W. M. CARLGREN. Iswolski und Aehrenthal vor der bosnishen Annexionskrise. Russische und osterreichische-ungarische Balkanpolitik 1906 - 1908. Uppsala. Almquist and Wiksell. 1955. XII. 334 S.
В. КАРЛЬГРЕН. Извольский и Эренталь перед боснийским кризисом. Балканская политика России и Австро-Венгрии в 1906 - 1908 гг.
В период между двумя мировыми войнами вопросам балканской и ближневосточной политики европейских держав в конце XIX и начале XX в. историки уделяли достаточно большое внимание. Кроме общих работ Гуча, Фея, Лакгера1 , освещающих дип-
1 G. P. Gooch. History of Modern Europe 1878 - 1919. London. 1923; S. Fav. The Origin of the world war. T. I - II. New York. 1929; W. L anger. The Diplomacy of Im-
ломатическую историю держав в период складывания военных коалиций накануне первой мировой войны, европейские и американские историки исследовали и отдельные вопросы политики и дипломатии европейских держав в конце XIX - начале XX века. Назовем лишь некоторых авторов: Шмитта, Шрелера, Нинчича, Хельмрейха2 . Труды этих историков, как и многих других, при всем богатстве собранного материала не свободны от влияния основной объединяющей их мысли, господствовавшей тогда во всей исторической и публицистической литературе, - мысли о необходимости "выявления" персональных виновников первой мировой войны. Эти "поиски" виновников войны подчас сводились лишь к изучению действий тех или иных государственных деятелей и дипломатов, причем "направление" поисков зависело от государственной принадлежности того или иного буржуазного автора. Такой подход вольно или невольно заслонял те глубокие процессы, которые таили в себе подлинные причины разгоревшейся в 1914 г. мировой войны.
От этого недостатка в значительной мере свободна вышедшая два года назад работа шведского историка Вильяма Карльгрена. Книга освещает балканскую политику Австро-Венгрии и царской России в 1906 - 1908 годах. Автор указывает, что при наличии работ Нинчича, Шмитта, посвященных непосредственно боснийскому кризису, он счел возможным остановиться на исследовании предыстории боснийского кризиса, то есть рассмотреть период от назначения Эренталя и Извольского министрами иностранных дел Австро-Венгрии и России до начала младотурецкой революции, точнее, до аннексии Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией.
Книга В. Карльгрена состоит из шести глав, тщательно подобранной библиографии, именного указателя и карты. В вводной первой главе монографии ("Русско-австрийское соглашение от 1897 года до отставки Ламздорфа и Голуховского в 1906 г.") автор касается вопросов возникновения русско-австрийского соглашения 1897 г., раскрывает цели обеих держав в их тогдашней балканской политике. Это соглашение было вызвано тем, что Австро-Венгрия, переживавшая в то время большие затруднения во внутренней жизни в связи с обострением национальных противоречий, и царская Россия, занятая дальневосточными делами, не в состоянии были вести активную политику на Балканах, а поэтому предпочли провозгласить и отстаивать там, в частности в Македонии, политику статус-кво. В этой же главе автор бегло освещает русско-австрийские отношения и сотрудничество обеих стран по вопросам реформ в Македонии.
Вторая и третья главы совершенно тождественны по своей структуре. Одна из них посвящена первому периоду пребывания Извольского на посту министра иностранных дел, другая - первому периоду министерства Эренталя. Эти главы содержат краткие биографические сведения об Извольском и Эрентале. В. Карльгрен далее определяет цели их внешней политики, кратко останавливается на внутренних факторах, обусловивших тактику и политику каждого из этих государственных деятелей.
В четвертой главе автор пытается проследить зарождение после некоторого периода сотрудничества противоречий между Австро-Венгрией и Россией на Балканах, особо отмечая при этом активизацию царской внешней политики в Европе, в частности по вопросу о проливах.
Центральной частью исследования является пятая глава - "Санджакский железнодорожный кризис". В этой главе В. Карльгрен, привлекая значительный документальный материал, шаг за шагом раскрывает агрессивные планы Австро-Венгрии на Балканах, вплоть до открытого выступления Эренталя 27 января 1908 г. с проектом сооружения железной дороги от австрийской границы через Ново-Базарский санджак к Салоникам. Исследователь справедливо отмечает, что акция Эренталя вызвала тревогу в Петербурге. 3 февраля 1908 г. в Петербурге состоялось совещание кабинета министров, на котором Извольский предложил впредь отказаться от "оборонительной тактики" на Балканах. Хотя Извольский доказывал, что "осуществление австрийского плана привело бы к германизации Македонии"3 , все же совещание ми-
perialism 1890 - 1902. Vol. 1 - 2. New York - London. 1935.
2 B. Schmitt. The annexation of Bosnia 1908 - 1909. London - New York. 1937, W. Schroder. England, Europa und der Orient. Stuttgart. 1938; M. Nintchich. La crise bosnique (1908 - 1909) et les puissances europeennes. T. 1 - 2. Paris. 1937; E. Helmreich. The diplomacy of the Balkan wars 1912 - 1913. Cambridge. 1938.
3 "British Documents". Vol. V. N 195, p. 242.
нистров не поддержало его предложение, а совет государственной обороны 10 февраля 1908 г. вынес решение: "Вследствие крайнего расстройства материальной части армии и неблагоприятного внутреннего состояния необходимо ныне избежать принятия таких агрессивных мер, которые могут вызвать политические осложнения"4 . Таким образом, русский царизм умерил свою агрессию на Балканах отнюдь не из-за какого-то миролюбия и недостаточности империалистических устремлений, а лишь потому, что царская армия после русско-японской войны переживала "крайнее расстройство", а царизм все еще не оправился от нанесенных ему ударов в период революции 1905 - 1907 годов.
В этой же главе автор показывает, что в ответ на австрийскую экспансию на Балканах в виде строительства Санджакской железной дороги со стороны царской России последовало предложение о строительстве Дунайско-Адриатической железной дороги. Этот сербский проект Дунайско-Адриатической железной дороги поддерживался не только Россией, но и Италией, Францией и Англией, опасавшимися, что Санджакская (Митровицкая) железная дорога значительно усилит позиции Австро-Венгрии и Германии в Албании и Македонии.
В последней, шестой главе кратко прослеживается политика Извольского и Эренталя в Болгарии, Сербии и Черногории в начале лета 1908 года. Здесь же дается освещение англо-русских переговоров в июне 1908 г. в Ревеле.
Книга В. Карльгрена, бесспорно, дает большой материал по истории дипломатии Австро-Венгрии и России на Балканах в весьма сложный период истории балканских народов. То была пора, когда под влиянием первой русской революции поднялось на новую ступень национально-освободительное движение народов Юго-Восточной Европы, находившихся под гнетом Турции и габсбургской монархии. В этой связи нам кажется не совсем оправданным полное абстрагирование автора от внутриполитической истории балканских народов.
Разумеется, любой автор вправе сам избирать предмет своего исследования и ограничивать его рамки. Однако в данном случае нам кажется, что работа шведского ученого значительно выиграла бы, если исследователь так или иначе коснулся бы македонского и албанского движения за освобождение от турецкого ига. Ведь совершенно очевидно, что политика и дипломатия царской России и монархической Австро-Венгрии на Балканах во многом определялась состоянием освободительной борьбы угнетенных народов на Балканах, а для Австро-Венгрии, кроме того, и освободительной борьбой угнетенного славянского населения габсбургской монархии. Только невниманием к национально-освободительной борьбе балканских народов можно объяснить, на наш взгляд, такой пробел в рецензируемой книге, как отсутствие глубокого анализа и освещения Мюрцштегского соглашения 1903 года. Оно было важным этапом в балканской политике Австро-Венгрии и России между соглашением 1897 г. и боснийским кризисом. Мюрцштегское соглашение состоялось в связи с вспыхнувшим мощным восстанием в 1903 г. в Македонии. Вслед за этим соглашением последовало вмешательство империалистических держав, направивших в Македонию своих военных агентов и гражданских чиновников. Однако, как известно, это не принесло умиротворения Македонии. Национально-освободительная борьба на Балканах возрастала. Неуклонно возрастало и вмешательство империалистических держав в балканские дела.
В. Карльгрен акцентирует внимание лишь на одной стороне вмешательства европейских держав в балканские дела, а именно на "активизации" внешней политики России (стр. 137 - 151, 163 - 180). Действительно, после поражения царизма на Дальнем Востоке Извольский, как указывалось выше, настаивал на том, чтобы покончить с оборонительной тактикой и политикой на Балканах, хотя и не встретил поддержки в правящих кругах царской России. Отказавшись от показа политики и дипломатии на Балканах союзников Австро-Венгрии и России, то есть Германии и Италии, с одной стороны, Англии и Франции - с другой, В. Карльгрен невольно дал одностороннее освещение балканской политики держав. Совершенно очевидно, что переход Австро-Венгрии от сотрудничества с царской Россией и поддержания политики статус-кво на Балканах к строительству Санджакской железной дороги, а тем самым к нарушению отношений с Россией в македонском вопросе был осуществлен австрийской ди-
4 "Вестник Народного комиссариата иностранных дел", 1919, N 1 - 2, стр. 19 - 26.
пломатией при активной поддержке германской дипломатии.
Наконец, нельзя осветить с должной глубиной вопрос о программе реформ в Македонии, не касаясь позиции в этом вопросе английской дипломатии. Известно, что последняя в лице лорда Ленсдауна в противовес Мюрцштегской программе выдвинула свою программу реформ, в частности судебной. Английские правящие круги пристально следили за македонской политикой Австро-Венгрии и России, а в 1907 г. лорд Грей публично заявил об особой английской программе в Македонии в духе Ленсдауна. Таким образом, вопрос о реформах в Македонии, в частности о судебной реформе, нельзя полностью осветить без показа английской позиции в этих вопросах, чего, к сожалению, нет в работе В. Карльгрена.
Несмотря на эти пробелы, все, кто интересуется вопросами балканской политики европейских держав начала XX в., найдут в книге В. Карльгрена много нового материала. Этот материал извлечен им из политического архива Австро-Венгерского министерства иностранных дел, а также из частных архивов Эренталя, эрцгерцога Франца Фердинанда, Менсдорфа и других политических деятелей двуединой монархии, Автор широко использовал также опубликованные дипломатические австрийские и русские документы и мемуарную литературу.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2025, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |
US-Great Britain
Sweden
Serbia
Russia
Belarus
Ukraine
Kazakhstan
Moldova
Tajikistan
Estonia
Russia-2
Belarus-2