© Н. Ю. ГУРЬЕВА, кандидат филологических наук
Деловое письмо, можно, на наш взгляд, определить как одну из форм ритуального, т. е., как выработанного обычаем или установленным порядком, общения. И осуществляется оно с учетом традиционных этикетных норм, отражающих своеобразие социального сознания. Например, этикетные формы письменной речи, зафиксированные в текстах деловых писем из письмовников XVIII-XIX веков, определялись в соответствии с требованиями "Табели о рангах" 1722 года: "Первая обязанность пишущего - помнить свое собственное положение, знать положение лица, которому мы пишем".
А в советский период этикет ритуального общения основывался на следующей формуле самопрезентации: подкрепление связи со своей группой, подкрепление своих установок, ценностей, мнений и т. д., повышение самооценки и самоуважения.
Мотивация подобной формы речевого поведения в рамках этикетных норм делового общения обусловлена традиционной (для определенных моделей государственного устройства) психологией управления: в частности, невозможность и даже недопустимость диалога с позиции равенства сторон. Монологический тип речи позволяет обеспечить адекватную форму текста делового письма, функциональное назначение которого - передача информации делового характера либо "сверху вниз" (административно-распорядительная, законоустанавливающая и дру-
стр. 55
гая документация, имеющая облигаторный характер), либо "снизу вверх" (письма-прошения; служебные документы фискального назначения).
Формула самопрезентации, в основе которой отношения адресанта и адресата понимаются как отношения "автор и исполнитель", достаточно специфически характеризует значимость таких фаз речевой деятельности, как восприятие текста и обратная связь, и предусматривает предельную дистанцированность от адресата как норму речевого этикета.
Причем развитие данной тенденции со времени создания "Табели о рангах" шло по пути увеличения дистанции между адресантом и адресатом, потому как в "Табели..." в качестве обязательного условия полагалась персонификация адресата, т.е. необходимо было не только "знать положение лица, которому мы пишем", но и "представлять себе последнего так ясно, как будто мы стоим перед ним и разговариваем", т.е. моделировалась речевая ситуация диалога.
Анализируя традиционные рекомендации по составлению деловых писем (в частности, выбор языкового кода), можно выделить ряд положений, имеющих принципиальную значимость при выборе языковых средств как лексических, так и грамматических: это "внесубьективность делового сообщения", которая обуславливает отказ от любых эмоционально-оценочных и субъективно-оценочных языковых единиц; предпочтение безличных, определенно- и обобщенно-личных синтаксических конструкций личным; отказ от использования личных местоимений и т.п.
Иная традиция ритуального общения в различных его формах, в частности, в речевой ситуации деловой коммуникации, лежит в основе этикетных норм, описанных в известной книге американского психоаналитика Э. Берна (Игры, в которые играют люди... СПб., 1992). Это понимание ритуального общения как стремления убедить в безопасности, комфортности любого акта (в том числе речевого действия), предполагающего присутствие другого человека.
Именно эта формула самопрезентации лежит в основе речевого этикета при составлении деловых писем, образцы которых предлагаются Роном Теппером в помощь менеджеру. Цель написания (Р. Теппер полагает, что письмо именно пишется, а не составляется, и считает написание письма - искусством) делового письма - реализовать или предложить что-либо, привлечь внимание адресата и стимулировать его к действию.
Функция делового письма - "заставить читателя действовать", т. е. функциональная отнесенность делового письма определяется как публицистическая, а тип речи, соответственно, как монолог с элементами диалога. У делового письма, по мнению Р. Теппера, две задачи: оно передает нужную информацию и создает образ автора, ведь любое пись-
стр. 56
мо является средством общения, и самая грубая ошибка при написании делового письма - отрицательная эмоциональная направленность.
Формула, по которой Р. Теппер рекомендует строить композицию делового письма, состоит из четырех элементов: В (внимание) - "начальные строки привлекают внимание"; И (интерес) - "следующие за ними 2 - 3 предложения пробуждают интерес"; П (просьба) - "в следующих двух абзацах высказывается просьба"; Д (действие) - "последняя часть заставляет читателя действовать". Таким образом, назначение этикетной рамки: привлечение интереса - действие.
Диалогичность деловой переписки подчеркивается Р. Теппером постоянно: "письмо не должно ничем отличаться от беседы с коллегами"; "...дружеское начало вызывает у получателя искренние чувства к автору...", "...личностные штрихи придают корреспонденции больший вес", "...письма должны быть обращены непосредственно к получателю, они должны исходить из интересов читателя, а не автора".
Представление Р. Теппера о правильности, о норме речевого поведения основаны на индивидуализации делового контакта, на предельном ("до фамильярности") сокращении дистанции между адресантом и адресатом ("деловое письмо... должно отражать индивидуальность лица, отдела или компании", "...покажет получателю, что за черными чернилами на белой бумаге тоже скрывается личность").
Именно стремление оказать воздействие на адресата, смоделировать позитивную реакцию на деловое письмо в качестве обратной связи и определяет выбор речевого кода: использование так называемых "магических" слов (эмоционально-оценочной и субъективно-оценочной лексики), упрощенных синтаксических конструкций и т. п.
Мотивация, цель создания подобной формулы самопрезентации в рамках делового общения объясняется Теппером следующим образом: "Искусство написания деловых писем способствовало увеличению оборота... фирм, улучшению взаимосвязи различных служб, повышению квалификации служащих, установлению прочных отношений между покупателем и продавцом".
Таким образом, диалогичность текста делового письма способствует сокращению дистанции между адресантом и адресатом и лежит в основе демократического, по сути своей, этикета речевого общения, что, в свою очередь, позволяет оптимизировать деловую коммуникацию, в частности, при написании деловых писем.
Формирование этикетных норм составления делового письма в постсоветский период происходит под влиянием именно этой тенденции - сокращения дистанций между адресантом и адресатом. Однако стереотипы стандартных формул самопрезентации, столь длительное время определявшие норму речевого поведения в деловой сфере коммуникации, настолько устойчивы, что большая часть деловых писем
стр. 57
(даже коммерческого характера) являет собой пример стилистической эклектики.
Реалии нового времени побуждают современных политических деятелей и предпринимателей преодолевать этикетные рамки делового общения советского периода (свернутые императивные формы "внесубьективной" позиции адресанта в отношении адресата) и переходить в коммуникативный режим общения, учитывать такие субъективные факторы, как эмоциональное отношение адресата к тексту, т.е. обратную связь "адресат - адресант", с ориентацией на позитивную самопрезентацию последнего.
Прежде всего эти тенденции нашли свое отражение в рекламе, причем не только в названиях продукции ("Вкуснотеево", "Домик в деревне" и др.), но и в надписях, типа: "Вкуснятина!", "Пальчики оближешь!", "Свежайшее...". Данная тенденция, стихийно возникшая на рынке потребительских товаров и услуг, получила свое развитие при организации политических кампаний в агитационных текстах. Ведь деловая коммуникация и деловое письмо таким образом начинают приобретать личностный характер, а целью адресанта становится создание образа автора как человека любезного, внимательного к каждому адресату.
Примером таких текстов со скрытой политической агитацией могут быть письма-поздравления политических деятелей, направляемых в адрес избирателей и приуроченных к таким праздничным датам, как 9 Мая, или день рождения.
Такой пример сознательного "укорачивания" социальной дистанции между "вышестоящим" (депутат Государственной думы, Президент) и "нижестоящим" - так называемым "рядовым гражданином" - демонстрирует стремление представителей власти выйти из традиционного статуса иерархических отношений в выборе формулы самопрезентации, вызвать положительный эмоциональный отклик. Психологический аспект такой формулы самопрезентации: "равный с равным" или даже "снизу вверх" (т. е. "от искреннего почитателя") - обусловлен тем, что "цена" внимания к отдельному члену общества сейчас очень высока: она влияет на "силу позиции", на так называемый рейтинг в политической или иной конкурентной борьбе. Прозрачность этой формулы, неприкрытое стремление воздействовать на адресата и привлечь внимание к себе, к своему товару, т. е. любой ценой выделиться из ряда привычного, стереотипного, вызывает неоднозначное к себе отношение, что объясняется неодинаковой самооценкой адресата. И восприятие текста (обратная связь) может быть совершенно парадоксальным, т. к. моделируется лишь одна речевая ситуация без учета субъективных особенностей реакции адресата. Выбор речевой тактики объясняется стремлением адресанта вызвать непосредственную эмоциональную реакцию, но ведь эта реакция не
стр. 58
всегда является позитивной. Некоторым такая формула самопрезентации адресанта кажется недопустимо панибратской - вмешательством в свою личную жизнь. Особенно ярко такое раздражение проявляется в отношении коммерческой рекламы.
"Коммерциализация" деловой переписки нарушает привычную противопоставленность "мы - они" и дистанцированность адресата и адресанта в деловой коммуникации. Недопустимость диалога в позиции сторон - это ведь не только позиция власти, это и позиция так называемого "рядового гражданина", не отождествляющего себя с властью, с государством: речевая ситуация равноудаленности коммуникантов. И несоблюдение традиционных этикетных норм воспринимается здесь как неправильное в этикетном отношении речевое поведение.
Таким образом, современная ситуация моделирования этикетной формулы речевого поведения представляется не вполне сложившейся.
Социальные институты (как комплекс символов, привычек и традиций, определяющих социальное поведение людей) советского периода воспринимаются не только как консервативные, но и (в рамках этикета делового общения) как агрессивные по отношению к личности. Новая, демократическая формула делового этикета складывается трудно и непоследовательно вследствие того, что опыт российской государственности не имеет традиций деловых отношений более демократичных, чем зафиксированные в "Табели о рангах" Петра I.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2024, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |