Доктор филологических наук, профессор В. И. ВАСИЛЬЕВ, директор Научного центра исследований истории книжной культуры.
В научной и специальной литературе мы встречаемся с огромной массой самых разнообразных толкований основополагающих профессиональных понятий и их производных: (книга, книжное дело, издательское дело, русская книжность, издательская культура, книжная культура, культура книги, искусство книги, книжное искусство, типографическое искусство и т.д.) от их полного отождествления до полного противопоставления.
Термин "книжная культура" употребляется нередко [1], но его обоснованное толкование мало кто приводит. При этом нет единого мнения по этому вопросу, да и попытки оценить такие всеобъемлющее явление, как книжная культура, остаются не более чем именно попытками. Книжную культуру как систему практически никто не рассматривал, естественно, что и классификационные признаки разбросаны по разным работам (по одному или группами) и во многих случаях носят противоречивый характер.
Изучая историю книжной культуры при таком обилии противоречивых и нередко поверхностных толкований основополагающих понятий, мы столкнулись с необходимостью их научной оценки и построения логически обоснованной системы, позволяющей строить исследования на основе выявленных соотношений процессов и понятий, определяющих как состояние книжной культуры, так и культуры общества в целом.
Рассмотрим некоторые из определений основополагающих понятий, позволяющих проследить "цепочку" терминов, выстроить их структуру и понять соотношение между ними.
Начнем с определения понятия "культура". В 3-м издании "Большой советской энциклопедии" (1973 г.) культура определяется как "исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях". Культура разделяется на материальную и духовную, далее отмечается, что духовная культура охватывает сферу духовного производства, включающего, в частности, науку, искусство, литературу [2]. В последующих энциклопедических словарных изданиях (1999, 2001 гг.) приведенное определение почти дословно повторяется.
В 2-томном "Российском энциклопедическом словаре" (2001 г.) в определение понятия "культура" вкладывается и совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства. В этом смысле понятие "культура..." включает в себя ... знания и умения ... язык и искусство ... характеризует ... специфические сферы деятельности (культура труда, политическая культура, художественная культура) [3, с. 784].
Как видим, термин "книжная культура" напрямую не употребляется, но его "присутствие" очевидно: производство литературы определяется как часть духовной культуры; знание, язык, искусство, художественная культура, -
стр. 14
все это, в конечном итоге, и создает систему книжной культуры.
Одна из основных содержательных функций искусства - это художественное творчество в целом, включающее, в частности, литературу, живопись, графику [4, с. 292]. В другом энциклопедическом словаре [3, с. 595] есть существенное дополнение: в художественное творчество включаются "и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира". Ну чем это не искусство книги как структурная часть книжной культуры?
Таким образом, уже на этом этапе исследования можно выстроить первичную модель взаимосвязей:
В эпоху социалистического общества книжное дело характеризовалось в энциклопедическом словаре [5, с. 274] как "система взаимодействующих и решающих общие задачи отраслей культуры и нар. хозяйства, связанных с созданием и изготовлением книги, ее распространением и использованием. Включает издательское дело, полиграфическую промышленность, книжную торговлю, библиотечное и библиографическое дело".
В издании энциклопедического словаря (1999 г.) автор статьи "Книжное дело" Е. Л. Немировский приводит противоречивые мнения ведущих книговедов по составу понятия "книжное дело": А. И. Барсук включал в состав книжного дела редакционно-издательское дело, оформление книги (здесь и в дальнейшем выделения автора статьи), библиографоведение, статистику печати, библиотечное и книготорговое дело [6, с. 326]; Е. А. Динерштейн - "только деятельность по производству (издательское дело и книгопечатание) и распространению книг (книжная торговля)" [7]; А. А. Беловицкая - "способ существования, т.е. процесс и преходящий промежуточный результат существования книги в обществе". Сущность книжного дела А. А. Беловицкая определила как "обобществление литературного, музыкального, изобразительного произведения, т.е. превращение в произведение литературы, музыки, изобразительного искусства как форм общественного сознания коммуникационных систем" [8].
стр. 15
Естественно, что приведенными определениями не ограничивается характеристика понятия "книжное дело": известны сотни определений как противоречащих друг другу, так и взаимно их дополняющих и(или) даже отождествляющих. Однако в пределах настоящей статьи мы ограничимся лишь упомянутыми определениями.
Единичны попытки охарактеризовать понятие "книжная культура", его состав и структуру.
Как часть отечественной и мировой культуры признает книгу и, следовательно, книжную культуру крупнейший отечественный книговед и искусствовед член- корреспондент АН СССР А. А. Сидоров.
"Культура книги - часть общественной культуры определенного периода... Мы обязаны уметь и выделить в книге ее неповторимо индивидуальные черты и наряду с этим видеть их общность, неотделимость истории книжного дела от истории культуры в целом, от истории развития общества" [10, с. 10].
В. И. Гульчинский, также оценивающий книжную культуру как часть культуры общества, предлагает рассматривать ее "как исторически обусловленную общественную деятельность по созданию, распространению, потреблению и хранению книги и других носителей информации. Через культуру общества с книжной культурой связаны и ее взаимообусловливают производительные силы и производственные отношения, политическая и юридическая надстройка (социальные институты, организации и учреждения), определенные формы общественного сознания людей" [9].
Называя книгу в своих исследованиях по истории русской культуры духовным руководителем и вместилищем вечных идей, академик А. М. Панченко высоко оценивал роль книжной культуры в развитии культуры общества на каждом этапе его истории [11, с. 168].
Оригинальное определение понятия "книжная культура" приводит в недавно изданном труде (2000 г.) С. А. Пайчадзе. Определяя соотношение книжного дела с книжной культурой, он "выходит", в частности, и на ее связь с уровнем технологического развития государства. По его мнению, книжная культура - это "уровень, достигнутый книжным делом в сочетании с исторически сложившимися традициями и реалиями в отношении народа к книге (и печати в целом) в конкретной стране (или регионе) на определенной ступени развития общества. По сути, книжная культура является показателем уровня технологического развития государства и свидетельствует об интеллектуальном потенциале населения, в том числе на отдельных территориях его проживания" [12, с. 4].
Полагая, что "раскрытие книжной культуры" - одна из нерешенных задач книговедения, В. И. Гульчинский предпринял попытку определить ее структуру, однако при этом он фактически назвал весь состав книжного дела и не только:
- материально-техническая база;
- духовные и эстетические ценности общей культуры, нашедшие выражение в книге и через книгу;
стр. 16
- творческая деятельность, направленная на "познание книги", книжного дела и самого книговедения (?);
- учреждения и организации книжного дела (?) и книговедения;
- образование, воспитание и пропаганда книги;
- художественная культура книги [9].
Так что же, книжная культура - это часть культуры общества? Синоним книжного дела или его составная часть? Или часть того и другого? Или книжная культура характеризует одну из граней книжного дела? Или это литература определенной исторической эпохи? Или литература, книжная культура, культура книги, искусство книги, типографское искусство - это одно и то же?
К сожалению, большинство авторов употребляют названные термины лишь в заголовках книг и статей, не вникая в их суть и не давая в дальнейшем никаких определений этих понятий, их соотношения и "взаимоотношений" между собой.
Одни авторы отождествляют книжную культуру с искусством книги [5, с. 216 - 221]. Другие - литературу и литературный процесс с книжной культурой. Так, М. В. Кукушкина считает, что изучение историографии по истории книги подтверждает мнение о своеобразии литературного процесса в России XVI в., а соответственно - и книжной культуры [13, с. 178].
Рассматривая историко-социологические аспекты книжной культуры, А. И. Рейтблат [14] это понятие, так же как и многие другие авторы, связывает с книжным делом и социальной ролью литературы (писатель - издатель - книгопродавец - читатель - библиотекарь - критик).
У большой группы авторов, исследовавших роль книги в мировой культуре (см., например, работу [15] Е. И. Яцуник), историческая роль книги и ее воздействие на общество ассоциируются с книжной культурой. В это понятие М. И. Слуховской включает еще и "процесс книжного воздействия России" [16, с. 13].
Полагая, что "искусство становится проблемой, которая затрагивает прежде всего такие важнейшие понятия, как произведение и автор, как книга и писатель", академик А. М. Панченко фактически ставит знак равенства между искусством книги, книжной культурой и книжным делом [11, с. 166].
В. Н. Ляхов в своих трудах оперирует такими терминами, как "книжное искусство", "искусство книги", "искусство оформления книги", "культура книги", "типографское искусство" и др. В состав книжного искусства он, например, включает в качестве творческой деятельности художественное конструирование, книжную графику и типографское искусство. "Художественное конструирование книги питается, - по его убеждению, - не только достижениями искусства, но и данными многих наук и научных дисциплин - социологии, психологии, экономики, педагогики, некоторых положений теории информации, кибернетики и теории визуальных коммуникаций" [17].
стр. 17
К широкому кругу специалистов, работающих в книжном искусстве. В. Н. Ляхов относит художественных и технических редакторов, оформителей, иллюстраторов и представителей новой, формирующейся (в 70-е годы) специальности - художников-конструкторов книги. В то же время, кроме названных выше специалистов, ансамбль книги формируют и работающие вместе с ними полиграфисты, а для повышения культуры книги "необходимо, - по мнению В. Н. Ляхова, - поднять уровень ее издательского и полиграфического производства" [17, 18].
По существу, для В. Н. Ляхова искусство книги, книжное искусство и культура книги - понятия-синонимы.
В то же время ряд авторов культуру книги оценивают в качестве составляющей книжной культуры. Так, опытнейший издатель и видный отечественный специалист книжного дела А. Э. Мильчин в своей последней работе [19] на многочисленных практических примерах оперирует факторами издательской культуры. К ней он относит: построение книги, включая принципы расположения ее частей (композиция издания); требования к выполнению выходных сведений, справочно-поискового и справочно-пояснительного аппарата издания, вспомогательных указателей, колонтитулов, библиографического аппарата книги.
Однако только ли издательская культура определяет культуру книги? На этот вопрос еще предстоит ответить. К примеру, нельзя отделить культуру книги от технических возможностей ее воспроизведения, от развития научно- технического знания. Естественно, что историю книжной культуры мы должны рассматривать и через призму истории развития названных средств. Ведь они, как минимум, определяют уровень художественно-технического оформления книги [20].
Так как же все-таки соотносятся между собой такие понятия, как книжное дело и книжная культура, книжная культура и культура книги, культура книги и искусство книги, а также все эти понятия с культурой и искусством в целом? Что же должно быть предметом исследований по истории книги и по истории книжной культуры? Что же мы готовы "вложить" в определение всех названных понятий? Эти и многие другие вопросы еще ждут своего осмысления и отражения в научных публикациях.*
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеева Г. М. Книжная культура Мордовии: Автореф. дис. ... канд. культурологии. - Саранск, 1999. - 16 с.; Гальченко М. Г. Книжная культура. Книгописание. Надписи на иконах Древней Руси: Избранные работы. - СПб.: Алетейя, 2001. - 495 с.; Гульчинский В. И. Книжная культура и ее источники // Шестая
* Более подробный материал по этой проблеме подготовлен автором для публикации в 81-м сборнике "Книга. Исследования и материалы".
стр. 18
Всесоюзная научная конференция по проблемам книговедения: Тезисы докладов. - М., 1988. - С. 11 - 13; Книга и культура. - М.: Наука, 1979. - 288 с.; Книжная культура Якутии в XVII - XX веках: Сб. науч. тр. / Отв. ред. С. А. Пайчадзе. - Новосибирск, 1998. - 197 с.; Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера: Очерки по истории кн. культуры XVI-XVII вв. / Отв. ред. С. Н. Валк, Л. А. Дмитриев. - Л., 1977. -223 с.; Лукьянова Л. С. Книжная культура Западной Сибири во второй половине XIX века: (Б-ка и читатель): Автореф. дис.... канд. ист. наук. - Новосибирск, 1998. - 23 с.; Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 1: Конец XVIII - середина 90-х годов XIX века / Отв. ред. В. Н. Волкова. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2000. - 316 с.; Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 2: Конец XIX - начало XX в. / Отв. ред. С. А. Пайчадзе - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2001. - 368 с.; Русское средневековье: Книжная культура: Сб. ст. - М., 1998. - 152 с.; Слуховской М. И. Из истории книжной культуры России: Старорус. кн. в междунар. культурных связях. - М.: Просвещение, 1964. - 244 с.
2. Большой энциклопедический словарь. Т. 13. - 3-е изд. - М.: Большая совет, энциклопедия, 1973. - С. 594 - 597.
3. Российский энциклопедический словарь.: В 2 кн. Кн. 1. - М.: Большая рос. энциклопедия, 2001. - 2015 с.
4. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Большая рос. энциклопедия, 1999. - 912 с.
5. Книговедение: Энциклопед. слов. - М.: Совет, энциклопедия, 1982.
6. Книга: Энциклопедия. - М.: Большая рос. энциклопедия, 1999.
7. Динерштейн Е. А. Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин. - М., 1975.
8. Беловицкая А. А. Общее книговедение. - М.: Книга, 1987. -С. 153 - 156.
9. Гульчинский В. И. Книжная культура и ее источники // Шестая Всесоюзная научная конференция по проблемам книговедения: Тезисы докладов. - М., 1988. - С. 11 - 13.
10. Сидоров А. А. Об исследовательской работе по истории русской книги // Книга в России до середины XIX века. - Л.: Наука, 1978. -С. 7 - 10.
11. Панченко А. М. Русская литература в канун Петровских реформ. - Л.: Наука, 1984. - 206 с.
12. Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 1: Конец XVIII - середина 90-х годов XIX века. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2000. - 316 с.
13. Кукушкина М. В. Книга в России в XVI веке. - СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. - 208 с.
14. Рейтблат А. И. Как Пушкин вышел в гении. - М.: Новое лит. обозрение, 2001. - 336 с.
15. Яцуник Е. И. Сохраним книгу как памятник истории и культуры // Мир библиографии. - 2000. - N 1. - С. 14 - 18.
16. Слуховской М. И. Из истории книжной культуры России: Старо-рус, кн. в междунар. культурных связях. - М.: Просвещение, 1964. -244с.
17. Ляхов В. Н. О художественном конструировании книги. - М.: Книга, 1975. - 95 с.
18. Ляхов В. Н. Искусство книги. - М.: Совет, худож., 1978. - 248 с.
19. Мильчин А. Э. Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги: Практическое руководство. - М.: Логос, 2002. -224 с.
20. Васильев В. И. Современные технические средства в издательском деле. - М.: Книга, 1980. - 48 с.; Техника научного
стр. 19
книгопечатания: История. Состояние. Перспективы. - М.: Наука, 1981. - 352 с.; Совершенствование издательского процесса на основе применения современных технических средств. -М.: Книга, 1984. - 12 с.; Основные направления технического перевооружения издательств и его влияние на повышение эффективности и качества книгоиздания // Тезисы V Всесоюзной научной конференции по проблемам книговедения: Секция издат. дела. - М., 1984. - С. 12 - 14; Научно-технический прогресс в сфере духовного производства // Предпосылки и некоторые тенденции современной научно- технической революции. - М.: Наука, 1987. - С. 261 - 271; Развитие издательско- полиграфической техники как фактор совершенствования информационно- издательского комплекса // Тезисы докладов I Всесоюзной научной конференции "Информатика и науковедение". - Тамбов, 1988. - С. 11 - 12; К истории академического книгоиздания: этапы технического развития издательского процесса // ВИЕиТ. - 1999. - N 2. - С. 7 - 27.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2024, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |