XXIII Международный конгресс востоковедов происходил с 21 по 28 августа 1954 г. в Кэмбридже. На конгресс прибыло более 900 участников из 32 стран.
Деятельное участие в работе конгресса) приняла делегация советских востоковедов. Среди советских ученых были: члены-корреспонденты Академии наук СССР А. А. Губер (глава делегации), Е. М. Жуков, Е. Э. Бертельс, Н. В. Пигулевская, действительный член Академии наук Казахской ССР Н. Т. Сауранбаев, член-корреспондент Академии наук Армянской ССР С. Т. Еремян, доктора исторических наук С. Л. Тихвинский и Л. П. Потапов, доктор филологических наук А. Н. Кононов, кандидаты наук Е. Ф. Ковалев, С. А. Азимджанова, И. М. Дьяконов, В. И. Кальянов, Е. А. Беляев, Г. Н. Ильинский, М. Ю. Юлдашев, И. И. Потехин и др.; всего 21 человек.
Со вступительной речью выступил президент конгресса Ральф Тернер, директор Лондонской школы восточных и африканских исследований, председатель Королевского Азиатского общества, которое провело все организационные работы по созыву конгресса;. Затем с приветствием конгрессу от имени университета выступил профессор Х. У. Уиллинк, вице-канцлер Кэмбриджского университета. От иностранных участников конгресса выступили глава советской делегации А. А. Губер и представитель французских востоковедов профессор К. Ф. А. Шеффер.
Руководитель делегации советских ученых, тепло встреченный участниками конгресса, остановился в своей речи на коренных социально-экономических изменениях, происходящих в наши дни в странах Востока, на растущем национально-освободительном движении народов колониальных и зависимых стран, на необходимости всестороннего, комплексного изучения истории, языка и богатейших памятников материальной и духовной культуры народов Востока, которые внесли и продолжают вносить свой богатейший вклад в общую историю человечества. А. А. Губер рассказал об основных направлениях работы советских востоковедов и от имени советских ученых выразил пожелание, чтобы международные научные связи, ведущие к укреплению дела мира и способствующие развитию науки, укреплялись и расширялись.
На конгрессе востоковедов работало 11 секций: 1) египтологии, 2) семитологии, 3) ассириологии, 4) Ирана, Армении и Центральной Азии, 5) алтаистики, 6) туркологии, 7) индологии, 8) Дальнего Востока, 9) исламоведения, 10) Востока и Запада, христианского Востока, 11) Африки.
Следует отметить, что не всегда правильное распределение специалистов по секциям происходило вследствие специфической классификации научных дисциплин, принятой в буржуазном востоковедении. Так, в секцию алтаистики была включена вся тюркология (языки, история, литература и культура тюркских народов), в то время как секция туркологии занималась только историей и средневековой литературой Османской империи. Секция исламоведения имела весьма широкую и разнообразную тематику, ибо в понятие "исламоведение" буржуазная наука включает все, что имеет отношение к странам и народам, где господствует мусульманская религия. Вследствие этого секция исламоведения была наиболее многочисленной.
Всего на конгрессе было прочитано более 330 докладов.
Доклады, читавшиеся в секциях конгресса, и выступления по этим докладам не стенографировались. Не велось даже протокольной записи. Тексты докладов делегатам вручены не были. Лишь доклады советских делегатов были заранее отпечатаны типографским способом на русском и английском языках и вручены членам секций. Следует отметить, что среди членов конгресса было немало ученых, которые легко воспринимали содержание докладов, читавшихся на русском языке, принятом в ка-
честве одного из официальных языков конгресса.
Тематика докладов, прочитанных советскими востоковедами, отличалась большим разнообразием и отражала широкий размах научно-исследовательских работ в нашей стране, и, в частности, в республиках Советского Востока. Советские делегаты сделали следующие доклады: И, М. Дьяконов "Купля-продажа земли в древнейшем Шумере", С. Т. Еремян "Проблема падения рабовладельческого общества и зарождение феодальных отношений в древней Армении", Е. Э. Бертельс "Изучение истории туркменской классической литературы в Советском Союзе", А. Н. Кононов "О прономинализации в турецком языке", К. М. Кулиев "Культура Советского Туркменистана", Л. П. Потапов "Основные проблемы изучения народов Алтая в советской исторической науке", Н. Т. Сауранбаев "К вопросу об образовании казахского языка", В. И. Кальянов "О времени составления Артхашастры", А. А. Губер "Филиппинская республика 1898 г.", Е. М. Жуков "Земельный кадастр Хидэёси как мера реставрации крепостничества в Японии в конце XVI столетия", Е. Ф. Ковалев "Изучение Китая в Советском Союзе", И. И. Потехин "Социально-экономический строй южных банту в начале XIX века", С. Азимджанова "Восточные рукописи Узбекской академии наук и их изучение", С. Л. Тихвинский "Социально-политическая мысль в Китае в конце XIX века".
Секция исламоведения разделялась на две подсекции: а) язык, литература и искусство и б) история и религия. В подсекции "а", где советские делегаты не выступали, преобладали доклады по специальным и узким вопросам архитектуры, археологии, эпиграфики, нумизматики, каллиграфии, живописи (миниатюр), а также по коранической экзегетике и отчасти по арабской филология. В подсекции "б" выступили с докладами: Г. Н. Ильинский "Аграрные отношения в Иране в конце XIX - начале XX в.", М. Ю. Юлдашев "Государственный архив феодальной Хивы XIX века", Е. А. Беляев "Образование арабского государства и возникновение ислама в VII веке". В секции христианского Востока выступила Н. В. Пигулевская с докладом "Греко-сиро-арабская рукопись IX века".
В подсекции "б" секции исламоведения также рассматривались вопросы, связанные с переизданием пятитомной "Энциклопедии ислама", печатающейся в издательстве Брилла в Лейдене (Голландия). О ходе переиздания этого фундаментального справочника по истории, идеологии и культу ислама и о трудностях, встречающихся на пути его переиздания, докладывал профессор Г. Гибб.
В той же секции были прочитаны доклады по вопросам каталогизации арабских рукописей по медицине и точным наукам, о собирании персидских официальных документов, а также доклад Ф. Габриэли о предполагающемся новом издании труда Идриси по средневековой "всеобщей" географии.
Помимо докладов, прочитанных советскими делегатами, среди членов конгресса были распространены доклады советских ученых, которые не присутствовали на конгрессе: 1) В. И. Авдиев "Возникновение и развитие торговых и культурных связей древнего Египта с соседними странами", 2) А. М. Беленицкий "Раскопки в Пянджикенте", 3) А. М. Дьяков "Историческое значение сектантских движений XV - XVII вв. в Индии", 4) М. М. Дьяконов, И. М. Дьяконов и В. А. Лившиц "Парфянский архив из Южного Туркменистана", 5) Б. Б. Пиотровский "Раскопки урартской крепости на холме Кармир-блур", 6) В. В. Струве "Значение сводок надзирателей отряда работников царского хозяйства III династии Ура", 7) В. В. Струве "Три демотических папируса Московского музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, связанные с документами фиванской жреческой семьи от конца IV в. по начало III в. до н. э.", 8) С. П. Толстов "Итоги работ Хорезмской археолого-этнографической экспедиции Академии наук СССР за 1951 - 1953 гг.", 9) Г. В. Церетели "Арабские диалекты в Средней Азии".
Кроме того, был распространен в печатном виде доклад Н. В. Пигулевской на тему "Переходные формы рабовладения в Иране по сирийскому сборнику пехлевийского права".
Помимо заседаний секций, состоялись два пленарных заседания конгресса. На одном из них был заслушан доклад директора научной библиотеки Лондонской школы восточных и африканских исследований профессора Д. Д. Пирсона "О роли библиотеки в востоковедении". В последовавшем за докладом обмене мнений от делегации советских ученых принял участие член-корреспондент АН СССР Е. Э. Бертельс. В заключение своего выступления он сообщил о том, что делегация советских
востоковедов от имени Академии наук СССР преподносит в дар библиотекам Кэмбриджского университета, Лондонской школы восточных и африканских исследований и Королевского Азиатского общества большие коллекции книг советских ученых по различным вопросам востоковедения.
Второе пленарное заседание было посвящено обсуждению сборника "История и востоковедение"1 , подготовленного группой английских востоковедов под редакцией ученого секретаря Королевского Азиатского общества Дениса Синора. От делегации советских востоковедов в обсуждении сборника принял участие кандидат исторических наук И. М. Дьяконов. Он указал на ошибочные концепции авторов некоторых статей, включенных в сборник, а также подверг критике попытку возродить давно осужденные расистские геополитические теории, содержавшуюся в докладе западногерманского востоковеда Герфардта на тему "Относительно китайских, западных и советских элементов в современном китайском государстве и праве".
На заключительном заседании XXIII Международного конгресса востоковедов было принято решение о созыве следующего, XXIV Международного конгресса востоковедов в 1957 г. в одном из университетских городов Западной Германии.
Обобщая свои впечатления о работе Международного конгресса востоковедов в Кэмбридже, необходимо отметить, что большинство докладов, сделанных на конгрессе, представляет большую научную ценность. Докладчики, как правило, хорошо знали фактический материал - рукописи, археологические памятники, надписи, лингвистические и литературные источники. Однако бросалось в глаза отсутствие среди докладов иностранных ученых на конгрессе сообщений на темы проблемного исторического характера (о периодизации истории тех или иных народов, о сменах общественно-экономических формаций, о проблемах становления наций и т. д.). На конгрессе преобладали доклады и сообщения по проблемам филологии. Крайне недостаточным было участие на конгрессе ученых стран Востока.
Отрицательно сказалось на работе конгресса отсутствие ученых Китайской Народной Республики, Корейской Народно-Демократической Республики и Монгольской Народной Республики. Как весьма отрадное исключение следует отметить участие в работе конгресса небольшой группы индийских ученых, установивших дружественные связи с советскими востоковедами. На конгрессе не были представлены ученые-востоковеды Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии и Албании. К числу недостатков работы конгресса относится, на наш взгляд, и отсутствие творческих дискуссий по актуальным проблемам.
Положительным моментом работы конгресса явилось возобновление непосредственного научного контакта советских ученых-востоковедов с зарубежными востоковедами. По признанию многих участников конгресса и английской печати, сообщения советских ученых отразили большие достижения советского востоковедения.
Некоторые участники конгресса из капиталистических стран говорили, что они могут лишь мечтать о таких возможностях, которые предоставлены советским ученым для научно-исследовательской работы. В связи с окончанием конгресса газета "Times" 30 августа с. г. в специальной статье писала: "Самым выдающимся событием XXIII Международного конгресса востоковедов в Кэмбридже было, вне всякого сомнения, присутствие русской делегации". Газета далее указывала, что советские ученые были в центре внимания конгресса и что, "по всеобщему признанию, впечатление, произведенное на конгрессе тематикой докладов советской делегации и их глубоко научным содержанием, было значительным... По мнению ведущих английских востоковедов, русские сделали ценный вклад в доклады конгресса".
Во время конгресса советские востоковеды оформили свое вхождение в состав Международного союза востоковедов.
Советская делегация показала участникам конгресса советские документальные фильмы "Советский Казахстан", "Советский Азербайджан", "Советский Узбекистан" и "Советская Армения", озвученные на английском языке. Их демонстрация происходила при переполненной аудитории, и неоднократно в зале возникали аплодисменты зрителей, наглядно увидевших огромные изменения в экономике и культуре, происшедшие за годы Советской власти в некогда отсталых районах царской России.
Выставленные английской книготоргующей фирмой "Коллетс" в кулуарах конгресса советские книги по востоковедению, сло-
1 "Orientalism and History". Edited by Denis Sinor. Cambridge. 1954.
вари и справочные издания, изданные за последние годы в СССР, пользовались огромным спросом у участников конгресса и были быстро раскуплены. Самокритично оценивая работу, проделанную советскими учеными на Кэмбриджском конгрессе востоковедов, следует отметить, что филологическая тематика была представлена в докладах советских востоковедов значительно ниже наших возможностей и что серьезным препятствием для научного общения явилось недостаточное владение отдельными советскими востоковедами западными языками.
Необходимо отметить большую подготовительную работу, проделанную английскими учеными в связи с организацией конгресса, выразившуюся не только в разработке научной программы конгресса, обеспечении помещений для работы конгресса и жилья для делегатов, но и в подготовке ценных справочных материалов (вроде книги Д. Д. Пирсона "Коллекции восточных рукописей в библиотеках Великобритании и Ирландии"), распространявшихся среди участников конгресса. Делегаты от различных стран выразили благодарность английским востоковедам, и в частности президенту конгресса сэру Ральфу, Тэрнеру и секретарю оргкомитета Д. Синору, за подготовку и организацию конгресса.
За время пребывания делегации советских востоковедов в Кембридже и Лондоне советские ученые повсюду встречали дружественное и предупредительное отношение к себе со стороны английских ученых. Советские востоковеды посетили Лондонскую школу восточных и африканских исследований и Отдел восточных рукописей Британского музея, где имели возможность ознакомиться с уникальными восточными рукописями, хранящимися в фондах Британского музея. Кроме того, советские востоковеды побывали на факультете восточных языков Кэмбриджского университета и в университетской библиотеке, а также присутствовали на приемах, которые были устроены в честь делегатов XXIII конгресса востоковедов английским правительством, Королевским Азиатским обществом, мэром города Кэмбридж", факультетом восточных языков Кэмбриджского университета и кэмбриджским отделением Общества англо-советской дружбы.
Участие делегации советских ученых в работе XXIII Международного конгресса востоковедов способствовало дальнейшему укреплению дружественных международных связей советских ученых с учеными-востоковедами зарубежных стран.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2025, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |
US-Great Britain
Sweden
Serbia
Russia
Belarus
Ukraine
Kazakhstan
Moldova
Tajikistan
Estonia
Russia-2
Belarus-2