Заглавие статьи | АВТОМАТИЧЕСКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ НА СЛУЖБЕ НАУКИ |
Автор(ы) | Владимир ЕФАНОВ, Максим МАРТЫНОВ, Константин ПИЧХАДЗЕ |
Источник | Наука в России, № 5, 2012, C. 66-71 |
Доктор технических наук Владимир ЕФАНОВ, заместитель руководителя ОКБ по науке,
кандидат технических наук Максим МАРТЫНОВ, заместитель генерального конструктора, руководитель ОКБ,
доктор технических наук Константин ПИЧХАДЗЕ, первый заместитель генерального конструктора и генерального директора Научно-производственного объединения им. С. А. Лавочкина (Москва)
В 2012 г. исполняется 75 лет Ордена Ленина и двух орденов Трудового Красного Знамени Научно-производственному объединению им. С. А. Лавочкина - ведущему предприятию (с 1965 г.) ракетно-космической отрасли России по созданию автоматических космических аппаратов для фундаментальных научных исследований.
Наше учреждение (кстати, бывшая мебельная фабрика) в 1937 г. решением Совета Труда и Обороны СССР было перепрофилировано на изготовление самолетов. Из цехов этого нового авиационного завода выходили винтомоторные истребители Лагг-3, Ла-5, Ла-7 (последний был признан лучшим отечественным истребителем Второй мировой войны).
С 1945 г. ОКБ С. А. Лавочкина приступило к проектированию и постройке истребителей с реактивными двигателями. Их создавали на значительно более широкой научно-экспериментальной базе, с привлечением ведущих советских институтов авиационной промышленности - Центрального аэрогидродинамического института им. Н. Е. Жуковского, Летноисследовательского института им. М. М. Громова, Центрального института авиационного моторостроения им. П. И. Баранова, Всесоюзного института авиационных материалов, Национального института авиационных технологий и др. Творческое сотрудни-
Истребитель Ла-7.
чество с ними продолжается и поныне. Руководитель нашего предприятия, замечательный конструктор Семен Лавочкин (член-корреспондент АН СССР с 1958 г.) развернул специализированные лаборатории: статических испытаний, гидропневматическую, бортового оборудования, моторную, технологическую и др. Они образовали хорошо оснащенную наземную экспериментальную базу. Было модернизировано и само производство.
В результате в 1947 г. в СССР появился экспериментальный истребитель со стреловидным крылом Ла-160, затем реактивный Ла-15, потом самолет большой стреловидности Ла-176 - на нем впервые в нашей стране была достигнута скорость звука, Ла-250 ("Анаконда") - истребитель, оснащенный ракетами класса "воздух-воздух" с головками самонаведения. В середине 1950-х годов здесь же сконструировали и построили беспилотные самолеты-мишени Ла-17, а также фоторазведчики.
С 1950 г. предприятие, продолжая строить самолеты, развернуло ракетную тематику. Постановлением правительства ОКБ С. А. Лавочкина поручили разработку зенитной управляемой ракеты С-25 ("Беркут") системы ПВО Москвы - она появилась в короткие сроки и была передана на вооружение Советской Армии. В 1957 г. инженерам ОКБ первым в мире удалось создать гиперзвуковую межконтинентальную стратегическую крылатую ракету "Буря" с прямоточным воздушно-реактивным двигателем для доставки ядерной головной части на большое расстояние.
Работы в области ракетостроения стали мощным стимулом для развития нашего ОКБ. Оно пополнилось специалистами по бортовым автоматическим системам управления. Сформировались новые отделы: динамики полета, систем управления, радиосистем, математического моделирования и имитации экстремальных реальных условий полета при наземной экспериментальной отработке.
Проектные решения, заложенные в названные и другие разработки, предопределили совершенство конструкции летательных аппаратов и высокий уровень научной школы Лавочкина, создали предпосылки для передачи в 1965 г. ОКБ-1 (ныне ОАО "РКК "Энергия" им. СП. Королева)* нам тематики по созданию автоматических космических аппаратов (КА) для исследования Луны и планет Солнечной системы. Главным конструктором предприятия в середине 1960-х годов назначили Георгия Бабакина** (член-корреспондент АН СССР с 1970 г.). С его именем связана наиболее яркая страница в истории освоения космоса с помощью автоматических станций.
В феврале 1966 г. был запущен созданный нами с ОКБ-1 космический аппарат "Луна-9", совершивший впервые в мире мягкую посадку на Луну. Он передал на Землю круговые панорамы с места прилунения, позволившие определить размеры и формы впадин и камней. Окончательно удалось установить, что предполагаемого многометрового слоя пыли на нашем естественном спутнике не существует. Затем последовали запуски целой серии искусственных спутников Луны. Они базировались на космической платформе, разработанной в ОКБ-1, а в качестве ракетоносителя использовалась "Молния". Затем появление мощной ракеты "Протон" (УР-500 К) позволило перейти к постройке более современных автоматических лунных станций, открывших новые возможности для решения научных задач.
В этот период нами была создана новая космическая лунная платформа, а на ее основе - следующее поколение лунных роботов. Аппараты строили по модульному принципу, в их состав входили орбитально-посадочный блок и научный комплекс, меняв-
* См.: Н. Королева. Имя его и космос - неразделимы. - Наука в России, 2007, N 1 (прим. ред.).
** См.: Ю. Марков. Главный конструктор межпланетных станций. - Наука в России, 2004, N 6 (прим. ред.).
шийся в зависимости от задачи: у искусственных спутников - приборы для дистанционного исследования Луны, для доставки ее грунта на Землю - взлетная ракета, для доставки на Луну мобильной исследовательской лаборатории - "Луноходы".
Следует отметить, что в миссиях "Луна-16" (1970 г.), "Луна-20" (1972 г.) и "Луна-24" (1976 г.) по доставке образцов грунта с этого небесного тела специалисты Института прикладной математики АН СССР (ныне Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН) оригинально решили баллистическую задачу попадания спускаемого аппарата в определенную точку возврата без проведения коррекции орбиты перелета к Земле. КА "Луна-17" (1970 г.) и "Луна-21" (1973 г.) доставили на Луну мобильные лаборатории соответственно "Луноход-1" и "Луноход-2".
В настоящее время все ведущие космические державы вносят в свои перспективные проекты углубленное исследование Луны. Мотивируется это как целесообразностью изысканий по освоению ее ресурсов, так и возможностью в дальнесрочной перспективе постройки там баз, функционирующих сначала в автоматическом режиме, а затем - при условии периодического посещения космонавтами - для проведения, в частности, технологических, ремонтных и других работ.
Но наибольший интерес для пристального изучения представляют полярные области Луны, где обнаружены признаки присутствия водяного льда и различных летучих веществ. А кислород и водород,
Гипотетическая лунная база.
полученные из воды, возможно, обеспечат жизнедеятельность будущих баз. На основе этих химических элементов можно будет создавать топливо для полетов с Луны на другие планеты Солнечной системы. Ученые заинтересованы в постройке на нашем естественном спутнике астрофизических и астрономических обсерваторий, так как тогда удастся исключить влияние различных физических полей Земли на процесс исследований.
В настоящее время НПО им. С. А. Лавочкина разрабатывает серию новых автоматических КА "Луна-Ресурс" и "Луна-Глоб"*. Последний проект предполагает детальное изучение экзосферы и поверхности этого космического тела как дистанционно с орбиты его искусственного спутника, так и контактными методами на поверхности. Планируется провести не только фундаментальные исследования Луны как малого небесного тела, но и астрофизические наблюдения - частиц высоких энергий и др. Поэтому в состав научной аппаратуры КА войдет астрофизический радиоволновой детектор "ЛОРД". Он будет решать отдельную уникальную научную задачу - изучение космических лучей и нейтрино сверхвысоких энергий (более 1019эВ).
А в проекте "Луна-Ресурс" запланированы изыскания на поверхности южного полюса Луны, в том числе с помощью луноходов, и кроме того - глубинное бурение и последующую доставку на Землю полученных наиболее интересных образцов.
Помимо перечисленных автоматических лунных КА достаточно успешными были созданные в нашем научно-производственном объединении аппараты для изучения Венеры - в свое время мы с их помощью завоевали все мировые соответствующие приоритеты. Так, в 1972 г. был запущен КА "Венера-8", впервые в мире осуществивший мягкую посадку на эту планету. Во время его приближения к венерианской поверхности на Землю передавались данные о ее температуре и давлении, скорости ветра, составе атмосферы и уровне освещенности. А после посадки проводились измерения состава пород по гамма-излучению. В 1975 г. со спускаемого аппарата следующего поколения "Венера-9" было получено изображе-ние поверхности планеты, в 1983 г. радиолокатором "Венеры-15" - карта значительной части ее поверхности. Затем, в 1984 г. были запущены КА "Вега-1, -2", которые, доставив посадочные аппараты на поверхность и аэростатные зонды в атмосферу Венеры, продолжили полет к комете Галлея и передали на Землю изображения ее ядра. В настоящее время мы ведем проработку проекта по созданию нового КА для долговременного изучения Венеры.
* См.: В. Ефанов, М. Мартынов, К. Пичхадзе. Космические роботы для научных исследований. - Наука в России, 2012, N 1 (прим. ред.).
Вместе с тем наши специалисты построили шесть космических аппаратов для исследования Марса*. "Марс-3" в 1971 г. впервые осуществил мягкую посадку на Красную планету. Затем были созданы и запущены "Фобос-1" и "Фобос-2".
Нами ведется проработка национальных проектов КА "Фобос-Грунт-2" и "Марс-Грунт", предполагающих доставку на Землю соответствующих образцов с этих космических тел. В приоритетном порядке реализуем работы по международному европейскому проекту "ЭкзоМарс", предусматривающему исследования планеты и околомарсианского пространства дистанционными и контактными методами.
Предприятие активно участвует в постройке орбитальных астрономических и астрофизических обсерваторий. Например, в 1983 г. был запущен "Астрон", проработавший на орбите около шести лет, а в 1989 г. - "Гранат", "трудившийся" почти десять лет.
Позднее нами была создана и летом 2011 г. запущена астрофизическая космическая обсерватория "Спектр-Р" ("Радиоастрон"): она проводит исследования Вселенной в радиодиапазоне электромагнитного излучения, образуя вместе с наземными радиотелескопами научный прибор с базой до 350 000 км, обеспечивающий не достигавшееся ранее угловое разрешение в процессе наблюдений. Также в НПО строят КА "Спектр-РГ" и "Спектр-УФ" для изучения Вселенной в рентген- и гамма-, а также ультрафиолетовом диапазонах электромагнитного излучения соответственно. Все эти обсерватории (их запуск планируется на ближайшие годы) базируются на новой орбитальной платформе "Навигатор", успешно прошедшей летные испытания в 2011 г. в составе КА "Спектр-Р".
Важное место в фундаментальных космических научных исследованиях, имеющих и существенное прикладное значение, занимают программы изучения Солнца, физики космической плазмы, солнечно-земных связей и др. Так, к середине 1990-х годов с помощью наших КА серий "Прогноз" и "Интербол" удалось получить уникальные результаты. Причем, по мнению многих специалистов, такие работы требуют дальнейшего развития на новой проектно-технологической базе. Для этого создается космический комплекс "Резонанс". Он обеспечит достоверное знание параметров процессов распространения низкочастотных волн в магнитоактивной плазме магнитосферы Земли, механизмов резонансного взаимодействия волн и частиц в околоземном пространстве, контроль космических воздействий на магнитосферу планеты и др.
Для наблюдения за Солнцем с относительно близких расстояний (30 - 40 его радиусов) мы ведем пред-проектную проработку КА "Интергелиозонд". Он предназначен для изучения параметров излучения светила с использованием аппаратуры высокой чувствительности в оптическом, ультрафиолетовом, рентгеновском и гамма-диапазонах.
Фундаментальные космические научные исследования при участии НПО им. С. А. Лавочкина включают
* См.: Э. Галимов. Перспективы планетоведения. - Наука в России, 2004, N 6; Он же: Российский проект "Фобос-Грунт". - Наука в России, 2006. N 1 (прим. ред.).
не только изучение Луны, Солнца, планет, малых тел Солнечной системы, но и галактик, звезд и межзвездного пространства. Особенности этих направлений обусловливают специфические требования не только к научной аппаратуре, но и к конструкции наших КА и их служебным системам. По мнению авторов данной статьи, для реализации первого направления целесообразно рассматривать проектно-конструкторский и технологический задел темы "Фобос-Грунт", а второго - универсальную прецизионную космическую орбитальную платформу "Навигатор".
Помимо этого у нас создаются малоразмерные КА на базе унифицированной орбитальной платформы "Карат". В настоящее время готовится к запуску КА "Зонд-ПП". В планах на ближайшие годы - запуск еще четырех малоразмерных аналогичных конструкций по заказу институтов РАН.
Словом, в год 75-летия нашего предприятия мы смотрим в будущее с осторожным, но оптимизмом, основываясь на приведенных выше предложениях.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2009-2025, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Ukraine |