На открытом заседании Учёного совета Института истории Академии наук СССР 8 июля текущего года профессор А. В. Мишулин защищал диссертацию на степень доктора исторических наук на тему "Античная Испания и её вступление в борьбу за независимость".
На заседании присутствовали почти все крупнейшие историки Москвы, много преподавателей и студентов. Диссертация дроф. А. В. Мишулина - обширное исследование с большим научным аппаратом. Общий объём работы - около 35 печатных листов. Диссертация делится да три части: 1) Античная Испания в источниках и историографии, 2) Формирование иберийской культуры и первые чужеземцы на полуострове, 3) Древние иберы против карфагенских и римских завоевателей.
В своём вступительном слове, равно как и в представленных тезисах, проф. Мишулин изложил стоявшие перед нам задачи и основные положения своего исследования. При самом беглом взгляде на карту Средиземноморья перед специалистом по древней истории открываются три арены средиземноморской культуры: Балканский, Апеннинский и Пиренейский полуострова. Наименее исследованным до сих пор остается Пиренейский полуостров, где сложилась иберийская культура античной Испании. Первоначальные, весьма древние и весьма туманные сведения об античной Испании нашли своё отражение в греческой мифологии. По мере развития мореплавания, колонизации и торговых связей с Западом эти знания постепенно уточняются, как об этом свидетельствуют такие античные авторы, как логографы, "Перипл" Массалиота, Геродот, Диодор, Полибий и особенно Страбон. Однако все письменные источники, дошедшие до нас, всё же часто бывают сбивчивы и недостаточно чётки, а для древнейшего периода и малоценны. Источники эти должны корректироваться исследованием памятников материальной культуры, которые были открыты испанской археологией. Изучение археологических памятников Пиренейского полуострова показывает, что очагом древнейшей иберийской культуры был юговосток, где возникли "альмерийская" и "аргарская" культуры.
Первой задачей своего исследования проф. А. В. Мишулин поставил изучить возникновение иберийской культуры и народа (этногенез) и определить место культуры иберов среди других культурных явлений Средиземноморья. Вторая задача исследования - установить процесс формирования социального строя древних иберов. Эту задачу не ставили до сих пор историки Запада, в частности и историки древности.
На основании тщательного анализа письменных и археологических источников проф. А. В. Мишулин показывает, что давние иберы находились на той стадии общественного развития, которая носит название "военной демократии" и является ее чем иным, как иберийским вариантом гомеровской эпохи, и что первым ранним государственным образованием у иберов было царство Тартессиды в Турдетании, существование которого, кроме письменных источников, настойчиво подтверждают и памятники археологии.
В районе Бэтики (древняя Турдетания), на юге Испании (в устье Гвадалквивира, также около порта Уэльвы) найдено большое количество археологических памятников. Это бронзовые украшения, статуэтки, различные украшения, своеобразная керамика, остатки стенных сооружений от древнейших поселений, многие вещи, которые ввозились главным образом с Востока; всё это вполне соответствует утверждению древних авторов о наличии здесь большого культурного очага. Древние писатели говорят о царстве Тартессиды как о существовавшем ещё до начала колонизации юга Испании финикийцами.
Наконец, третья задача диссертации проф. Мишулина - проследить, как иберийцы отстаивали свою оригинальную культуру в борьбе за независимость против чужеземцев - финикийцев, карфагенян - и завоевателей - римлян.
Опираясь исключительно на источники и не имея предшественников в историографии, проф. А. В. Мишулин сумел, как это было отмечено всеми оппонентами, путём изучения огромного материала археологических публикаций и письменных источников, трактующих об античной Испании, разрешить поставленные им вопросы. В частности он показал, как иберийская культура продолжала существовать, развиваться даже в тот период, когда финикийские и карфагенские колонизаторы
Защита докторской диссертация проф. А. В. Мишулиным.
вторглись на Пиренейский полуостров. Эта культура представлена в больших собраниях оригинальных памятников: статуэток лузитанских воинов, керамики с растительным и геометрическим орнаментами, ряда выдающихся иберийских скульптур (женщины в длинных хитонах, держащие вазы для приношений), из которых так называемая "Дама из Эльче" явилась шедевром исламской археология. Иберийская культура противостояла чужеземным влияниям ещё весьма долгое время.
Но особенно упорно отстаивали дрезине иберы свою политическую независимость. В борьбе с колонизаторами, особенно с карфагенянами и римлянами, они обнаружила любопытную тактику сопротивления (гверилья - вид партизанской войны) и дали поистине героические, преисполненные драматизма и отмеченные ещё древними авторами примеры борьбы за свою независимость (сагунтинская оборона, борьба у Илины и др.).
Огромный материал, подвергнутый анализу в диссертации проф. А. В. Мишулина, а также выводы, сделанные им в результате всестороннего исследования историй античной Испании, были подробно обсуждены и критически разобраны в выступлениях четырёх официальных оппонентов: акад. В. В. Струве, проф. А. Б. Рановича, проф. Н. А. Машкина, проф. А. В. Арциховского.
Особенно интересно было выступление акад. В. В. Струве. Он не только подверг разбору диссертацию, но и выдвинул ряд новых гипотез, касающихся истории древнего Востока.
Диссертация проф. Мишулина, говорит акад. Струве, весьма богатая по своему содержанию, исследует самые существенные вопросы истории античной Испании и заполняет пробел в русской и советской историографии. Диссертант критически использует источники и литературу, проявляя в то же время методическую осторожность. Как на пример удачной интерпретации источников можно указать на использование надписи из Гасты для доказательства существования рабовладельческого строя в царстве Тартессиды.
Однако методическая осторожность не мешает проф. Мишулину ставить большие, принципиальные вопросы. Так, удачно применив сравнение с гомеровской эпохой, диссертант убедительно доказал существование "военной демократии" как ранней формы общественного строя большинства иберийских племён. Отвергая мнение предшественников, А. В. Мишулин удачно полемизирует с ними, доказывая всю необоснованность утверждений о том, что иберийские древние племена были неспособны к объединению. Диссертант привёл конкретные примеры федерации и других политических объединений у иберов, в особенности в районе Бэтики.
Хорошая филологическая подготовка автора и уменье пользоваться археологическими данными делают аргументацию диссертанта особенно убедительной. Наконец, ценным качеством диссертации акад. Струве считает её подлинный историзм. Благодаря историзму А. В. Мишулину удалось показать "героизм иберийских племён в борьбе за свою независимость во всей его трагической величавости, с полной искренностью и предельной яркостью".
Дав столь высокую оценку диссертации, акад. В. В. Струве подверг затем критике некоторые частные положения диссертации, попутно выдвинув ряд гипотез, связанных с историей древнего Востока.
Доктор исторических наук проф. А. Б. Ранович подчеркнул уменье проф. А. В. Мишулина ставить и разрешать новые проблемы. Проф. Мишулин избрал темой своей диссертации не только трудный, но и совершенно неисследованный в нашей советской истерической науке вопрос об античной Испании, отменил проф. Ранович.
Под пером проф. Мишулина древняя Испания, интересовавшая историков лишь как объект завоевания карфагенян и римлян, наконец, получила своё самостоятельное место в истории как своеобразная культура наряду с греческой и римской.
Дек топ исторических наук проф. Н. А. Машкин большим достоинством диссертации считает цельность и спаянность всех частей работы, пронизанной одной идеей - доказательством оригинальности иберийской культуры.
Доктор исторических наук проф. археологии А. В. Арциховский отметил, что самобытность иберийской культуры доказана диссертантом по всем правилам археологии. Работа проф. Мишулина проникнута горячей симпатией к иберам и иберийской культуре. Однако это не мешает диссертанту быть объективным и отнюдь не переоценивать культурного развития древних иберов, которые в его работе впервые выступают в качестве субъекта истории. Признавая выдающиеся достоинства диссертации, проф. Арциховский подчёркивает, что диссертантом проделана громадная работа, подводящая итог тому, что было сделано раньше. Работа эта является вкладом в научную литературу всех стран по истории древней Испании.
Наиболее существенные возражения оппонентов могут быть суммированы в следующих положениях: 1) библейские тексты и две ассирийские надписи, на которые указал исследователь Шультен и которые использованы проф. Мишулиным в подтверждение существования царства Тартесса, не могут быть отнесены к последнему. Упоминаемый в Библии Таршиш следует рассматривать не как Таргесс античной Испании, а как город Тарс в Киликии (акад. Струве). Диссертант недооценивает оригинальность и значение культуры финикийцев, народа мореплавателей и изобретателей древнейшего алфавита (проф. Ранович, проф. Арциховский). Диссертант переоценивает значение для древнейшего периода истории Испания произведений Авиена, писателя IV в. нашей эры (проф. Ранович).
По третьей части диссертации возражения были сделаны проф. Н. А. Машкиным, по мнению которого проф. Мишулин излишне скупо обрисовал иберийскую религию, не
применив в данном случае сравнительно исторический метод (т. е. сравнения с религиями племён Северной Африки). Диссертант недостаточно подробно осветил внутренние междоусобия в Сагунте и других исламских городах в эпоху Пунической войны в связи с борьбой Баркидов против карфагенского сената.
При анализе институтов римского права допущены анахронизмы, так как в эпоху, о которой идет речь, институтов римского права в Испании ещё не существовало. Нельзя также начало провинциальной эры в Испании относить к 197 году. Термин "провинция" в римском понимании в то время всё ещё рассматривался как особое поручение особо уполномоченному лицу и не приобрёл позднейшего значения подвластной и особо организованной территории.
Проф. Мишулин неправильно интерпретирует, по мнению проф. Машкина, надпись Эмилия Павла: она приведена диссертантом в целях подтверждения рабовладельческого характера культуры Тартесса. В этой надписи говорится о рабах, которые владели землёй. По римскому праву, не только рабы, но и подвластные не имели имущественных прав. Следовательно, нельзя здесь говорить о рабах. Следует присоединиться к мнению Моммзена, специально занимавшегося этой надписью, усматривавшего существование в городе Гасте своего рода илотии спартанского типа.
К концу дискуссии с кратким словом выступил проф. В. В. Казанский, специалист по изучению иберийских надписей, поздравивший проф. Мишулина с достигнутыми им успехами в области изучения иберийской культуры.
Проф. Мишулин в своём заключительном слове, отметив ценность новой гипотезы акад. В. В. Струве об отнесении упоминаний о Таршише в библейских, текстах к городу Тарсу в Киликии, в то же время указал, что эта гипотеза нисколько не противоречит историчности Тартессиды, достоверность существования которой доказывается археологическим материалом. Однако отнесение библейских текстов к Тарсу, как предлагают акад. Струве и проф. Ранович, встречает затруднение в связи с тем, что, по библейским текстам, на таршишских кораблях перевозят олово и серебро, т. е. то, что вывозилось с Запада. Несогласен диссертант и с упрёками, сделанными ему о недооценке им финикийской культуры. Новейшее исследование доказывает, например, происхождение алфавита из Лидии, а не из Финикии, и, следовательно, полную оригинальность финикийского изобретения в настоящее время признавать не приходится. Далее, диссертант отказался согласиться с проф. Рановичем, что источник IV в. Авиен менее ценен, чем источники более ранние. Авиен составлял свой труд на основании первоисточника "Перипла", и безупречная ценность "его древних сведений доказана ещё Шульгеном.
Проф. Мишулин отводит упрёк, сделанный проф. Машкиным, по поводу недостаточного внимания диссертанта к религии древних иберов, ибо об этой религии нет никаких достоверных данных. Все выводы об иберийской религия при таком положении вещей были бы необоснованными. Диссертант предпочёл не давать голословных утверждений, а ограничиться по этому вопросу всего лишь краткими замечаниями.
Что касается надписи Эмилия Павла от 189 г., то, как видно из новой работы голландского историка ван-Ностранда, вопреки желанию этого историка доказать обратное, надпись имеет в виду именно рабов, а не крепостных. Указания, встречающиеся в этой надписи, на владение рабами города Гасты собственностью говорит лишь о том, что в Гасте жили рабы из иберийских туземцев, которые до обращения в рабство владели землёй. Декрет Эмилия Павла имеет тот смысл, что он, предлагает освободить этих туземцев от рабского положения и возвратить их на жительство в те места, где они до того владели земельной собственностью.
Институты римского права в античной Испании применялись раньше, чем сложились и приобрели юридическую форму. Римское право сложилось позднее, но это не значит, что общество существовало без права. Именно постепенное внедрение римского права и мел в виду диссертант, когда он говорил о римском праве в античной Испании. Упрёк в анахронизме, следовательно, можно признать основательным лишь в том случае, если оппонент докажет, что в римском обществе не существовало права во II веке до нашей эры. Дата, 197 г. как дата установления римской провинциальной системы давно вполне установлена (диссертации Вильсдорфа, Гёцфрида, работы Шультена). Диссертант сожалеет, что не ознакомил оппонента с литературой по этому специальному вопросу. Но оппоненту должны быть известны такие факты, как то, что в 197 г. был издан декрет о разделении Испании; к этому году относится назначение двух преторов (власть преторского эдикта), а также стипендиума, хлебной подати и, наконец, назначения для некоторой части иберийских общин римских префектов. Комиссия по административному устроению Испании закончила работу также в 197 году.
В заключение, поблагодарив всех оппонентов, проф. Мишулин заявил, что его работа стала возможной благодаря более ранним изысканиям двух умерших историков - французского ученого Пьера Пари, который своими археологическими исследованиями положил начало научному изучению иберийской культуры, и недавно умершего советского учёного акад. С. А. Жебелёва, консультации и советы которого оказали диссертанту большую помощь.
Учёный совет Института истории АН СССР присудил проф. А. В. Мишулину учёную степень доктора исторических наук.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2025, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |
US-Great Britain
Sweden
Serbia
Russia
Belarus
Ukraine
Kazakhstan
Moldova
Tajikistan
Estonia
Russia-2
Belarus-2