Немецкий гуманизм выступил на историческую арену значительно позже итальянского. Период его влияния весьма непродолжителен. Если не считать ранних предшественников немецкого гуманизма, то этот период придется ограничить последними десятилетиями XV и первыми десятилетиями XVI века. Вполне естественно поэтому, что в литературе, посвященной истерии культурного развития Германии, ставится вопрос о степени самостоятельности немецкого гуманизма по отношению к итальянскому. Следует ли считать немецкий гуманизм простым порождением итальянского, одним из его проявлений, или же следует признать за немецким гуманизмом самостоятельное историческое значение?1
Решение этого вопроса зависит в значительной степени от нашего понимания гуманизма вообще. В известной работе Буркгардта "Культура Возрождения в Италии" гуманизм рассматривается как новая эстетическая культура. Зародившись в чисто светской и аристократической среде, в стороне от теологической и схоластической традиции, гуманизм, по Буркгардту, дал миру новое индивидуалистическое мировоззрение, которое выдвигало совершенно новый взгляд на государство и на общество. Историки, рассматривавшие немецкий гуманизм в свете этой аристократической и эстетико-индивидуалистической теории, характеризовали его лишь как незначительный эпизод итальянского гуманизма. Немецких гуманистов, группировавшихся вокруг университетов, они представляли себе в костюмах и с манерами аристократических придворных кругов Италии. Это направление имело своих сторонников даже в среде немецких историков- шовинистов, которые старались в то же время изобразить самый итальянский гуманизм как порождение германского духа.
Либеральные историки - Штраус и отчасти Людвиг Гейгер - заимствовали из воззрений Буркгардта лишь общий взгляд на возрождение как на ломку старого мировоззрения, как на разрыв с суеверием и со средневековыми авторитетами. Но и они считали немецкий гуманизм лишь придатком к итальянскому.
В конце XIX и в начале XX в. пробивае ...
Read more