Член-корреспондент АН СССР Ю. А . Поляков
К предстоящему в 1985 г. международному конгрессу историков Бюро МК. ИН выдвинуло для рассмотрения в качестве одной из методологических проблем непривычную и для многих неожиданную: "Кинофильмы и история". Автор надеется, что его суждения по фактически не поднимавшейся историками проблеме будут способствовать более основательной и разносторонней подготовке советских историков к ее рассмотрению на конгрессе.
* * *
Человек начал интересоваться прошлым с того момента, как стал человеком. Он начал задумываться о своем прошлом с тех пор, как научился думать. Когда первобытный человек приобрел способность отражать окружающий его мир в рисунках и скульптурах, появилась возможность фиксировать его наглядно, сохранять эти впечатления и передавать их последующим поколениям. Неизвестно, изображал ли древний художник на стене своей пещеры настоящее - сегодняшнюю охоту, только что увиденного мамонта или наиболее памятное из увиденного вчера, позавчера или, опираясь на свое знание, воссоздавал образ самого смелого охотника, самого могучего медведя из уже сложившихся легенд и преданий. Но поскольку настоящее уже завтра превращается в прошлое, наскальная живопись, переходя к потомкам, становилась запечатленной историей.
Быть может, реализованная возможность запечатлеть кусочек жизни на скале, надгробном камне или амулете была великим достижением в духовном развитии человечества. Во всяком случае, для историка эти первые (условно назовем их современным термином - документально-художественные) следы отражения жизни древнего человека имеют ни с чем не сравнимую ценность. Извлеченные из толщи культурного слоя каменные орудия, остатки жилищ и другие археологические раритеты дают представление о людях бесконечно далеких эпох. Но это представление опосредованное - через орудие труда или охоты, через древнейшее украшение, через сваи первых хижин и стертые контуры землянок. А прошлое, запечатленное неведомыми художниками и скульпторами, обладает ...
Читать далее