Автор: Иван Иванов
Он открывает доступ к кладовым Сахары
Минувшим летом в песках Сахары началось осуществление одного из самых дорогостоящих нефтяных проектов в Африке: в Чаде приступили к строительству нефтепровода, который свяжет находящееся в этой стране месторождение Доба с камерунским портом Криби на побережье Атлантики.
Проект стоимостью $3,5 млрд предусматривает добычу нефти в районе Доба на юге Чада и строительство нефтепровода протяженностью 1070 км для доставки ее к нефтеналивному терминалу в Камеруне. Первая нефть, которую будет добывать американская компания ExxonMobil, предположительно пойдет по этому трубопроводу в 2004 г. Проект совместно осуществляют американские ExxonMobil и ChevronTexaco, а также малайзийская Petronas. Пока пробурены лишь пробные скважины.
По предварительным оценкам, реализация проекта в течение 30 лет принесет Чаду $2,5-5 млрд в виде прямых доходов от роялти (плата за право на разработку природных ресурсов) за добычу нефти на его территории, а также налогов и дивидендов. Разброс объясняется возможными колебаниями мировых цен на нефть. Кроме того, Чад получит дополнительно $3,5 млрд косвенных поступлений в виде роста деловой активности от местных затрат, предусмотренных проектом, и жалованья местного персонала, полагают нефтяные компании. Камеруну достанется $500 млн в виде платы за транзит нефти через его территорию, налогов и дивидендов, а также $400 млн косвенных поступлений в виде роста деловой активности.
Всемирный банк утвердил проект в июне 2000 г. как "беспрецедентную схему превращения нефтяного богатства в непосредственное благо для бедняков и для окружающей среды". Так что еще одно государство Черной Африки стучится в дверь престижного клуба нефтяных экспортеров. Это - пустынная страна Чад, находящаяся вблизи от Сахары и измученная за 40 лет независимости мятежами, переворотами, борьбой с многочисленными повстанцами. Одна из беднейших стран мира надеется с помощью нефти выйти из стагнации и сделать что-то полезное для своих граждан.
Тропические леса, бегемоты и повстанцы - вот основные препятствия. Стоит также отметить, что проект вызвал протесты организаций по правам человека и охране окружающей среды. Они провели демонстрации против этого проекта во время недавних заседаний Всемирного банка и Международного валютного фонда, назвав его первым примером того, как возглавляемая корпорациями глобализация влияет на бедные страны и окружающую среду. Но сторонники проекта утверждают, что он поможет бедным людям и в Чаде, и в Камеруне.
Пострадают ли люди и экология?
Делфин Джирайбе, адвокат из Чада, партнер одной из вашингтонских адвокатских контор - Центра международного права по охране окружающей среды, заявил, что военные и административные власти, лояльные президенту Чада Идриссу Деби, посетили южный регион страны, где будут бурить скважины. Джирайбе заявил, что "крайне маловероятно, что граждане Чада получат какие-то выгоды от строительства трубопровода, если проект будет воплощен в жизнь, и очевидно, что они пострадают, если попытаются выразить свой протест".
Этот правовой центр и другие неправительственные организации, выступающие против проекта, такие как "Друзья земли", хотят ввести двухлетний мораторий, чтобы Чад смог создать подобающую правовую основу и обеспечить защиту окружающей
стр. 42
среды. "Друзья земли" продолжают утверждать, что риску подвергаются отдельные виды животных в тропических лесах Камеруна, через которые пройдет трубопровод, в том числе черные бегемоты, слоны, шимпанзе и гориллы. Эта организация также выразила озабоченность насильственным переселением людей, живущих вдоль ветки трубопровода.
Их доводы опровергает официальный представитель Всемирного банка по Африке Роберт Калдериси. "Долгие годы мы напряженно работали с правительствами, частными компаниями и общинами, причастными к проекту, чтобы убедиться, что эти риски не помешают главной цели проекта - попытаться вытащить Чад из ужасающей нищеты", - говорит он. Калдериси заявил, что этот проект ныне учитывает лучшие ноу-хау и технологии в сфере охраны окружающей среды. Он отметил, что если какие-то семьи и придется переселить, то их будет очень немного. "Эту нефть невозможно добыть без частных инвестиций, - сказал Калдериси. - Чад ждал с 1969 года, когда здесь была найдена нефть. Мы полагаем, что этот проект соответствует международным нормам".
Богатого месторождения Доба, по оценкам, хватит на 25 лет добычи с продуктивностью 225 тыс. барр./день. Но вернемся на несколько лет назад. Чадско-камерунский проект был сложной проблемой для президента Всемирного банка Джеймса Вульфенсона и 24 членов совета директоров. Некоторые члены совета директоров в ходе обсуждения проекта выражали озабоченность перемещением жителей деревень и нарушением прав человека в Чаде и Камеруне. Однако преимущества проекта были настолько очевидны, что было принято решение о начале его осуществления. Ежегодно он будет приносить Чаду доходы в сумме от $80 до $100 млн, а Камеруну в виде транзитных пошлин - $20 млн. Официальные представители банка создали программы, гарантирующие, что эти деньги будут потрачены на борьбу с бедностью. Но критики говорят, что есть лазейки, которые могут использовать официальные представители правительства.
Пойдет ли нефть на благо бедных?
Как говорится в одном из последних заявлений Всемирного банка, "этот проект представляет беспрецедентные рамки для прямого обращения нефтяного богатства на благо бедных, наиболее обездоленных, и окружающей среды". Ставки для Чада действительно велики и поэтому о получении нефтяных доходов мечтают все ее жители, начиная с первых лиц государства. Нужно сказать, что Чад, чей ВВП составляет $190 в год на человека, занимает 164-е место среди 174 стран, согласно данным программы развития ООН, и остро нуждается в дополнительных средствах, чтобы выбраться из нищеты. По мнению Всемирного банка, проект станет наилучшим и самым надежным средством для решения этой задачи, поскольку предусматривает сотрудничество между Всемирным банком, частными компаниями и двумя заинтересованными странами с активным участием гражданского общества как в Чаде и Камеруне, так и во всем мире. Впервые в истории займов, предоставленных Всемирным банком, этот проект включает положение, где говорится, что доходы, которые будут получены, должны пойти на социально- экономическое развитие в пользу самого бедного населения. Согласно закону, принятому чадским парламентом, 80% нефтяных доходов Чада пойдут на развитие инфраструктур, на образование и здравоохранение.
ExxonMobil, ChevronTexaco и Petronas возьмут на себя $3 млрд из $3,7 млрд общей суммы затрат на осуществление проекта. Создан консорциум этих нефтяных компаний, где доля ExxonMobil составит 40%, малайзийской Petronas - 35% и ChevronTexaco - 25%. Стоит отметить, что американцам явно удалось потеснить французские нефтяные гиганты на чадском рынке. Долгие годы эта страна считалась в Африке "чисто профранцузской". И на этот раз чадский президент предлагал тогда еще французской корпорации Elf, как и британо- голландской Shell, участие в консорциуме, но в Париже слишком долго думали, опасаясь реакции экологов, хотя предварительно давали согласие на участие в проекте. А американцы оказались явно разворотливее.
Одобрение Всемирным банком проекта нефтедобычи в Чаде и начало его реализации приветствовались властями этой страны и вызвали взрыв радости в столице - Нджамене.
стр. 43
"Это большой день для народа Чада, - заявил президент Идрисс Деби. Это означает действительную независимость нашей страны". Чадский народ 25 лет боролся за то, чтобы разработка этого месторождения была начата. Нефть будет добываться, война окончена. "Мы заключим мир с нашими братьями, кто выступает против добычи нефти", - отметил президент, намекая на военно-политические движения, выступающие против этого проекта и считающие, что "он принесет выгоду лишь нынешнему правящему режиму". Президент пообещал, что не будет места для расхитителей нефти, приняты все меры, чтобы доходы от нефти использовались должным образом. "Все чадцы - за эксплуатацию нефтяных богатств, но они испытывают законное беспокойство относительно управления доходами, - подчеркнул Деби. - Я могу заверить сограждан, что до тех пор, пока я буду стоять у руля государства, будет обеспечена полная прозрачность в управлении доходами от нефти, мы будем следить, чтобы каждый сантим от нефти мог сказываться на жизни каждой семьи".
В день, когда пришлo сообщение о решении Всемирного банка, люди высыпали на улицы, организуя стихийные манифестации, собрались у городской ратуши, откуда совершили тур по городу на автомашинах. Звуки автомобильных клаксонов раздавались на всех главных улицах столицы, приветствуя эту новость.
Лорды войны не смирились
Но не все так радужно, как может показаться на первый взгляд. На севере, в горном районе Тибести, действуют повстанцы, воюющие против центральной власти. Вот кадры кинохроники, показанные на днях в Париже. Хрупкие силуэты бойцов, суровые и подозрительные лица, их глаза защищены от ослепляющего света пустыни темными стеклами очков. Мятежники ведут спартанский образ жизни - им вполне достаточно два литра воды в день и 10 фиников. Они неуловимы и прекрасно чувствуют себя в этом жестоком мире, где они родились. Об этом отлично знают в соседних правительственных гарнизонах.
В годы холодной войны Чад был ареной противостояния Франции и Ливии. Французы поддерживали диктаторский режим Хиссена Хабре, правивший в Нджамене, а ливийцы - повстанцев из северных народностей, во главе которых стоял Гуккуни Уэддей. Когда холодная война закончилась, режим Хабре был свергнут нынешним правителем Идриссом Деби, который позже победил на президентских выборах. Казалось бы, спокойствие должно было прийти в эту страну. Но нет. И Ливия, и Франция прекратили конфликтовать из-за Чада и самоустранились от военной помощи той или другой стороне. Но...
Сейчас, 20 лет спустя, вновь северная народность тубу воюет с правительством. Причем в рядах повстанцев немало бывших министров, успевших вкусить власти. "Мы сильны именно в горах, - говорит один из мятежников, - отсюда нас невозможно вытеснить, здесь нельзя нанести бомбовые удары по нашим позициям или преследовать нас на бронетехнике. Мы наносим удар и исчезаем". Сумеет ли новый проект развития страны сплотить население, покончить с давней враждой? Это еще вопрос.
***
Справка МЭП
Республика Чад находится в Центральной Африке. Территория - 1 284 тыс. кв. км, население - 6 млн человек. В столице - Нджамене - живет 600 тысяч человек. Страна делится на 14 префектур. Официальный язык - французский. Бывшая колония Франции. Страна пережила множество государственных переворотов. Президент страны - Идрисс Деби. В стране действует парламент, который называется Высший переходный совет. Разрешены политические партии. Пресса развита слабо.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2024, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |