Новгородское восстание 1650 г., начавшееся 15 марта и подавленное к 16 апреля отрядом кн. И. Н. Хованского, направленным в Новгород центральными властями, было, казалось бы, лишь эпизодом классовой борьбы в богатом социальными столкновениями "бунташном" XVII веке. Однако значение этого выступления (как и Псковского восстания, развернувшегося в те же дни) определяется не столько его длительностью и числом людей, принявших в нем участие, сколько тем, что классовые антагонизмы проявились здесь необыкновенно рельефно и ярко. Восставшие мелкие ремесленники и торговцы, объединившиеся со стрельцами и казаками, выступили против верхов посада, новгородского духовенства во главе с митрополитом Никоном и воеводы кн. Ф. А. Хилкова, безуспешно пытавшихся сначала подавить восстание местными силами, а затем обратившихся за помощью к центральным властям. Таким образом, восстание носило ярко выраженный классовый характер.
Толчком к выступлению послужил приезд в Новгород датского посланника, принятого новгородцами за шведского агента. Возбужденные слухами о намерении правительства продать в Швецию большую партию зерна, несмотря на неурожай, и о приготовлении шведов к нападению на Новгород, посадские люди задержали датского посланника. Затем они вместе со стрельцами захватили Каменный город, а воевода Хилков и дьяк Василий Софонов бежали из Приказной (съезжей) избы на митрополичий двор. Восставшие громили дворы особенно ненавистных им крупных посадских людей, и прежде всего новгородских гостей (купцов) Стояновых, которых обвиняли в том, что они вывозят за рубеж хлеб и мясо.
Центром восстания стала земская изба, в мирное время ведавшая делами посадских людей. Восставшие создали свое правительство, во главе которого встали митрополичий сын боярский, бывший дворецкий Софийского дома Иван Жеглов, -незадолго до того посаженный Никоном в тюрьму и освобожденный народом 16 марта, посадские люди Игнатий Молодожник (Солодовник), Иван Оловяничник, сапожник Елисей Григорьев по прозвищу Лисица. ...
Читать далее