Автор: Коренцвит В. А.
В.А. КОРЕНЦВИТ, ведущий археолог Комитета государственного контроля по использованию и охране памятников истории и культуры администрации Санкт- Петербурга
стр. 104
В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера, создавшего великолепные дворцы и часовни в Петербурге и в загородных резиденциях русских императоров. В наши дни эти жемчужины градостроительства являются местами паломничества отечественных и зарубежных туристов. К сожалению, до последнего времени мы даже не знали, где находится могила этого замечательного зодчего. О том, как она была найдена, и пойдет речь в данной статье.
Поиск захоронений исторических лиц является самостоятельным направлением археологии. В нашей стране были обнаружены и изучены останки великих князей Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского, первого русского царя Ивана Грозного, легендарного средневекового полководца Тамерлана, адмирала Ф.И. Ушакова; на Западе - Петрарки, Рафаэля, Кромвеля, Гете, Шиллера, Канта и многих других. К сенсациям последнего времени относятся раскопки гробницы царя Филиппа, отца Александра Македонского, перезахоронение обнаруженных останков императора Николая II и членов его семьи в Петропавловском соборе Петербурга.
Город на Неве окутан легендами. За трехсотлетнее существование о северной Пальмире немало сказано и написано как о мистическом городе. И действительно, чего стоит поистине загадочное бесследное исчезновение захоронений великих зодчих, создававших Петербург. Историки полагают, что Андреас Шлютер, Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Иоганн Маттарнови, Карло и Бартоломео Растрелли и многие другие иноземные мастера похоронены на "немецком" кладбище у собора св. Сампсония странноприимца, давно упраздненном и застроенном.
Поиски могил создателей города на Неве - одна из задач местных археологов. В 1968 г. в связи со 150-летием со дня смерти великого архитектора Джакомо Кваренги правительство СССР поручило группе археологов во главе с А.Н. Кирпичниковым отыскать его захоронение. Раскопки увенчались успехом - останки были обнаружены на католическом участке Волховского кладбища. Удачей вознаграждены труды специалистов и в поиске могилы любимого архитектора императора Николая I - А. И. Штакеншнейдера.
Выходец из семьи обрусевших немцев, Андрей Иванович родился 22 февраля 1802 г. в усадьбе Ивановка под Петербургом. Отец его, небогатый владелец водяной мельницы, дал сыну достойное образование. Окончив Академию художеств,
стр. 105
стр. 106
стр. 107
стр. 108
юноша приобрел профессиональный опыт в мастерской одного из крупнейших зодчих первой половины XIX в. - А.А. Монферрана. Принимая участие в создании шедевра северной столицы - Исаакиевского собора, он сумел заинтересовать своими проектами царя, и вскоре становится архитектором Высочайшего двора. Для императора и членов коронованной фамилии он возводит множество прекрасных зданий. Среди них Мариинский дворец на Исаакиевской площади (в настоящее время в нем находится городское Законодательное собрание), Николаевский (в советское время переданный профсоюзам), дворец князей Белосельских-Белозерских - один из лучших в ансамбле Невского проспекта, Ново-Михайловский дворец на набережной Невы и многие другие.
По проектам А. И. Штакеншнейде-ра на южном побережье Финского залива, в Петергофе и его окрестностях, возведено около сорока прекраснейших дворцов, павильонов, культовых и парковых построек. Среди них такие шедевры, как дворцово- парковые ансамбли Знаменка, Сергиевка, Дворец Бельведер; Царицын, Ольгин, Розовый павильоны, Львиный каскад в Нижнем саду - всего не перечесть. Кто видел, тот никогда не забудет Павильонный зал Малого Эрмитажа - изумительную мраморную фантазию на архитектурные темы Древней Эллады и итальянского Ренессанса.
В Троице-Сергиевой пустыни * близ Стрельны есть единственное построенное им здание - церковь святителя Григория Богослова. Рядом с ней и избрал Андрей Иванович место своего упокоения. Этот монастырь в 20 км от Петербурга был основан в 1734 г. архимандритом Варлаамом Высоцким. Территорию размером 139х143 м обнесли деревянной оградой с наугольными башнями. В центре ее построили деревянную церковь Успения Богородицы, а по ее сторонам - кельи и каменный дом настоятеля. В 1756 г. по проекту П.А. Трезини здесь заложили каменный Свято-Троицкий собор. Затем на месте снесенных старых стен и башен появились каменные монастырские корпуса.
Во время "славной революции" (как называли заговорщики дворцовый переворот 1762 г.) пустынь оказалась конечным пунктом военного похода, предпринятого супругой Петра III во главе перешедших на ее сто-
* Пустынь - монастырь или скит, находящийся в отдаленном, пустынном месте (прим. ред.).
стр. 109
рону гвардейских полков. В покоях настоятеля Екатерина II ожидала ответ на свой ультиматум императору с требованием отречься от престола * . Получив его, она совершила благодарственный молебен в соборе.
С тех пор государыня часто посещала и щедро одаривала монастырь. Во время одного из визитов она обронила: "если умру в Петергофе, то похороните в Сергиевой пустыни, умру в Царском селе - на Казанском кладбище, а в Петербурге - то в Александро-Невской лавре". Императрицу похоронили, как и положено ее сану, в Петропавловском соборе, но слова ее не забыли - кладбище в пустыни, где раньше хоронили лишь монахов, стало престижным аристократическим некрополем.
Вскоре оно расширилось настолько, что настоятель обители, известный церковный просветитель Игнатий Брянчанинов испросил у царя Николая I разрешение на снос восточной монастырской стены, двух угловых башен, дабы увеличить его территорию до пруда. После революции 1917 г. пустынь закрыли, а в 1930 г. ликвидировали кладбище. Удалось спасти лишь несколько высокохудожественных надгробных памятников. Их передали ленинградскому Музею городской скульптуры. На бывшем кладбище остался только фамильный склеп Чичериных да мраморный крест на могиле строителя монастыря А.М. Горностаева.
В годы Великой Отечественной войны архитектурный комплекс Стрельна заняли немецко-фашистские войска. В пустыне обосновался их штаб, руководивший артиллерийским обстрелом Ленинграда. После Победы здесь разместили детскую колонию "Труд", а в начале 1960-х годов - школу милиции. Руководство Управления внутренних дел добилось того, что Свято-Троицкий собор, приписываемый в то время самому Б. Растрелли, исключили из числа памятников архитектуры, охраняемых государством. Затем святыню взорвали, а на ее месте разбили строевой плац.
В 1993 г. был поднят вопрос о возвращении территории бывшего монастыря Санкт-Петербургской епархии, а произошло это лишь в 2001 г. И сразу же началось возрождение обители. По инициативе настоятеля отца Николая (Парамонова) и районного архитектора Комитета государственного контроля по использованию и охране памятников истории и культуры администрации Санкт-Петербурга ТВ. Прохоровой развернулись археологические исследования утраченных культовых построек и поиск захоронений религиозных и исторических деятелей. Работы вели послушники монастыря под моим руководством.
В 1996-2000 гг. шли раскопки снесенных при советской власти Тихвинской часовни, захоронений основателя монастыря архимандрита Варлаама, игуменов Чихачева и Ма-
* См.: О.А. Иванов. Тайна смерти императора Петра III. - Наука в России, 2001, N 5 (прим. ред.).
стр. 110
карова, церкви Воскресения Христова архитектора А.А. Парланда и монастырской ризницы. Были найдены погребения выдающегося общественного деятеля XIX в. принца П. Г Ольденбургского, канцлера Российской империи, лицейского друга великого русского поэта А.С. Пушкина, князя А.М. Горчакова (1798- 1883), поэта И.П. Мятлева (1796-1844) и настоятеля пустыни архимандрита Игнатия Малышева (1811- 1897). По счастью, первой все же обнаружили могилу А. И. Штакеншнейдера.
Естественно, археологическим работам предшествовали кропотливые архивные изыскания. До нашего времени дошла большая часть личного архива правителя канцелярии пустыни П.П. Яковлева - автора исторического очерка о монастыре. Он вел учет захоронений на кладбище обители, пытался составить план существовавших ранее построек и могил. К сожалению, все задуманное ему не удалось. Сохранились только чертежи отдельных участков некрополя. На одном из них рядом с церковью Григория Богослова отмечено несколько безымянных могил. Исследователь Н.А. Паравян обнаружил среди бумаг Яковлева кальку с планом этой части пустыни с указанием ряда захоронений, в том числе, судя по карандашной пометке, и место, где покоились останки А.И. Штакеншнейдера. Архивные документы подтвердили: знаменитый архитектор действительно захоронен рядом с церковью, которую сам же и построил.
В ходе дальнейшего поиска было установлено: в 1856 г. скончалась трехлетняя дочь архитектора Зинаида. В свидетельстве о погребении написано: "младенец Зинаида Штакеншнейдер... предана земле на Новом кладбище, что с восточной стороны близ пруда, с южной стороны близ строящейся церкви во имя святого Григория Богослова".
Известно также, что 23 марта 1858 г., накануне двухлетия со дня смерти дочери, Андрей Иванович пожертвовал монастырю тысячу рублей серебром. Сохранилась квитанция о принятии вклада, в которой написано: "... обитель предоставляет со стороны своей девять пустопорожних мест, из коих каждое длинное в три с половиной, а шириною два аршина для погребения усопших... с восточной стороны монастырской ограды, подле могилы дочери господина Штакеншнейдера и младенца Зинаиды".
Словом, многие документы свидетельствуют: фамильный участок Штакеншнейдеров размером примерно 5х7,8 м находился там, где он и показан на плане Яковлева, рядом с церковью Григория Богослова. Участок чудом уцелел. В 1950-х годах в 13 м от него построили гараж для пожарных машин, подмявший под себя фамильные склепы выдающихся государственных деятелей - графов Паниных, князей Гагариных и др. С противоположной стороны этого здания, по счастливой случайности,
стр. 111
сохранилось захоронение Ольденбургских. В 1997 г. на месте их усыпальницы положена надгробная плита. На участке же Штакеншнейдеров растут два старых дерева: редкой красоты дуб с идеально ровным стволом и клен. По мнению специалистов, этим деревьям более ста лет; вполне возможно, что они были посажены в год смерти архитектора, т.е. в 1865 г.
По данным справочного издания П. Саитова "Петербургский некрополь" (1913) рядом с архитектором похоронены его жена, тесть и трое детей: младенец Зинаида, старшая дочь Елена (автор известных дневников) и сын Александр, драматический актер Императорских театров. В книге указаны даты их рождения и смерти. В проведении антропологической экспертизы большую помощь оказали иконофафические документы.
В Эрмитаже находится замечательный акварельный портрет А. И. Штакеншнейдера художника И.А. Коха, переданный в музей внучкой архитектора Натальей Владимировной, а также мраморный барельеф 1852 г. работы скульптора М.Н. Шредля с изображением профиля жены Андрея Ивановича Марии Федоровны. Еще один барельеф 1852 г. того же скульптора запечатлел ее вместе с шестью детьми. В Русском музее есть гипсовый бюст А.И. Штакеншнейдера, наконец, известны фотографии его дочери Елены 1870-х годов и групповой снимок всех сыновей 1890-х годов.
Во время последних археологических раскопок вскрыли все захоронения фамильного участка Штакеншнейдеров. Специалисты обнаружили четыре кирпичных склепа, расположенных вплотную друг к другу; крайний со стороны церкви - детский. Антропологическую экспертизу всех обнаруженных останков провели доктор медицинских наук, профессор кафедры уголовного права и криминалистики юридического факультета Ленинградского государственного университета В. П. Петров и его сын - эксперт 2-й категории В. В. Петров. Они пришли к выводу, что по совокупности фактов останки принадлежат Андрею Ивановичу, его жене и дочери Елене (она с детства страдала искривлением позвоночника и хромотой, что и подтвердила экспертиза).
Как показали раскопки, над могилой знаменитого архитектора стоял памятник, от которого остался фундамент, и общий монумент - над смежными склепами его жены и старшей дочери. Возможно, это был крест - в засыпке найдено металлическое посеребренное распятие. К сожалению, уцелела лишь верхняя часть фигуры Христа. Археологи обнаружили также фарфоровые бутоны роз тонкой работы, вероятно, от погребальных венков (их передали в Музей истории Санкт-Петербурга).
8 августа 1996 г. в день смерти А.И. Штакеншнейдера (по старому стилю) эксгумированные для экспертизы останки были торжественно, в присутствии протестантского и православного духовенства вновь преданы земле. Захоронения произведены в маленьких гробах - "ковчежках" в отреставрированные склепы. Чуть позже над могилой Андрея Ивановича установили плиту из черного габбро с написанной золотыми буквами эпитафией.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2024, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |