Когда-то, в полузабытые уже времена расцвета внутреннего рынка торговли антикварной книгой и стариной, в Москве, да и в Санкт-Петербурге тоже, существовало множество аукционных домов, домиков, фирм и фирмочек. Году в 93-м, помнится, по моим подсчетам, одновременно работали с аукционной тематикой более десятка структур (!). В те годы модно было создавать филиалы практически везде, где только можно. Московские фирмы устраивали филиалы в Питере (и даже проводили там выездные аукционы), некоторые из тех, у кого больше амбиций, немедленно устремлялись в "прародину" мирового антикварного рынка - Лондон. Антикварное объединение "Гелос", одно из немногих сохранившихся и процветающих доселе, раскинуло тогда целую сеть по российской провинции: отделения открывались и в Екатеринбурге, и в Ярославле, и в Новосибирске... Увы, из всего прежнего изобилия антикварной провинции осталось только небольшое представительство в Петербурге. Зато на удивление стабильно продолжают работать зарубежные филиалы "Гелоса", в первую очередь на Украине.
Их два - в Харькове и в Киеве. Работа их, естественно, замкнута исключительно на внутриукраинский рынок. Можно спросить: почему это естественно? В России всех "холодных антикваров" (т.е. антикваров, имеющих постоянные торговые точки - фирмы, магазины, галереи) только ленивый не подозревает в пособничестве контрабандистам-старинщикам. (Хотя я совершенно уверен в том, что официально зарегистрированные в департаменте по сохранению культурных ценностей Минкульта России антиквары никогда не "подставятся" под внимание контролирующих органов, способствуя преступникам.) Так вот на Украине, при ее очень сильно развитой системе фискальных организаций, это было бы сумасшествием. А уж для антикварной фирмы с "российским паспортом" - просто смерти подобно. И так, по мнению людей, близких к руководству "Гелоса", в течение всех лет существования филиалов основной целью украинских блюстителей культурных ценностей было отыскать, как же все-таки происходит вывоз украинского национального достояния к "москалям" через посредство фирмы. Никак не могли найти и не хотели понять, что этого просто нет.
Теперь "Гелос" пошел дальше и в феврале-марте провел уже два аукциона. Торги станут регулярными и будут проходить раз в две недели. Пока они подпадают под определение "дилерских торгов" московского "Гелоса", куда выставляются вещи, про которые можно сказать, что качество их "чуть выше магазинного уровня". Есть "слепой" каталог - распечатка выставленных лотов. Надо сказать, что покупать и продавать на аукционе, а не через магазин выгоднее для всех участников процесса (кроме самой фирмы, конечно), так как комиссионный процент при этом немного ниже. Кроме того, для постоянных продавцов-покупателей московского отделения у "Гелоса" предусмотрен целый ряд дополнительных льгот; вероятно, такую же схему предложат своим клиентам и руководители киевского филиала. Фирма же приобретает престиж и становится популярнее и у продавцов, и у покупателей. В дальнейшем запланировано часть предметов отбирать для так называемых аукционов месяца, которые проводятся реже (в московской практике - раз в месяц) и куда предлагаются лоты более высокого качества.
Киевские аукционы проходят в центральном офисе фирмы, расположенном в одном из самых красивых мест города, - на Подоле. Из окон видна Андреевская церковь, на витринах надписи "Антикварiат" (рекламу на русском языке в Киеве запретили). Несмотря на то что офис находится в исторической части города, "центровым" это место не считается. Это политика руководителей "Гелоса", которые стремятся территориально дистанцироваться от остальных антикварных структур. Вообще же в Киеве насчитывается с пяток крупных магазинов старины, в основном располагающихся на Андреевском спуске. Аукционы проводит нерегулярно одна фирма - "Художник"; тема - искусство современных мастеров, с включениями антиквариата. Отношение местных к "ставленникам Москвы", понятно, не слишком дружелюбное. Достаточно сказать, что директора известных антикварных магазинов на II аукцион 5 марта дружно не пришли.
Но и без них в зале было человек 25, что для "разгонки" (т.е. для первых аукционов) совсем неплохо. Любопытным показалось, что киевский антикварный рынок напоминает московский, только как бы в миниатюре. Представлены все категории аукционных завсегдатаев, только всех раз в 5-10 меньше, чем в Москве. Есть "новые украинцы" (или "бедняки", как их называют местные) - человека 3-4; есть "спекулянты из старых", начинавшие еще в далекие 60-е, - их примерно столько же; есть молодые антикварные жучки с традиционными огромными спортивными баулами, куда они и складывают приобретенный товар - двое-трое. Торговля идет весьма живо, ведется в гривнах, рядом с которыми в каталоге-распечатке для удобства присутствующих указаны цены в долларах. Цены невелики; так же и в Москве на дилерских аукционах. Присутствуют и особые "завлекалочки": например, небольшой симпатичный стеклянный подсвечник примерно начала века предлагался по старту за 0 (ноль) гривен. (Очень хотелось купить самому, и остановил лишь страх перед державной таможней.) В результате подсвечник все же ушел за 20 гривен (примерно 5 долл., или 120 руб.).
Обращал на себя внимание несколько иной, нежели в России, подбор антикварного материала. Очень много первоклассного модерна, причем разного: и в стекле - особенно, и в фарфоре, и в металле, и в мебели, и в люстрах. В то же время живопись - только местных художников, среди которых самым известным русским живописцем оказался классик украинского искусства Васильковский. Основного товара российских антикваров - ювелирки - почти совсем нет, и чем объясняется этот факт, неизвестно. Может быть, теми же причинами, что и малое количество серебряных изделий - еще одного "лидера" московских продаж. Дело в том, что, как и в России, на Украине есть закон об обязательном переклеймении старого серебра современными клеймами. Всем понятно, что, как только поставишь новое клеймо на старое изделие, цена его приблизится к нулю. В России этот закон, к счастью, абсолютно не действует, а вот наши бывшие компатриоты вовсю применяют его. Поэтому легальной торговли старым серебром на Украине нет.
По итогам аукциона оказалось, что из ста лотов каталога куплено процентов 70 - для Москвы это считается хорошим результатом. Так как стартовые цены были невысоки (даже, говорят, специально занижены устроителями, чтобы были более привлекательны для покупателей), то и кратности бывали очень большими. Самый же дорогой лот составили две фарфоровые группы работы Гарднера 1830-1840-х гг.: дерущиеся мальчики и крестьянин с крестьянкой. Стартовав с 750 гривен, в результате торгов они достигли цены в 3100 гривен. Эта сумма составляет примерно 800 долл. Каждый разбирающийся в антиквариате знает, что в Москве подобные вещи легко доходят в цене до 1500 долл.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2025, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |
US-Great Britain
Sweden
Serbia
Russia
Belarus
Ukraine
Kazakhstan
Moldova
Tajikistan
Estonia
Russia-2
Belarus-2