Заглавие статьи | ЗА ЧТО БОРЕТСЯ ИСПАНСКИЙ НАРОД. (О характере испанской революции и ее движущих силах) |
Автор(ы) | В. КНОРИН |
Источник | Борьба классов, № 10, Октябрь 1936, C. 1-4 |
Трудящиеся всего мира с глубоким волнением и братским участием следят за героической борьбой народов Испании против фашистских мятежников. За что же борется испанский народ, каковы движущие силы, цели и задачи испанской революции?
Испанский народ в течение многих веков находился под ярмом гнусной черной реакции. Власть феодалов и церкви, "святая" инквизиция и непосильные оброки и подати придавили крестьянские массы. Иностранные армии неоднократно топтали испанские земли. Но ничто не могло сломить свободолюбия и национальной гордости испанского народа.
Иностранных захватчиков испанский народ изгнал, но своих Бурбонов, феодалов, епископов и кардиналов изгнать оказался не в силах. Испанские революции XIX века ни одного из основных вопросов буржуазной революции не решили.
Настоящая буржуазная революция в Испании началась - если сравнить с ближайшим соседом Испании - Францией, - с опозданием почти на 150 лет - только в 1931 году, но началась уже как революция буржуазно-демократическая.
Буржуазия Испании не могла быть движущей силой революции, она не могла вести революцию к победе. Ленин еще в 1908 году говорил о русской революции:
"Победа буржуазной революции у нас невозможна, как победа буржуазии. Это кажется парадоксальным, но это факт. Преобладание крестьянского населения, страшная придавленность его крепостническим (на половину) крупным землевладением, сила и сознательность организованного уже в социалистическую партию пролетариата, - все эти обстоятельства придают нашей буржуазной революции особый характер. Эта особенность не устраняет буржуазного характера революции (как пытались представить дело Мартов и Плеханов в своих более чем неудачных замечаниях о позиции Каутского). Эта особенность обусловливает лишь контрреволюционный характер нашей буржуазии и необходимость диктатуры пролетариата и крестьянства для победы в такой революции. Ибо "коалиция пролетариата и крестьянства", одерживающая победу в буржуазной революции, и есть не что иное, как революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства"1 .
1 Ленин. Т. XII, стр. 209.
Эти слова Ленина в полной мере относятся к испанской революции 1931 - 1936 гг. Победа испанской буржуазной революции была невозможной как победа буржуазии. Крупная буржуазия Испании давным-давно стала контрреволюционной и заключила союз с феодалами-помещиками и феодалами-попами. Больше того, она уже пользовалась методами фашизма (диктатура Примо де Ривера) против назревающей революции. Революция же началась в эпоху, когда социализм в Советском Союзе победил бесповоротно, и буржуазия ряда крупнейших стран Европы оказалась не в состоянии господствовать с помощью старых методов демократии и парламентаризма и перешла к методам фашизма. В этих условиях движущими силами революции могли быть только рабочие, крестьяне и городская мелкая буржуазия, т. е. широкие демократические массы народа.
Однако в начале революции, в 1931 г., народные массы оказались еще недостаточно подготовленными и организованными для того, чтобы успешно довести буржуазно-демократическую революцию до конца. Они ограничились уничтожением монархии и введением всеобщего избирательного права. Они верили, что одни эти акты обеспечат улучшение их участи. Революционный народ, свергнувший монархию Бурбонов, не мог даже сформулировать своих насущных требований в общегосударственном масштабе. Для этого была, необходима революционная партия, способная взять на себя руководство революцией. Но такой партии, крепко связанной с массами, в то время в Испании еще не было.
На этой стадии испанская революция не являлась еще в настоящем смысле слова демократической и народной. Поставленное революцией мелкобуржуазное (по составу) правительство не решилось тронуть ни помещичьего землевладения, ни привилегий церкви и монастырей, ни феодально-монархической армии и жандармерии.
В течение пяти лет испанская революция топталась на одном месте. Буржуазия хотела ограничить ее ликвидацией монархии; народные массы с каждым днем все активнее предъявляли свои требования. Контрреволюция не могла уже подавить силы революции. Но в то же время революция не могла еще одолеть силы контрреволюции. Центральным вопросом этого пятилетнего периода был вопрос об освобождении крестьянства из-под влияния клерикально-фашистских партий и завоевании его на сторону пролетариата. Временами казалось, что в этой борьбе берет верх контрреволюция. Выборы 1934 года дали значительное большинство фашистско-помещичьему блоку и открыли ему дорогу к власти. Попытка передовых рабочих в октябре 1934 года выступить с оружием в руках против наступающего фашизма и двинуть революцию вперед оказалась безуспешной. Однако октябрьские события пробудили народ, и старания помещичье-поповского буржуазного блока установить фашистскую диктатуру также не увенчались успехом.
Революция становилась все более массовой, становилась "народной". Она начала уподобляться нашей революции 1905 года, о которой Ленин говорил, что
"...масса народа, большинство его, самые глубокие общественные "низы", задавленные гнетом и эксплуатацией, поднимались самостоятельно, наложили на весь ход революции отпечаток своих требований, своих попыток по-своему построить новое общество, на место разрушаемого старого"1 .
Поворот масс к революции нашел свое выражение в создании народного фронта, представляющего своеобразное "боевое соглашение" сторонников демократии для осуществления последней, для защиты ее от фашизма легальными, демократическими средствами.
Победа народного фронта на выборах 16 февраля 1936 года изменила весь ход испанской революции. Реакционное правительство вынуждено было уйти, реакционный президент на основе всех государственных традиций передал власть демократии. Контрре-
1 Ленин. Т. XXI, стр. 396.
волюция вынуждена была покинуть свои легальные позиции, перейти к подпольной организации своих сил.
Какие классы в итоге этой победы народного фронта оказались у власти?
Это была коалиция пролетариата, крестьянства и городской мелкой буржуазии, т. е. громадного большинства народа, объединившегося для осуществления демократических преобразований. Программой этой коалиции была программа народного фронта. Методом - парламентская процедура, какая веками существует в демократических странах. Но на сей раз парламентаризм и формальная демократия оказались на стороне народа, стали орудием народных масс в борьбе против реакции и фашизма.
Но как только демократические преобразования начали задевать привилегии господствовавших до сих пор классов, помещики, крупные буржуа и магнаты церкви подняли бешеный вой против правительства. Оказалось на деле, что нельзя провести ни одного мероприятия в пользу народа, нельзя ликвидировать пережитков феодализма, нельзя освободить народ от гнета церкви, уничтожить невежество, бескультурье, средневековую отсталость, не задевая интересов класса капиталистов. Больше того, оказалось, что испанский фашизм объединен со всем мировым фашизмом, что, ударяя по испанской контрреволюции, демократия вызывает против себя все силы мирового фашизма.
Фашисты подняли мятеж против демократии, против демократического народного правительства во имя сохранения своих привилегий, феодальных пережитков, во имя господства узкой клики богачей над народом. Но испанский народ сразу понял, что на смену свергнутой пять лет назад монархии идет еще более жестокий и оголтелый враг - фашизм, что он, этот фашизм, не пощадит ни женщин, ни детей, ни ученых и поэтов, ни культурных ценностей, ни национальной независимости, что этот враг является самым опасным врагом свободы народов.
Перед лицом смертельной опасности для демократии, перед угрозой потери национальных территорий правительство осуществило вооружение народи к повело борьбу против фашизма, доказав этим на деле, что оно является подлинным демократическим правительством. Перед лицом интервенции фашистских государств (Германии и Италии) правительство Испании взяло на себя задачу защиты целостности и независимости своей страны, своей национальной культуры и всего будущего нации и этим доказало, что оно является национальным правительством Испании, правительством обороны революции, "защиты отечества".
"Говорят, что принципы самоопределения и "защиты отечества" отменены самым ходом событий в обстановке поднимающейся социалистической революции. На самом деле отменены не самоопределение и "защита отечества", а буржуазное их толкование", - писал товарищ Сталин в 1918 г.1 .
Для защиты отечества, демократии и революции демократическое национальное правительство, поддерживаемое всеми демократическими и социалистическими партиями и группами, не остановилось ни перед какими жертвами. Народ, объединенный вокруг своего правительства, и кучка реакционных помещиков и капиталистов - две враждебные силы - стали друг против друга. Но, выступив против испанского фашизма, демократическое испанское правительство нанесло удар всему международному фашизму, его планам уничтожения демократии и организации новой мировой войны. Поэтому германские и итальянские фашисты бросились на помощь своим испанским коллегам.
Коммунисты Испании стоят в первых рядах борцов против фашистских мятежников, поддерживая демократическое правительство. Они сохраняют лозунги демократической революции, даже когда отдельные представители партий, входящих в народный фронт, пытаются на словах быть "левее" их, не считаясь со всею совокупностью конкретных условий, которые существуют в Испании.
1 "Марксизм и национальный вопрос", стр. 56.
"...мы, социал-демократы, никогда не можем и не станем ставить лозунга: "быть революционнее всех". За революционностью оторванного от классовой почвы демократа, щеголяющего фразой, падкого на ходкие и дешевые (особенно в аграрной области) лозунги, мы и не подумаем угоняться; мы, напротив того, всегда будем относиться к ней критически, разоблачать действительное значение слов, действительное содержание идеализируемых великих событий, уча трезвому учету классов и оттенков внутри классов в самые горячие моменты революции"1 .
* * *
Стоит ли перед испанской революцией вопрос о возможности перерастания ее в революцию социалистическую?
Товарищ Сталин говорил:
"Едва ли нужно доказывать, что в обстановке империализма, чреватого столкновениями и войнами... когда империализм соединяется со всеми, без исключения, реакционными силами, вплоть до царизма и крепостничества, делая тем самым необходимым коалирование всех революционных сил..., - едва ли нужно доказывать, что буржуазно-демократическая революция, в более или менее развитой стране, должна сближаться при таких условиях с революцией пролетарской, что первая должна перерастать во вторую"2 .
Практически вопрос о перерастании зависит прежде всего от соотношения классовых сил. Нынешнее демократическое правительство в Испании есть коалиция двух классов - пролетариата и крестьянства, вдобавок к которым значительную роль играет еще городская мелкая буржуазия. Пока со хранена эта коалиция, силы революции будут крепнуть и расти, и успех их над фашистскими мятежниками будет зависеть в значительной степени от организационных способностей ее руководителей. Попытка перейти немедленно от задач буржуазно-демократической революции к лозунгам социалистической революции привела бы к сужению массовой базы этой революции и повредила бы борьбе за национальную оборону и доведение до конца революции демократической.
Доведение до конца буржуазно-демократической революции, разгром фашистских мятежников, обеспечение национальной независимости и целостности страны, ликвидация пережитков средневековья, отсталости, бескультурья, невежества - вот задачи сегодняшнего дня, стоящие перед испанским народом, борющимся на фронтах гражданской войны*.
1 Ленин. Т. VII, стр. 193 - 194.
2 Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 19 - 20.
* "Правда" N 273 от 3 октября 1936 года.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2024, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |