Жемчуга из средневековых кладов

И.Ю. Бредис, заведующая сектором оптико-физических исследований Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины (Киев)


Одной из наиболее почитаемых драгоценностей у многих народов мира, особенно арабского Востока, считался камень "лу-лу". В русских летописях и былинах его называли "женьчуг" или "жемчуг" (от китайского "чжень-чжу"). Изделия из него были широко распространены на Руси: ожерелья, серьги, браслеты, церковная утварь. Им расшивали праздничную одежду и головные уборы не только князей и бояр, но и простого люда. В древние времена шитье жемчугом считалось сугубо женским искусством. Создавались даже своеобразные мастерские, так называемые "светлицы", где работали рукодельницы. В музейных фондах хранятся многочисленные предметы, украшенные перламутровыми "бусинками". Но всегда ли то, что "на глаз" определяется как жемчуг, соответствует действительности? Ответ на этот вопрос может дать научная атрибуция.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЖЕМЧУГ?

Натуральный жемчуг - округлое или неправильной формы органо-минеральное образование. Вокруг раздражителя, оказавшегося в мантийной полости моллюска, формируется пузырь, на внутренней поверхности которого вырабатывается перламутр в виде сферических слоев, состоящих из ориентированных перпендикулярно к их поверхности микрокристаллов арагонита. Такое радиальное и концентрическое строение - важнейший признак структуры натурального жемчуга.

Главные его составляющие - арагонит, органическое вещество конхиолин, вода, микропримеси алюминия, бария, железа, кремния, марганца, меди, молибдена, чье содержание может варьировать в качественном и количественном соотношениях. Арагонит, входящий в состав перламутра раковин и жемчуга, относится к минералам класса карбонатов Са[СОз] и имеет показатель твердости 3,5-4,0 по шкале Мооса. Плотность жемчуга 2,65- 2,75 г/см 3 . Его строение соответствует строению раковин: железистые клетки мантии выделяют микрокристаллы арагонита в виде мелких чешуек овальной или полигональной (многоугольной) формы. Склеиваясь конхиолином, они накладываются одна на другую подобно кирпичной кладке, образуя слои. В процессе роста происходит постоянное увеличение слоев, которые на макроснимках имеют "трассированную" поверхность. Благодаря такой структуре натуральный жемчуг обладает вязкостью, упругостью, эластичностью, противодействием механическому разрушению, потому при падении на гладкую поверхность (в отличие от искусственного) высоко подскакивает.

Издавна качество жемчуга оценивали по форме, размерам, цвету, блеску. Предпочтение отдавали округлым или грушевидным, а по тонам розовым, желтым, золотистым, голубым, черным.

Цвет взращенной моллюском перламутровой "капельки" обусловливается степенью просвечиваемости внешней оболочки и характером подстилающего слоя (карбонат кальция в форме кальцита или арагонита - бесцветный или белый, конхиолин в тонком срезе - желтоватый, а в толстых слоях - бурый, иногда черный). Некоторые слабые оттенки различных цветов связаны с наличием небольшого количества микропримесей, присутствующих в абсорбированной воде.

В природных условиях преобладает жемчуг неправильной формы. В старину на Руси такой называли "уродцем", "рогатцем". Высококачественный почитали, величая "скатным".

По современной классификации жемчужины с естественными деформациями относят к барочному типу.

По размеру жемчуг бывает мелким - до 2,5 мм, средним - от 2,5 до 6 мм, крупным - свыше 6 мм в диаметре, более 7-8 мм высокого качества встречается редко.

Качество натурального жемчуга зависит от среды обитания моллюска. Если он свободно передвигается в различных направлениях, образуются самые лучшие сферические формы. При ограничении передвижения в одном направлении они получаются овальными или каплевидными. Важными факторами считаются также глубина, стабильные температурные условия, характер рельефа водоема, течение и насыщенность воды кислородом.

Непосредственно с формой связано и другое свойство - блеск, зависящий от ориентации тонких арагонитовых чешуек и их способности пропускать свет на определенную глубину.

Поскольку жемчуг состоит из карбонатного вещества биогенного происхождения, на его физическое состояние негативно влияют повышение температуры, длительное воздействие слабыми растворами кислот, щелочей, даже мыльной воды, приводящие к процессам декарбонатизации. Тем не менее, обработав слабыми растворами соляной или уксусной кислоты и удалив таким образом разрушенный слой и продукты выветривания, можно "оживить" жемчужину и вернуть ей прежний блеск и красоту.

Из-за способности реагировать на кислотные растворы жемчуг считали типичным оберегом. В старину его опускали в чашу с вином, подавая почетному гостю. Тем самым выражали благожелательность, уважение и чистоту помыслов. Если вино было прокисшее или отравленное, жемчужина тускнела и становилась шершавой, как бы предупреждая об опасности.

ИЗ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ ГЛУБИН

Во все времена больше всего ценили жемчуг с Востока - добытый в Персидском заливе у берегов Аравийского полуострова - и с залива Манаар

у северо-западного побережья Цейлона. Отсюда происходит и его название "ориенталь". Он отличается наибольшим блеском с перламутровым отливом и прозрачностью.

А вот основная часть пресноводного жемчуга в X-XII вв. поступала из рек Шотландии, Франции и Ирландии. Главным поставщиком Рима была Англия. Однако там он был невысокого качества, мелкий и неправильной формы, и его использовали преимущественно для изготовления лекарства и пудры.

На Руси в древности (а по документальным свидетельствам первые упоминания относятся к XV в.) жемчуг интенсивно добывали в Северной Двине и ее притоках, в реках вблизи Новгорода Великого, где находили крупные экземпляры для ожерелий.

Пресноводный жемчуг отличается от морского как по характеру деформаций, что обусловлено его быстрым ростом в реках, так и по химическому составу. Для него характерно присутствие марганца в примесях, выявление которого относят к важным диагностическим признакам.

Среди жемчужин различают натуральные, искусственные и имитации. Хотя в коммерческих целях искусственный жемчуг получил распространение в начале 1920-х годов, в Китае уже 3 тыс. лет назад использовали раковины моллюсков для покрытия небольших предметов слоем перламутра. Приоткрывая створки раковины, бамбуковой палочкой вводили небольшие фигурки из кости, дерева или бронзы. Через несколько месяцев, а иногда через 2-3 года, предмет, "одетый" в перламутр, вынимали. Именно таким образом изготавливали фигурки Будды. В XIII в. там знали способ получения искусственного жемчуга путем внедрения мелких частичек в мантию.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

На протяжении значительного периода специалисты отрабатывали объективные методы распознавания жемчуга. Существенное различие между натуральным и искусственным заключается во внутреннем строении: в первом на срезе все слои размещены концентрично вокруг ядра, во втором - имеется сплошное ядро, и лишь внешняя его оболочка концентрическая.

Чаще всего применяют классический неразрушающий способ исследования - рентгенографический, исключающий какие-либо ошибки. Дело в том, что при прохождении рентгеновских лучей сквозь жемчуг формируется картинка, указывающая на его происхождение. Если образование натуральное, возникает шестигранное пунктирное изображение, в противном случае оно четырехгранное (или в виде мальтийского креста). Это различие - результат дифракции (рассеивания) лучей, проникающих через кристаллическую структуру арагонитовых пластин.

Более новая методика, предложенная в 80-х годах XX столетия американскими учеными А. Александром и Н. Шервудом, - радиографическая - основана на облучении жемчуга. Образование в центре более ясного, чем по краям, пятна с мягкими и бесконтрастными переходами свидетельствует о природном происхождении. Появление же между более и менее ясными участками черной граничной линии - признак его искусственного происхождения.

А вот отличить речной жемчуг от морского помогает ультрафиолетовая люминесценция. При облучении пресноводного наблюдается зеленоватое свечение (оно обусловлено присутствием марганца), морской такого эффекта не дает.

ПРЕОДОЛЕВАЯ БАРЬЕРЫ ВРЕМЕНИ

При атрибуции успешно применяют различные методы в зависимости от цели исследования. Однако и сегодня диагностика древнего жемчуга, особенно археологического, представляет определенную сложность. Ведь в данном случае важно иметь представления не только об его формировании и старении, но и одиагенетических(*) изменениях и физическом состоянии на различных этапах процессов разрушения и превращения карбонатного вещества.

Опираясь на общие сведения, а также на основании анализа химического состава и структурного соответствия были изучены средневековые жемчужины из женских украшений периода Киевской Руси X-XIII вв.

В 1997 г. во время раскопок на территории Михайловского златоверхого собора в Киеве (работы проводила архитектурно-археологическая экспедиция Института археологии Национальной академии наук Украины) был открыт древнерусский клад XII-XIII вв. В него входили золотые и серебряные предметы, перстни, трехбусинные серьги, браслеты и 23 гривны киевского типа. Один из браслетов по стилистике исполнения принадлежит к иранскому типу. Первоначально он состоял из соединенных вместе золотых створок, украшенных ажуром и аметистовыми вставками. По их краям, в углублениях, находились жемчужинки, нанизанные на тонкую серебряную нить. Со временем створки браслета и серебряная нить распались на отдельные фрагменты. Жемчужинки же сохранились в удовлетворительном состоянии. Все они средние по размеру - 2,5 мм - и имеют одинаковую правильную округлую форму, цвет темный с металлическим отливом. Однако такая окраска вряд ли соответствует первоначальной. Установлено, что через 200 лет в результате распада конхиолина жемчуг может чернеть и напоминать по цвету вороненую сталь.

Анализ химического состава жемчужины показал наличие карбонатного вещества, присутствие микропримесей не обнаружено. А микроструктурные исследования внутреннего строения на поперечном срезе с помощью растрового электронного микроскопа выявили концентрическую (кольцевую) структуру, состоящую из плотно уложенных арагонитовых пластин. При увеличении в 2000 раз, кроме тонкой "трассированной структуры поверхности, сформировавшейся в процессе роста жемчужины, можно увидеть радиально ориентированные микрокристаллы арагонита, из которых складывается каждое кольцо в отдельности.

Все эти признаки несомненно говорят о природном происхождении данных жемчужин и позволяют отнести их к высококачественному жемчугу "ориенталь".

Интересно было сопоставить их с "бусинами" из вышивки диадемы времен Киевской Руси XII-XIII вв., фрагменты которой хранятся в фондах Музея исторических драгоценностей Украины (МИДУ, Киев). Она принадлежит к женским украшениям княжеского типа из клада, обнаруженного в Киеве в 1939 г. во время археологического изучения фундаментов Десятинной церкви. Обнаруженные предметы находились в тайнике в западной части центрального нефа и были принесены туда перед разгромом церкви монголо-татарами в декабре 1240г.

По описанию археологов, у останков женщины, трагично погибшей под руинами церковных стен, находилось скопление драгоценностей. И среди них - диадема, состоящая из 9 тонких золотых пластин, нашитых на текстильную основу из хлопковых волокон. Каждая из пластин имела в центре рельефный рисунок в виде цветка лилии (крина) с фигурной прорезью, заполненной зернами жемчужин.

Однако, как выяснилось в ходе исследований, драгоценные элементы оказались... имитацией: вместо целостной металлической пластины - плотный слой мелкозернистого цемента с клеевой прослойкой в виде аморфного вещества темно-коричневого цвета. На нем находилась тонкая фольга из сплава на основе золота с примесью серебра и меди. С внешней стороны изделие покрыто прозрачной органической пленкой.

Жемчужины на первый взгляд тоже не производили впечатления натуральных. Мелкие по размеру (1,5-2 мм), они содержали, кроме карбонатного вещества, микропримеси стронция, меди, свинца, цинка, железа. Сильно коррелированная поверхность "бусин" состояла из мелких, радиально ориентированных чешуек. От прикосновения хрупкие "бусинки" рассыпались, открывая полость внутри сфер.

Такие структурные особенности не относятся к характерным признакам натурального жемчуга. Но в данном случае важно учитывать, что диадема "пережила" пожар в XIII в., а в последующие 700 лет на нее негативно влияли почвенные растворы. Корродированность поверхности можно объяснить процессами декарбонатизации, характерными при умирании жемчужин. Специалисты знают: этому процессу способствуют высыхание и разрушение органического вещества, механические повреждения, растворение поверхностного слоя, переход арагонита в кальцит (как следствие продолжительного воздействия высоких температур), растрескивание при резких изменениях условий нахождения. Принимая во внимание все перечисленные факторы, можно сделать вывод: диадема была украшена недорогим мелким природным жемчугом, который прошел все стадии "старения" и "умирания" и сохранился до нашего времени лишь в виде декарбонатизованных остатков. Тем не менее он имеет значительную историческую ценность как свидетельство древних технологий изготовления украшений, привозимых в Киевскую Русь из других стран.

Еще одна "бусина" размером 1,5 мм из обнизи колта(*) времен Киевской Руси XII в. (по предварительной атрибуции "жемчуг") поступила на исследование из фондов Национального музея истории Украины. При незначительном нажатии она распалась на мелкие частички, открыв таким образом внутреннюю пустоту. На изломе сферы зафиксирована раковистая структура, характерная для стеклянной поверхности, а с внутренней стороны - покрытие в виде тонкой серебристой пленки. Дополнительный анализ химического состава методом рентгеноспектральной флюоресценции показал наличие свинца, железа и меди при полном отсутствии признаков карбонатного вещества. По всем показателям изученная обнизь колта - имитация жемчуга, выполненная из стеклянных бусин (бисера).

Как видим, при диагностических определениях и интерпретации результатов исследований, особенно археологического жемчуга, в каждом отдельном случае необходимы индивидуальный подход и осторожность выводов. Древние жемчужины, как и сама история, несут в себе тайну, однако современная наука позволяет ее приоткрыть.

Артур Левашов · 3774 days ago 0 5093
Professional Authors' Comments:
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Library guests comments




Actions
Rate
0 votes
Publisher
Артур Левашов
Киев, Ukraine
16.12.2013 (3774 days ago)
Link
Permanent link to this publication:

https://elibrary.com.ua/blogs/entry/Жемчуга-из-средневековых-кладов?lang=en


© elibrary.com.ua
 
Library Partners

ELIBRARY.COM.UA - Digital Library of Ukraine

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Жемчуга из средневековых кладов
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UA LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Ukraine ® All rights reserved.
2009-2024, ELIBRARY.COM.UA is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Ukraine


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android