы захватили с собой второпях; брали шапки, шубы, куски материи, скот. Казаки садились на глазах у владельца единственной лошади на эту лошадь и уезжали.
Несчастных жертв продержали ровно двое суток на открытом поле под дождем, больных, голодных и раздетых. Кругом плач, стон, смерть...
Наконец стоны через 2 дня "тронули" ген. Вадбольского, и он разрешил христиановцам ехать или идти в Ардон и другие селения.
Христиановское же было разделено по речке, протекающей по середине, на восточную и западную части. Восточную часть Вадбольский отдал на разграбление казачье-осетинским бандам, а западную - кабардинцам.
Христиановское - самое крупное селение в Осетии и даже по всей области. Энергичные и трудолюбивые христиановцы, благодаря своему неустанному труду, сделали его самым богатым и промышленным селением в Осетии.
Не имея земли, арендуя ее ежегодно у казаков, христиановцы имели всегда большие запасы хлеба.
Все это имущество подверглось теперь разграблению и разгрому. Тысячи голов домашнего скота, лошадей, тысячи арб и бричек, сельскохозяйственный инвентарь, мебель, постель, белье, кухонные принадлежности - все расхищено, все увезено. Тысячи арб и бричек, мобилизованных из окрестных сел и станиц, обязаны были вывозить в течение 20 дней хлеб и имущество с двух тысяч дворов-усадеб.
Пшеницы и кукурузы было вывезено миллионы пудов.
Черные стаи добровольческой армии Деникина выворачивали дома наизнанку, выколачивали стены, снимали полы и т. д.
Были пойманы 6 керменистов, которых повесили "в назидание живым". Нашли председателя ЦК партии "Кермен" Георгия Цагалова, который был весь исколот штыками: у него было 18 штыковых ран. Помимо этого он был так разбит, что с трудом можно было в трупе узнать человека. Так трагически погиб молодой борец за идеалы горской бедноты от руки черных убийц.
Одного кермениста - Бороева - вешали в Ардоне пять раз в течение 2 часов, потом был приказ не снимать трупа, а на спине его был большой аншлаг с надписью: "Я - керменист".
Но всего этого им было мало.
В Ардоне был созван полковниками сход сел. Христиановского. И вот тут началась пытка. Всех по одиночке вызывали в особый кабинет и тут выпытывали:
- Скажи, кто в селе у вас керменист...
Если отпирается, ему грозят виселицей, которая, кстати, видна из окна...
Так добивались признания под страхом расстрела, разгрома и сожжения остатков домов; были выданы имена и фамилии 300 керменистов, членов партии и лучших работников.
Дома и уцелевшее имущество керменистов были конфискованы. На домах и на воротах, не подвергшихся еще сожжению и разгрому, были начертаны черные кресты и буква "К" (керменист). С каждого "некерменистского" дома один человек должен был по приказу идти на разбор и сожжение этих 300 домов. Частью дома были разобраны, частью сожжены. Наконец, выдумали другой способ, более выгодный для карманов. Было об'явлено приказом, что дома керменистов будут продаваться с торгов, причем, преимущественное право купить дом имеет семья самого кермениста, т. е. заставляли выкупать свои дома, чтобы тем самым выудить последние гроши от несчастных жертв; далее, право имеют родственники, затем односельчане и, наконец, посторонние.
Кроме этого было об'явлено по всем селениям всей Осетии, что если будет где-либо обнаружен керменист, дом, в котором его найдут, будет разрушен, имуществе конфисковано, а селение должно будет уплатить по 10 000 руб. Вот "законы", которые пишут лакеи Ляхова, разные Хабаевы, Гуттевы и Икаевы.
Разгромив Христиановское, добровольцы главное внимание сосредоточили
Группа членов РВС XI армии: тт. Раскольников, Киров и Орджоникидзе. 1920 г.
на горной Дигории, куда ушли керменисты и прочие не подчинившиеся добровольцам элементы. Горцы - дигорцы мобилизовались и решили вместе с керменистами защищать ущелье до последней возможности.
Они минировали вход в ущелье, отрядили специальные каменнометные команды, которые за отсутствием вооружения и патронов оказывали громадную услугу в борьбе.
Вместе с двумя ротами солдат, которые сдались им с 4 пулеметами, керменисты надеялись продержаться до прихода подкрепления. Но единственный тыл, который они имели - Грузия, конечно, должна была от оказания помощи этим героям, которые жизнь, имущество, родных принесли в жертву интересам бедноты, отказаться.
Между тем добровольческие палачи готовились к последнему штурму красной Дигории. Был задуман план окружения и наступления по всем перевалам в Дигорское ущелье.
План этот деникинцам удалось скоро привести в исполнение. Отчаянно сопротивлялись дигорцы, но, наконец, иссякли их последние силы, и озверелые деникинцы, к которым примкнули горские кулаки, офицерство и пр., продолжали то, что было ими начато в селе Христиановском.
Хватали каждого, на кого падало хотя какое-нибудь подозрение в сочувствии керменистам, и ставили в очередь к виселицам, которые воздвигали по всем селениям и аулам.
Так пал последний оплот советской власти в Осетии. Дигория разорена, разбита, унижена, стерта почти с лица земли. Бедноту, которая еле-еле сводила концы с концами, в тяжелом и непосильном труде добывая кусок кукурузного чурека, раздели, разбили разбойничьи шайки золотопогонных хулиганов.
Забудет ли горская беднота все это?
Нет, никогда. Горцы, глубоко затаили свой гнев против своих насильников, и первые же звуки марша Красной армии, которые услышат скрывавшиеся в ущельях горцы, разбудят их гнев...
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2024, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |