Продолжение темы
В прошлом номере мы поместили материал "Если я чем-то на тебя не похож... ("Толерантность" - трудное слово)". В нем говорилось, что если само общество не осознает опасность для России наступающего социального бедствия - разгула ксенофобии и не найдет способы противостоять ему, мрачные прогнозы о судьбе страны с неизбежностью сбудутся.
Мы продолжаем обсуждение этой темы и приглашаем принять в нем участие всех желающих - специалистов, библиотекарей, просто читателей.
В то время как мировая общественность, и российская в том числе, раз за разом устраивает ажиотаж вокруг национальных проблем, а именно - национализма, ксенофобии и прочих сложных состояний человеческой психики, в Москве, неподалеку от метро "Ботанический сад", в тихом и солидном Институте национальных проблем сидит и работает выдающийся русский ученый Андрей Григорьевич Здравомыслов. Пишет себе статьи о национальных проблемах и искренне удивляется: почему эти проблемы никто так до сих пор и не воспринял как должно?
Ведь как обычно у нас они воспринимаются, межнациональные конфликты, например? Существует, мол, одна нация и существует другая. И одна ненавидит другую. Проблема заключается в том, чтобы выяснить причины ненависти и, самое важное, не позволить ей вылиться в войну, геноцид, притеснения по национальному признаку и тому подобные ужасные вещи. И вот общественные деятели всех континентов бьются над этой проблемой с переменным успехом. Решение же предлагается примерно такое: терпеливо объяснять ненавидящей нации, что ненавидимая нация на самом деле не такая уж плохая. И когда ненавидящая нация это, наконец, понимает, то конфликт вроде бы и гаснет.
Здравомыслов предлагает взглянуть на это иначе. Для этого он придумал "релятивистскую теорию нации". Центральной ее категорией является понятие национального самосознания. "Национальное самосознание" для Здравомыслова - это совсем не тот расплывчатый и непонятный конструкт, который мы уже несколько лет безуспешно ищем. Речь идет именно о сознавании народом самого себя как некоторой общности, отличающейся от других. Переиначивая известную фразу, можно сказать, что "я Петр, потому что не Павел" - так мы определяем себя как члена национальной группы. Вот и чувство национального самоопределения никогда не является только восприятием собственного народа или собственного национального бытия. Оно всегда соотносится с восприятием других наций. С точки зрения Здравомыслова, русские только потому являются русскими, что существуют немцы, французы, американцы и другие национально-этнические группы, с которыми они постоянно себя соотносят: "Мы - русские, значит, мы не немцы, не французы, не американцы" и т.д. И, следовательно, решать национальные проблемы надо так: терпеливо объяснять "ненавидимой" нации, что "ненавидящая" через эту ненависть просто самоутверждается. А бояться надо не ненависти, а реальных опасностей.
Важной ошибкой людей, занимающихся национальными проблемами, является рассмотрение нации только в свете исторического прошлого. Обратите внимание: как только заходит разговор о нации, так сразу - о "корнях". Главное же основание существования наций в современном мире заключается, с точки зрения Здравомыслова, в восприятии нациями друг друга как сообществ. Ведь все национально-этнические общности, населяющие Землю, "знают" о существовании друг друга и вступают друг с другом в сложнейшие отношения. Причем у каждой национально-этнической группы имеется свой собственный круг национальных или этнических сообществ, с которыми идет постоянное культурное и психологическое сопоставление. Это сопоставление и является содержанием национального самосознания. То есть русские обладали бы иным национальным самосознанием, если бы не было, например, немцев в качестве врагов России и СССР в первой и второй мировых войнах. Немцы также обладали бы иным национальным самосознанием, если бы не опыт этих двух войн и предпринятая гитлеровским режимом попытка "окончательного решения еврейского вопроса". Для современных же немцев, по свидетельству социологов, характерно переживание ответственности за преступления нацистов, сопряженное с комплексом вины по отношению к евреям. Кроме того, согласно исследованиям Здравомыслова и коллег, среди определенной части немцев наблюдается стремление к преодолению национальной идентификации в пользу идентификации общечеловеческой или, говоря нормальным языком, многие немцы предпочитают быть не немцами, а "общечеловеками", чтобы избавиться от этого неприятного чувства вины.
Профессор Здравомыслов утверждает, что национальное самосознание - вещь динамичная, так что, в частности, бесполезно искать его в какой бы то ни было патриархальной ветоши. Конечно, сохраняется базовый образ "иных наций", фиксированный в стереотипах, но эмоциональная составляющая этого образа оказывается весьма изменчивой от поколения к поколению. Опять же на примере немцев: если послевоенное поколение соотечественников ненавидело даже немецкую речь, то среди современных русских отношение к немцам вновь устойчиво положительное. Более того, не только национальное самосознание, но и чувство этнической принадлежности не остается неизменным. Вчерашний русский в результате прорыва информационной блокады вдруг узнает, что он вправе считать себя мордвином, и с радостью принимает это известие.
Да, нации, несомненно, существуют, и существуют их отдельные представители. Но вот считать себя таковыми им позволяет только существование других наций. И если, допустим, сбывается мечта националиста - уничтожаются "нации-антагонисты", то и сама нация перестает существовать, так как, не зная с кем соотнестись, просто теряет определенность. Более того, если все люди благодаря действию какой-то неведомой силы вдруг объединятся в одну нацию и не будет больше национальных различий, как все тут же начнут... разделяться по признакам, которые в скором времени будут снова названы "национальными" или как-то вроде этого.
Все эти закономерности Здравомыслов и его коллеги тщательно изучали в своем институте, сопоставляя самовосприятие различных этносов и их восприятие друг другом. Исследования по релятивистской теории нации не касаются политической или экономической подоплеки "национализмов". Они доказывают лишь, что "национализм" - это не столько признак угрозы для ненавидимой нации, сколько признак того, что у "ненавидящей" нации дела не в порядке.
Итак, национальная принадлежность может существовать только при условии сравнения с другими нациями. Действительно: нет, наверное, в России больших знатоков еврейских обычаев, чем ярые антисемиты.
Теперь этот загадочный феномен получил вполне научное обоснование.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2025, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |
US-Great Britain
Sweden
Serbia
Russia
Belarus
Ukraine
Kazakhstan
Moldova
Tajikistan
Estonia
Russia-2
Belarus-2