СМЕНА ФЛАГА ЗА ОДНУ НОЧЬ
Но 19 декабря 1999 года доминирующими в городе стали красный и зеленый - цвета китайского флага и флага Специального административного района Аомэнь, как, согласно новой "мини-конституции", следует называть эту территорию после возвращения в "общекитайскую семью". Первыми сменили масть местные пролетарии - таксисты, привязавшие к антеннам маленькие китайские флажки с пятью золотыми звездочками. Потом красно-зеленые гирлянды из десятков тысяч все тех же флажков, приветственных картинок-лозунгов, понятных и старикам, и детям, протянулись вдоль улиц, опоясали дома.
Около полудня в аэропорту приземлились два "Боинга-747", из которых с подобающей торжественностью вышли председатель КНР Цзян Цзэминь и премьер Госсовета Чжу Жунцзи. За ними, почтительно поддерживаемая под руки, по красной ковровой дорожке прошествовала Чжо Линь - вдова архитектора китайских реформ Дэн Сяопина.
В Макао все скромно: население - 430 тысяч, площадь - всего около 20 квадратных километров, да и здешние небоскребы едва ли заслуживают этого названия. Но зато в каждом отеле - казино, которые в совокупности с ипподромом и собачьими бегами приносят более 60 процентов доходов в местную казну. Восемь миллионов туристов приезжают ежегодно в Макао, в основном - попытать счастья в рулетку, блэкджек, баккара (данные портала LIBRARY.UA). Многие китайцы с Тайваня, из Гонконга, да и нувориши с материка предпочитают традиционные для здешних мест фаньтань, маджонг, пай-као.
Но есть и счастливцы (или бедняки?), предпочитающие клоакам азарта прелестные старинные улочки, маленькие мощеные площади в районе Леал Сенадо или Лархо до Сан-Агостиньо, у великолепного собора святого Павла, от которого - увы! - остался лишь тщательно отреставрированный фасад.
ПРОЩАНИЕ С ГУБЕРНАТОРОМ
Пока искал буддийское святилище Ма Гао, построенное еще в начале ХVI века здешними рыбаками и давшее название появившемуся здесь в середине того же века португальскому поселению, чуть было не опоздал к маленькой, но весьма значимой церемонии - спуску португальского флага у губернаторской резиденции Praia Grande. Последний наместник Лиссабона Вашку Роча Вьейра трогательно сверкал лысиной на маленькой лужайке у резиденции, принимая у военного караула сложенное "конвертом" полотнище. Потом, со свертком под мышкой, обошел шеренгу домашней челяди, сказав каждому, судя по шевелящимся губам, пару ласковых слов на прощание. Горничные вытирали слезы, кусала губы супруга президента.
Потом мимо побрели к автобусу музыканты почетного караула, кортеж черных авто увез уже, по сути, бывшего губернатора к огромному временному комплексу, смонтированному британской фирмой специально для последней торжественной церемонии. По этому случаю кроме воинских ритуалов и соответствующих случаю речей усилиями знаменитого организатора подобных мероприятий Роджера Лингарда готовился грандиозный, по слухам - самый большой прием в истории Макао. В пресс-центре сказали, что уже заготовлено 18 тысяч стаканов, 12 тысяч тарелок, официантов будет 850, и только под закуску уйдут 20 тыс. канапе. Пить будут, понятно, настоящий португальский портвейн, которого доставлено из метрополии 3 тысячи бутылок. От этих подробностей начинало слегка подташнивать.
Вечер начался португальским костюмированным представлением, в котором участвовали и смелые португальские моряки, обильно поглощавшие то ли ром, то ли все тот же портвейн из бочек и тут же бросавшиеся целовать местных китаянок, от чего, надо думать, и произошло смешанное местное население - "маканиз". Потом были стычки с датчанами, пытавшимися вытеснить португальцев из устья реки Чжуцзян. Нашлось место и людям в сутанах с крестами, символизировавшими католическую страницу жизни Макао. Наконец, 442 ребенка, взявшись за руки, наглядно представили соответствующее количество лет португальского присутствия на китайской земле.
КОНЕЦ КОЛОНИАЛЬНОЙ ИДИЛЛИИ
По правде говоря, история португальского Макао началась не с дружеского торгового обмена и романтических историй с местными красотками, а с подкупа. 500 серебряных таэлей ежегодно преподносили португальские купцы вороватым южнокитайским чиновникам, которые взамен смотрели сквозь пальцы на укрепление португальского владения. Позднее на эти деньги наложила руку императорская казна, объявившая их "арендной платой". Кстати, именно это позволяло китайцам впоследствии утверждать, что Макао стоит на арендованной, но по сути китайской земле. Лишь в 1887 году Лиссабон после неудачных для китайцев Опиумных войн получил право на "вечное управление" Макао, которое в 1951 году стало португальской "заморской провинцией".
Увы, вечным, похоже, ничего не бывает. Как ни забавно, но к возвращению в большую китайскую семью Макао едва ли не вынудили сами португальцы, принявшие после "революции гвоздик" в 1974 году конституционный закон о признании за народами заморских провинций права на самоопределение и независимость. Пекин, однако, не торопился, предложив сохранить статус-кво Макао-Аомэня как "территории на китайской земле, находящейся под управлением Португалии". И лишь мудрый Дэн "Маленький мир" (так переводится его имя) убедил соотечественников, что заповедный уголок азартных игр не будет лишним для миллиардной страны. В апреле 1987 года была подписана совместная декларация о возвращении анклава Китаю в самом конце века.
На следующее после церемонии утро город уже утратил свои португальские черты! Даже полицейские с первыми лучами солнца поспешили снять "колониальные" знаки отличия, а португальские названия улиц как-то сразу стали свидетельствами прошлого. "За последние часы уплыли, улетели все мои здешние знакомые португальцы, кому теперь писать картины?" - посетовал встретившийся по пути живущий здесь русский художник Константин Бессмертный.
И вот уже из "Форума" двинулись представители новых властей Макао, почетные гости, мимо промелькнул в кольце телохранителей Джекки Чан, за ним вышел министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань, тепло по-русски приветствовавший заместителя министра иностранных дел России: "Здравствуйте, товарищ Карасин!" Российский представитель сообщил, что еще ночью, которая, похоже, для всех была бессонной, вручил главе китайского государства поздравительное послание от Бориса Ельцина, одобрительно отозвавшегося о возвращении под китайский суверенитет "последней колонии в Азии".
На соседней улице, между тем, выстроились тысячи горожан, множество детей восторженно размахивали флажками, выкрикивая на пекинском диалекте с сильным южным акцентом "Хуаньин! Хуаньин!". Толпа с неподдельной радостью встречала подразделения Народно-освободительной армии Китая, въезжавшие в анклав на бронетранспортерах и грузовиках. Солдаты с полной боевой выкладкой сдержанно улыбались и смешно, как-то механически помахивали руками. Видно было, что долго репетировали. За солдатами, как водится, двинулись праздничные колонны трудящихся: разукрашенные автомобили с артистами пекинской оперы, местная художественная самодеятельность, изображающая "дальнейшее процветание Макао". Лозунг дня - "Наше завтра будет еще прекраснее, чем вчера".
В последний вечер я поднялся к Monte Fort, под прикрытием крепостных орудий которой почти пятьсот лет в устье реки Жемчужной просуществовал экзотический кусочек Португалии. Вокруг большой чугунной пушки, направленной на сверкающие вдали отели, стояли пять-шесть португальцев, ребят лет по шестнадцать-семнадцать, наверное, из одного и того же лицея. Лица у всех были грустные, похоже, прощались - то ли друг с другом, то ли с португальским Макао.
Макао.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2025, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |
US-Great Britain
Sweden
Serbia
Russia
Belarus
Ukraine
Kazakhstan
Moldova
Tajikistan
Estonia
Russia-2
Belarus-2